Консультация для родителей "Роль общения в развитии детей"
консультация по развитию речи
Общение является фундаментальным аспектом развития детей дошкольного возраста, оказывающим глубокое влияние на формирование их личности, интеллекта и социальных навыков. В процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок усваивает нормы поведения, учится выражать свои мысли и чувства, а также понимать эмоции других людей.
Развитие речи и мышления тесно связано с общением. В диалоге с взрослыми и сверстниками дети расширяют свой словарный запас, учатся строить грамматически правильные фразы и формулировать свои мысли. Общение стимулирует развитие познавательных процессов, таких как внимание, память и воображение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с вами сегодня собрались, чтобы обсудить роль общения в развитии наших детей.
Общение является важнейшим фактором и условием в жизни человека. Коммуникативные умения закладываются в раннем детстве. Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении с взрослыми, а позже с детьми. Опыт общения и совместная деятельность — это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития.
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является началом для дальнейшего развития личности ребенка.
Давайте рассмотрим вопрос о том, что происходит с ребенком, когда он лишен общения со взрослыми.
Тезис 1. Без постоянного эмоционального общения ребенка со взрослым на первых месяцах жизни нарушается нормальное физическое развитие ребенка:
- замедляется его физический рост;
- понижается иммунитет, а, следовательно, сопротивляемость организма болезням.
Тезис 2. Отсутствие общения со взрослым может привести к гибели ребенка.
Аргумент: Как научный факт - отрицательные последствия ограничения общения детей в приюте стали рассматриваться лишь в начале XX века. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Рене Шпитц отмечает, что дети лежали в стеклянных боксах, у них не было постоянного эмоционального общения со взрослыми. Подобное содержание детей приводило к возникновению госпитализма: ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Снижение физиологической активности, снижение аппетита, увеличение продолжительности сна и острая тоска часто приводили к гибели ребенка.
Тезис 3. Нарушается социально-психическое развитие ребенка. Без постоянного контакта со взрослым ребенок не становится человеком в полном смысле этого слова, так как:
- не овладевает нормами и правилами поведения в обществе;
- не сможет эффективно общаться с окружающими его людьми;
- не сможет освоить человеческие виды деятельности, так как овладевает всем этим по подражанию взрослому
Аргумент: Тщательное психологическое описание одного из случаев отсутствия у индивида возможности общаться с другими людьми и ее последующего преодоления дала в своей знаменитой работе Анна Фрейд. Она наблюдала за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. Анна Фрейд отмечает, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок - приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, - заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам - дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей.
Похожую историю наблюдали Йозеф Лангмейер и Зденек Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях. Их воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство»
Тезис 4. Ранее общение с ребенком способствует формированию у него оптимизма и доверия к миру и к себе самому, чувства защищенности, что придает ему уверенность в своих силах.
Аргумент: После прихода в этот мир у ребенка начинается первый этап формирования доверия. Ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослых. Если с рождения ребенок знает, что мама всегда рядом и всегда сможет прийти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять; он знает, что никогда не останется один. Если так и происходит, то у ребенка со временем формируется и доверие к другим людям — сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще. Если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко, если вообще будет. И когда такой ребенок вырастет, то ему будет сложно доверять людям, открываться им.
Чтобы проверить эту теорию, проводились эксперименты с животными. Были взяты две группы собак из одного и того же помета. Щенки в первой группе содержались все вместе и могли беспрепятственно общаться друг с другом и с мамой. Животные из второй группы размещались по «одиночным» клеткам и были, таким образом, предоставлены только сами себе. Когда щенят из этих двух групп сравнили между собой, оказалось, что животные из изолированных клеток более боязливы и подвержены влиянию окружающей среды, чем те, которые содержались все вместе.
Тезис 5. Общение со взрослым способствует исправлению дефектов в развитии ребенка.
Аргумент: Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Общение влияет на психическое развитие ребенка: ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков); позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития); позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Таким образом, мы с вами выяснили, что без постоянного эмоционального общения ребенка со взрослым нарушается его нормальное физическое, социально-психическое развитие. Чтобы этого не допускать, нам нужно больше общаться с ребёнком, потому что общение является важнейшим фактором и условием в жизни человека. Оно способствует исправлению дефектов в развитии ребенка и формированию у него оптимизма, доверия к миру, к себе самому, чувства защищенности, что придает ему уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола "Игра - забава, или средство общения и развития детей?"
Целью данного материала является повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи....
Консультация для родителей "Общение родителей и детей»
Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления человека как личности. Особенности поведения и самочувствия ребенка зависит от стиля воздействия на него родителе...
Консультация «Влияние стиля общения на развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация «Влияние стиля общения на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всег...

Консультация для родителей «Общение родителей и детей»
Консультация для родителей «Общение родителей и детей»...

Консультация для родителей "Общение - средство развития речи"
Общение - oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.Основным средством об...

Публичная консультация для родителей "Общение родителей и детей в предновогодние и новогодние праздники"
Нас с вами скоро ждут новогодние праздники. Всем взрослым и детям придется остаться надолго вместе в кругу семьи. В этот период (период новогодних каникул) общение между взрослыми и детьми становится ...
Консультация для родителей "Роль общения в развитии детей"
Общение является фундаментальным аспектом развития детей дошкольного возраста, оказывающим глубокое влияние на формирование их личности, интеллекта и социальных навыков. В процессе взаимодействия с ок...