Логопедический лэпбук "Маша в гостях у звука Л"
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, учителю-логопеду необходимо придумывать новые, интересные дидактические пособия и игры, которые помогали бы успешно реализовать задачи по развитию всех компонентов речи и создали бы у детей мотивацию к усвоению новых знаний, умений и навыков.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» — говорил К.Д. Ушинский. Именно такой занимательной и инновационной формой работы с детьми дошкольного возраста является лэпбук (в переводе с английского означает «книга на коленях»). Логопедический лэпбук — это многофункциональная тематическая папка, авторская методическая разработка с большими потенциальными возможностями.

Лэпбук отвечает требованиям ФОП и ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:

  • информативность: помогает лучше понять и закрепить материал;
  • полифункциональность: способствует развитию творчества, воображения, возможно использование как индивидуально, так и с группой детей;
  • вариативность: каждая часть имеет несколько вариантов использования;
  • доступность: структура и содержание доступны для детей дошкольного возраста;
  • насыщенность: обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_lepbuk_zvuk_l_1.docx8.21 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический лэпбук «Маша в гостях у звука [л]»

Тема: «Маша в гостях у звука [л]».

Цель: автоматизировать звук [л] в речи.

Задачи:

- закреплять произношение звука [л] изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи;

- формировать лексико-грамматические навыки;

- формировать навыки звукового и слогового анализа;

- развивать внимание, память, мышление;
- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать интерес к занятию.

Содержание лэпбука:

Артикуляционная гимнастика

Цель: подготовка органов артикуляции к произнесению звука [л].

Артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом для самоконтроля. Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-10 раз, каждое статическое упражнение выполняется под счет до 10.

Характеристика звука [л]

(артикуляционный уклад звука и его признаки: гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

Цель: объяснить положение органов артикуляции (губы, зубы, язык); учить определять характер выдыхаемой воздушной струи; формировать умение давать характеристику звуку по признакам с опорой на символы звука.

Рассмотреть профиль звука, положение органов артикуляции при произнесении звука, сравнить свою артикуляцию с представленной схемой, использую зрительный контроль, определить характер воздушной струи (ладонью ощущается теплый воздух, струя воздуха идет по бокам языка), рассмотреть изображенные символы звука: синий круг-согласный звук, молоток-твердый звук, колокольчик-звонкий звук. Дать характеристику звука с опорой на кинестетические ощущения от органов артикуляционного аппарата.

Звуковая дорожка

Цель: автоматизировать изолированный звук [л].

Показать как гудит пароход. Произнесение звука сопровождается движением пальца по дорожке.

Слоговые песенки

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах.

«Спеть» (протяжно произнести) слоги со звуком [л]: прямые и обратные.

Игра «Лабиринт»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах.

Вариант №1:

Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные картинки. Движение пальца начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

Вариант № 2:

Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, зал — налево, пенал — вверх, бокал — направо....

Вариант №3:

Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, — через одну.

Вариант № 4:

Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем двигается в обратном направлении, называя слова.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах; развивать логическое мышление.

Найти в каждом ряду лишнюю картинку и назвать ее. Объяснить свой выбор. Назвать все лишние картинки, чётко произнося звук [л] .

Игра «Составь предложение»

Цель: автоматизировать звук [л] в предложениях.

Составить предложения о Владике и Миле по схемам с опорой на картинки. Образец: Владик... ёлка. — Владик нарядил ёлку.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах и словосочетаниях; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ответить на вопросы, отчётливо произнося звук [л].

Образец: Солдатик из олова какой? — Оловянный.

Игра «Аналогии»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах и предложениях; развивать логическое мышление.

Рассмотреть и назвать все картинки. Найти подходящие друг другу картинки из красной и синей рамочек и соединить их. Рассказать, что получилось — составить словосочетания по образцу. Образец: яблоня и яблоко (лошадь и седло, белка и дупло, лодка и весло, водолаз и ласты, полотенце и мыло).

Игра «Один-много»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах; учить согласовывать прилагательные с существительными в числе.

Назвать картинки, четко произнося [л]. Изменить слово по образцу: лодка-лодки. Посчитать количество предметов на картинке. Образец: одна лодка, много…(лодок); одна лодка, две лодки,…пять лодок.

Чистоговорки и скороговорки

Цель: автоматизировать звук [л] в чистоговорках и скороговорках.

Повторить чистоговорки и скороговорки сначала медленно, затем быстрее и в быстром темпе.

Слоговые вагончики «Сколько слогов в слове?»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах; формировать умение анализировать слоговую структуру слова с опорой на схему (поезд, где в первом вагоне слова с одним слогом, во втором-с двумя и т.д.).

Помочь пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назвать каждого пассажира (предметные картинки), выделяя звук [л]. Прохлопать в ладоши количество слогов в каждом слове и определить, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика).

Звуковые домики «Где спрятался звук?»

Цель: автоматизировать звук [л] в словах; формировать умение проводить звуковой анализ слов.

Назвать картинки, выделяя звук [л]. Найти слова, в которых звук [л] находится в начале, в середине, в конце. «Расселить» картинки с учетом позиции звука в слове с опорой на схемы: в первый домик картинки, в названии которых звук [л] слышится в начале слова, во второй домик- картинки со звуком в середине, в третий-где звук в конце слова. Составить предложение с каждым словом-названием картинки. Придумать свои примеры слов для каждой схемы.

Рассказ по картинкам

Цель: автоматизировать звук [л] в связной речи.

Рассмотреть сюжетные картинки. Составить по ним рассказ.

Разработала:

учитель-логопед

Казакова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «В гости к звукам [С - З]».

Конспект по дифференциации звуков [C - З]. В Ходе занятия решаются такие задачи как: развитие фонематического слуха, закрепление умения дифференцировать понятия звук-слог-слово-предложение, профилакти...

Конспект логопедического занятия «В гостях у белочки» (занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах)

В занятии решаются следующие задачи:Ø автоматизировать произношение звука «Р» в слогах, словах;Ø развивать фонематический слух;Ø развивать навыки фонематического анализа;Ø развивать движения тонкой мо...

Конспект НОД в логопедической подготовительной группе "В гостях у звука Л"

В данном конспекте представлены игровые упражнения на автоматизацию звука "Л" у детей....

Конспект логопедического занятия . В гости к звукам «Р» и «Рь» .

В данном конспекте в игровой форме дети выполняют задания по автоматизации звуков Р и Рь. Закрепляют сонорный звук Р и Рь в слогах, словах,  предложениях и в связной  речи.Развитивают артику...

Логопедический праздник: "В гости к звукам"

Логопедический праздник для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности...

Логопедическое пособие "В гостях у звука З"

Альбом «В гостях у звука [З]» предназначен для работы над постановкой и автоматизацией звука....