Устное народное творчество
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Устное народное творчество:
«По следам фольклора»
Цель: приобщать детей к устному народному творчеству. Закрепить знания потешек, знание сказок, персонажей сказок по загадкам, народных песенок, прибауток.
Программные задачи:
1. Продолжать учить интонационно, выразительно рассказывать потешки, отгадывать загадки.
2. Развивать и активизировать речь детей, побуждая их к высказываниям,
построению сложных предложений.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным сказкам.
4. Способствовать развитию умения слушать потешки. Вызвать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность «Речевое развитие
Тема: Устное народное творчество:
«По следам фольклора»
Цель: приобщать детей к устному народному творчеству. Закрепить знания потешек, знание сказок, персонажей сказок по загадкам, народных песенок, прибауток.
Программные задачи:
1. Продолжать учить интонационно, выразительно рассказывать потешки, отгадывать загадки.
2. Развивать и активизировать речь детей, побуждая их к высказываниям,
построению сложных предложений.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным сказкам.
4. Способствовать развитию умения слушать потешки. Вызвать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.
Ход образовательной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, вы пришли вдетский сад и я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся с вами и с нашими гостями.
(Здравствуйте ручки, хлоп-хлоп-хлоп!) садятся
Воспитатель: А какое время суток сейчас, кто мне ответит?
Дети: Утро!
Воспитатель: верно, утро. Утро начинается с рассвета, все вокруг просыпается, а вы, ребята, проснулись?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы думаете, кто еще просыпается кроме вас утром?
Ответы детей.
Воспитатель: А я знаю, кто первым просыпается всегда, но вот кто не отвечу, а загадаю вам загадку, и вы узнаете, кто же просыпается каждое утро самым первым? Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно:
Ночью спрячется оно
Станет во дворе темно,
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное …. Солнце!
Воспитатель: правильно, солнышко, молодцы, ребята! А вы стихи про солнышко знаете?
Дети: Да!
1 ребенок:
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко,
Ждут,тебя,детки,
Ждут малолетки.
2 ребенок:
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Воспитатель: А давайте для солнышка скажем закличку, становитесь в хоровод:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Твои детки играют
Воробышков пугают,
А малину рвут
И нам не дают.
Медведю по ложке,
А нам ни крошки.
Входит ребенок – Солнышко
Воспитатель: Здравствуй, Солнышко! Ты нас обогреть пришло? Порадовать?
Солнышко: Я пришло потому, что вы меня звали, а греть сегодня я вас не смогу, беда у меня, помощь нужна мне, иначе не светить мне больше и не греть. Ребята, помогите, крокодил хотел проглотить меня, он схватил меня, потрепал немного, я вырвалось с его лап, но теперь я по небу не могу гулять и светить. Что- то не так у меня, но не пойму что? Я пойду, оставляю вам свой портрет, может, вы догадаетесь, что со мной.
Отдает портрет воспитателю
Воспитатель: Солнышко, не надо грустить. Мы сможем тебе помочь, я думаю, оставайся с нами. А хочешь, мы тебя развеселим? Послушай потешку:
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнату,
Мы похлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Солнышко: Нет, я побегу, ведь все тропинки в лесу темные, трудно зверям будет, постараюсь им помочь. До свидания!
Солнышко уходит
Воспитатель: Давайте посмотрим на портрет солнышка. Почему оно сказало, что не может светить? Почему ему стало вдруг грустно? Как вы думаете?
Дети: Лучиков не хватает.
Воспитатель: Да и правда, лучиков не хватает. А что случилось с Солнышком? Кто его обидел? Хитрый крокодил, где то тут спрятал лучики, а нам нужно, что сделать?
Дети: найти лучики.
Музыка «Солнышко и дождик»
Воспитатель: Ой. Ребята, дождик идет. А давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Молодцы! А теперь будем искать лучики. А поможет нам волшебный клубочек. Я бросаю клубочек, а куда попадет он, там и остановимся.
Бросает клубок в книжный уголок на книгу. Дети идут рядом.
Воспитатель: куда упал клубочек?
Дети: на книгу.
Воспитатель: верно, посмотрим, что здесь. А здесь послушайте вот что:
Ночью он совсем не спит
Дом от мышек сторожит.
Молоко из миски пьет
Ну конечно это … Кот
На фланелеграфе картинка кота, или игрушка.
Воспитатель: верно, молодцы! А давайте котику расскажем потешку и похвалим его. Все вместе:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет
Через киску упадет.
Воспитатель: А вот и лучик здесь. Один лучик мы нашли. Будем искать еще лучики.
Воспитатель: но тут еще одна загадка:
Как будильник на заре
Всех он будит во дворе.
Ходит он не в сапогах,
Но есть шпоры на ногах.
Вместо шапки гребешок
Кто же это? … Петушок
Воспитатель: Ребята, а что любит кушать петушок
Дети: Жуков, пауков, червячков, зернышки.
Воспитатель: А давайте расскажем потешку про жука:
По лужайке по ромашке
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Воспитатель: ребята, а кто знает про петушка потешку?
Ребенок:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даешь.
Воспитатель: А вот и второй лучик. Какие вы молодцы! Бросаем клубочек снова. Ой, клубочек попал в царство Бабушки Ягуси. А где живет Бабушка Яга?
Дети: В лесу в избушке на курьих ножках.
Воспитатель: А как мы туда доберемся?
Дети: на поезде.
Воспитатель: но, чтобы попасть на него, нужно вспомнить пословицы. Вы их знаете?
Дети: да!
Воспитатель: ну, тогда начинаем и заработаем еще лучик.
Дети говорят и становятся паровозиком.
- Сделал дело - гуляй смело.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
3. Солнце сияет, а месяц только светит.
4. Без труда- не вытянешь рыбку из пруда.
5. Солнце пригреет, всё поспеет.
6. Нет друга-ищи, а нашел-береги.
Воспитатель: Молодцы, еще один лучик заработали. Уже у нас три лучика. Поехали!
Играет музыка «Паровоз – букашка»; подьезжают к домику:
Воспитатель: вот еще задание: надо назвать нам, как называется этот домик?
В этом домике живет
Очень маленький народ. Кто?
Дети: Мышка, лягушка, зайчик, лиса, серый волчек и медведь.
Воспитатель:
Вот чудеса!
Только мишка не помог,
Развалил их….
Дети: Теремок!
Воспитатель: верно, это теремок. Ребята, а что же произошло потом, когда развалился теремок. А звери построили новый дом и пригласили к себе гостей. А чем встречают гостей.
Дети: угощением, пирогами, пельменями. Тогда давайте замесим зверям пельмени.
Физминутка: «Тесто замесили»
Сели на стульчики
Воспитатель: вот еще один лучик заработали. Но нам не хватает еще одного лучика. Бросаем клубочек. Вот интересно, письмо лежит. Прочитаем что там? А здесь вот что: Пятый лучик в сундуке. Найдите его, а ключ находится в отгадках героев сказок:
- Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке…. Колобок
- Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?..... Три медведя
Воспитатель:
А теперь начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Две сороки, соловей.
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили.
Не читать, не писать,
А за мышками скакать.
Воспитатель: А теперь скороговорка:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Ответы индивидуально несколько детей.
Воспитатель: Молодцы, я надеюсь, что лучик последний мы получили. Но он в сундучке. А где же сундук? Нужно найти его.
Дети ищут сундучок, достают лучик.
Воспитатель: теперь у нас пять лучиков. А теперь позовем Солнышко и отдадим ему лучики.
Солнышко, посвети!
Яркое посвети, вот так!
Появляется солнышко.
Солнышко: Вы меня звали?
Дети: да!
Воспитатель: звали, мы тебя, Солнышко. Мы нашли все твои лучики, вот возьми, и не грусти. Знай, что ребята всегда помогут другу, ведь друга нельзя оставлять в беде, ведь один - в поле не воин!
Солнышко: спасибо вам! утешили вы меня, придется все лето теперь вас греть и не скучать, проводите меня, ребята? До свидания!
Воспитатель подводит итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»
Моя работа, о развитие компонентов устной речи у детей с помощью устного народного творчества....

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
