Мастер- класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Боричева Надежда Михайловна

Современность диктует нам новые подходы к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в учебном процессе.

Монологическая речь у старших дошкольников, особенно имеющих речевые нарушения, вызывает большие трудности. Неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных дошкольников. Сегодня, наряду с традиционными методами и приёмами, на помощь приходят инновационные, одним из которых  является технология развития речи детей - сторителлинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx662.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов

«Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Боричева Н.М.

Современность диктует нам новые подходы к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в учебном процессе.

Монологическая речь у старших дошкольников, особенно имеющих речевые нарушения, вызывает большие трудности. Неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных дошкольников. Сегодня, наряду с традиционными методами и приёмами, на помощь приходят инновационные, одним из которых является технология развития речи детей - сторителлинг.

Технологию сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Модное слово «сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов, историй и т. п.

Сторителлинг - педагогическая технология, которая выстроена в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, и направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Это способ передачи информации через рассказывание историй. Истории могут быть как абсолютно фантастическими, так и приближёнными к реальности. Придумывая истории самостоятельно, а не просто пересказывая чьи-то, данная техника помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.

Технологию «сторителлинг» можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

На основе технологии «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» ( «Кубики историй»). Это 9 кубиков, 54 картинки. Но для детей дошкольников они слишком сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки, в черно-белом цвете. Для детей-дошкольников нужны яркие, понятные картинки. Поэтому, взяв оригинальную игру за идею, мною была разработана игра «СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ».

Эта игра привлекла своей формой - она на кубиках.

Мною были сделаны несколько вариантов такой игры. Первый вариант предназначен для детей среднего дошкольного возраста, и состоит из 6 кубиков. Второй вариант предназначен для детей старшего дошкольного возраста, и состоит из 9 кубиков. И последний вариант игры под названием «Кубики историй», получился более многофункциональным, так как картинки на этих кубиках могут меняться (с помощью липучек) в зависимости от выбранной темы.

Но во всех вариантах, цель и суть игры остаётся одна и та же.

Данный вид игры позволяет достичь следующих задач:

  • развивать творческое мышление, воображение;
  • развивать грамматически правильную речь;
  • способствовать раскрытию талантов и самовыражению;
  • наглядно мотивировать поступки героев;
  • научиться умственному восприятию и переработке информации;
  • cформировать желание общаться.

При первом знакомстве с этой игрой, необходимо вместе с детьми покрутить и рассмотреть кубики, познакомиться с героями, поговорить о хороших и плохих поступках, которые эти герои могут совершать, вспомнить известные сказки, в которых встречаются эти герои, попросить рассказать на каких героев, хотели бы быть похожи ребята.…

Обязательно нужно напомнить детям, что у сказки есть начало... есть конец...

Так каковы же правила и структура игры «Сочиняем сказки» или «Кубики историй»:

В структуру данной игры, как и в структуру технологии «Сторителлинг» входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

2. Развитие событий.

Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем?

Кого он встретил или что нашел?

Что он планирует с этим делать?

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает сказку одним предложением. Как в басне – мораль.

Правила игры «Сочиняем сказки»:

Первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Сказку разрешается дополнять деталями о внешнем виде героев или об их образе жизни. Если детям будет сложно сочинять сказку, тогда педагог может задавать различные наводящие вопросы, которые подскажут детям необычный поворот сюжета, или придумывать историю можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.

Технология «сторителлинг», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно.

И так! «Кубики историй» - настоящий праздник воображения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. В...

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством....

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс раскрывает значимость использования мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Содержит этапы обучения мнемотехники, ее виды и особенности применения в ДОУ. .....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                         Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...