Устное народное творчество
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ковальчук Валентина Александровна

   Тема: Устное народное творчество:

                                       «По следам фольклора»

Цель: приобщать детей к устному народному творчеству. Закрепить знания потешек, знание сказок, персонажей сказок по загадкам, народных песенок, прибауток.

Программные задачи:

1. Продолжать учить интонационно, выразительно рассказывать потешки, отгадывать загадки.

2. Развивать и активизировать речь детей, побуждая их к высказываниям,

построению сложных предложений.

 3. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным сказкам.

4. Способствовать развитию умения слушать потешки. Вызвать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_2.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

                            Образовательная деятельность «Речевое развитие

   Тема: Устное народное творчество:

                                       «По следам фольклора»

Цель: приобщать детей к устному народному творчеству. Закрепить знания потешек, знание сказок, персонажей сказок по загадкам, народных песенок, прибауток.

Программные задачи:

1. Продолжать учить интонационно, выразительно рассказывать потешки, отгадывать загадки.

2. Развивать и активизировать речь детей, побуждая их к высказываниям,

построению сложных предложений.

 3. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным сказкам.

4. Способствовать развитию умения слушать потешки. Вызвать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.

                         Ход образовательной деятельности:

                            Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, вы пришли вдетский сад и я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся с вами и с нашими гостями.

                 (Здравствуйте ручки, хлоп-хлоп-хлоп!)         садятся

                 Воспитатель: А какое время суток сейчас, кто мне ответит?

Дети: Утро!

Воспитатель: верно, утро. Утро начинается с рассвета, все вокруг просыпается, а вы, ребята, проснулись?

Дети: Да!

Воспитатель: А как вы думаете, кто еще просыпается кроме вас утром?

                                Ответы детей.

Воспитатель: А я знаю, кто первым просыпается всегда, но вот кто не отвечу, а загадаю вам загадку, и вы узнаете, кто же просыпается каждое утро самым первым? Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Слушайте внимательно:

Ночью спрячется оно

Станет во дворе темно,

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное …. Солнце!

Воспитатель: правильно, солнышко, молодцы, ребята! А вы стихи про солнышко знаете?

Дети: Да!

1 ребенок:

 Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко,

Ждут,тебя,детки,
Ждут малолетки.

2 ребенок:

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Воспитатель: А давайте для солнышка скажем закличку, становитесь в хоровод:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Твои детки играют

Воробышков пугают,

А малину рвут

И нам не дают.

Медведю по ложке,

А нам ни крошки.

                                  Входит ребенок – Солнышко

Воспитатель: Здравствуй, Солнышко! Ты нас обогреть пришло? Порадовать?

Солнышко: Я пришло потому, что вы меня звали, а греть сегодня я вас не смогу, беда у меня, помощь нужна мне, иначе не светить мне больше и не греть. Ребята, помогите, крокодил хотел  проглотить  меня, он схватил меня, потрепал немного, я вырвалось с его лап, но теперь я по небу не могу  гулять и светить. Что- то не так у меня, но не пойму что? Я пойду, оставляю вам свой портрет, может, вы догадаетесь, что со мной.

Отдает портрет воспитателю

Воспитатель: Солнышко, не надо грустить. Мы сможем тебе помочь, я думаю, оставайся с нами.  А хочешь, мы тебя развеселим? Послушай потешку:

Смотрит  солнышко в окошко

Светит в нашу комнату,

Мы похлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

Солнышко: Нет, я побегу, ведь все тропинки в лесу темные, трудно зверям будет, постараюсь им помочь.  До свидания!

                                         Солнышко уходит

 Воспитатель: Давайте посмотрим на портрет солнышка. Почему оно сказало, что не может светить? Почему ему стало вдруг грустно? Как вы думаете?

Дети: Лучиков не хватает.

Воспитатель: Да и правда, лучиков не хватает. А что случилось с Солнышком?  Кто его обидел? Хитрый крокодил,  где то тут спрятал лучики,  а  нам нужно, что сделать?

Дети: найти лучики.  

                                Музыка «Солнышко и дождик»

 Воспитатель: Ой. Ребята, дождик идет. А давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».

Воспитатель: Молодцы! А теперь будем искать лучики. А поможет нам волшебный клубочек. Я бросаю клубочек, а куда попадет он, там и остановимся.

            Бросает клубок в книжный уголок на книгу. Дети идут рядом.

Воспитатель: куда упал клубочек?

Дети: на книгу.

Воспитатель: верно, посмотрим, что здесь. А здесь послушайте вот что:

Ночью он совсем не спит

Дом от мышек сторожит.

 Молоко из миски пьет

Ну конечно это … Кот    

                           На фланелеграфе картинка кота, или игрушка.

Воспитатель: верно, молодцы! А давайте котику расскажем потешку и похвалим его.                         Все вместе:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет

 Через киску упадет.

Воспитатель: А вот и лучик здесь. Один лучик мы нашли. Будем искать еще лучики.

Воспитатель: но тут еще одна загадка:

Как будильник на заре

Всех он будит во дворе.

Ходит он не в сапогах,

Но есть шпоры на ногах.

Вместо шапки гребешок

Кто же это? …  Петушок

Воспитатель: Ребята, а что любит кушать петушок

Дети: Жуков, пауков, червячков, зернышки.

Воспитатель: А давайте расскажем потешку про жука:

По лужайке по ромашке

Жук летел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Воспитатель: ребята, а кто знает про петушка потешку?

Ребенок:

 Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даешь.

Воспитатель: А вот и второй лучик. Какие вы молодцы! Бросаем клубочек снова. Ой, клубочек попал в царство Бабушки Ягуси. А где живет Бабушка Яга?

Дети: В лесу в избушке на курьих ножках.

Воспитатель: А как мы туда доберемся?

Дети: на поезде.

Воспитатель: но, чтобы попасть на него, нужно вспомнить пословицы. Вы их знаете?

Дети: да!

Воспитатель: ну, тогда начинаем и заработаем еще лучик.

             Дети говорят и становятся паровозиком.

  1. Сделал дело - гуляй смело.
  2. В гостях хорошо, а дома лучше.

3. Солнце сияет, а месяц только светит.

4.  Без труда- не вытянешь рыбку из пруда.

    5. Солнце пригреет, всё поспеет.

   6. Нет друга-ищи, а нашел-береги.

Воспитатель: Молодцы, еще один лучик заработали. Уже у нас три лучика. Поехали!

             Играет музыка «Паровоз – букашка»; подьезжают к домику:

Воспитатель: вот еще задание: надо назвать нам, как называется этот домик?

В этом домике живет

Очень маленький народ. Кто?

Дети: Мышка, лягушка, зайчик, лиса, серый волчек и медведь.

Воспитатель:

Вот чудеса!

Только мишка не помог,

Развалил их….

Дети: Теремок!

Воспитатель: верно, это теремок. Ребята, а что же произошло потом, когда развалился теремок. А звери построили новый дом и пригласили к себе гостей. А чем встречают гостей.

Дети: угощением, пирогами, пельменями. Тогда давайте замесим зверям пельмени.

Физминутка: «Тесто замесили»

                                       

  Сели на стульчики

Воспитатель: вот еще один лучик заработали.  Но нам не хватает еще одного лучика.  Бросаем клубочек. Вот интересно, письмо лежит. Прочитаем что там? А здесь вот что: Пятый лучик в сундуке. Найдите его, а ключ находится в отгадках героев сказок:

  1. Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке…. Колобок

  1. Возле леса на опушке

    Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?..... Три медведя

Воспитатель:

А теперь начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Две сороки, соловей.

Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили.

Не читать, не писать,

А за мышками скакать.

Воспитатель: А теперь скороговорка:

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

                    Ответы индивидуально несколько детей.

Воспитатель: Молодцы, я надеюсь, что лучик последний мы получили. Но он в сундучке. А где же сундук? Нужно найти его.

                         Дети ищут сундучок, достают лучик.

Воспитатель: теперь у нас пять лучиков. А теперь позовем Солнышко и отдадим ему лучики.

                                           Солнышко, посвети!

  Яркое посвети, вот так!

                      Появляется солнышко.

Солнышко: Вы меня звали? 

Дети: да!

Воспитатель: звали, мы тебя, Солнышко. Мы нашли все твои лучики, вот возьми, и не грусти. Знай, что ребята всегда помогут другу, ведь друга нельзя оставлять в беде, ведь один - в поле не воин!

Солнышко: спасибо вам! утешили вы меня, придется все лето теперь вас греть и не скучать, проводите меня, ребята? До свидания!

               Воспитатель подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...