Программа просвещения родителей ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
консультация по развитию речи

Козлова Наталия Анатольевна

 

Основные понятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_n.a.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа просвещения родителей

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

Основные понятия

Интерес к книге – особое отношение ребенка к книге: эмоционально-положительное, познавательное, избирательное, осознанное, ценностное, активное.

Оно развивается и формируется под воздействием произведений искусства слова в процессе различных видов детской деятельности (слушание, чтение, художественно-речевая, игровая, продуктивная и др.).

Читательский интерес – избирательно-положительное отношение личности к произведениям печати, значимость и эмоциональная привлекательность, которая определяется их соответствием потребностям личности в чтении.

Художественная литература – вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Устное народное творчество (фольклор) – народная словесность, народная поэзия, устная словесность: совокупность различных видов и форм массового cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Жанры фольклора: былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, легенды и др.

Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей

 – групповые консультации: «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», «Роль домашнего чтения в воспитании и развитии дошкольника», «Роль детской книги в речевом развитии детей», «Сказка – это важно»;

– обзоры печатной продукции для детей;

– составление картотеки пособий для развития разных сторон речевого развития;

– мастер-классы;

 – проектная деятельность: «Войдем в мир книги вместе»;

– литературные досуги и праздник;

– клубы читателей;

– выставки творческих работ (иллюстрирование книг, сочинение загадок, стихов, сказок).

Чтение – один из главных механизмов социализации ребенка. С помощью чтения ребенок постепенно включается в мир взрослых, приобщается к культуре.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, образования и коммуникации, с их помощью человек становится социализированным и способен передавать свой опыт следующим поколениям.

С давних времен книга была источником знания, средством культурного развития и духовного роста. Книга всегда почиталась как особая ценность. Книги берегли и передавали как часть наследства.

Основным источником приобщения к книге выступала семья.

Семейное чтение – один из самых древних способов социализации человека. Традиция семейного чтения очень глубоко уходит в прошлое. В письменных источниках, таких как «Поучение князя Владимира Мономаха детям» и «Домострой», мы можем увидеть руководство для организации семейного чтения. К сожалению, интерес к чтению в последнее время снижается.

Есть разные причины этого процесса: влияние визуальных средств массовой информации, раннее знакомство ребенка с медийной продукцией (фильмы, мультфильмы), компьютерными играми; изменение семейных ценностей; изменение взгляда взрослого к совместному чтению с детьми, исчезновение традиций семейного чтения.

В результате чтение книг вытесняется просмотром кино, видеоиграми и т.п. Тем не менее, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет свое особое значение.

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса.

Сформированный интерес к книге – фундамент для воспитания «будущего талантливого читателя», литературно-образованного человека. Исследователи отмечают, что интерес к книге, заложенный в раннем детстве, в большинстве случаев остается на всю жизнь.

На родителях лежит наибольшая ответственность за то, как их дети воспринимают книгу. Ребенок может относиться к книге как к предмету для развлечений, а может как к духовной ценности, открывающей бескрайний мир фантазии и воображения.

Читая ребенку книги, родители передают ему родной язык, словарный запас, культуру народа. Каждая книга дает что-то новое. Большой словарный запас поможет ребенку в будущем выражать свои мысли, находить общий язык с окружающими.

Читательский интерес у дошкольников проявляется достаточно рано. Сначала ребенку интересно перелистывать книжные страницы, рассматривать иллюстрации к сюжетам художественных произведений, слушать вслух чтение книг взрослого человека. После появления интереса к рассматриванию картинки сказочного героя, начинает возникать интерес к чтению (слушанию) текста книги.

Большое значение имеет и отбор взрослыми книг для чтения ребенку. Критерии отбора дают ориентиры для родителей, а также позволяют определить круг детского чтения и рассказывания.

Так, выбирая книгу для чтения ребенку, родителям важно обратить внимание на направленность книги, возможность трансляции ребенку позитивных нравственных установок, на художественное качество текста и оформления книги, доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей, занимательность сюжета.

Ребенок дошкольного возраста – не читатель, а слушатель. Его читательская судьба зависит во многом от взрослого (родителей, педагогов), который становится посредником между писателем и маленьким читателем, слушателем.

Умение воспринимать литературное произведение, особенности его художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Формирование интереса к книге и чтению у детей старшего дошкольного возраста невозможно без участия родителей.

Родителям необходимо в игровой форме, легко и непринужденно осуществлять знакомство ребенка с книгой, не заставлять ребенка слушать книгу, а увлечь и заинтересовать, пригласить в мир искусства и красоты. В течение всего этапа дошкольного возраста необходимо поддерживать интерес детей к книге, открывать новые ее возможности, создавать динамику знакомства с литературными произведениями.

В каждой семье желательно наличие небольшой домашней библиотеки, а уже в старшем дошкольном возрасте дети должны вместе со своими родителями пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки.

Чтение вслух поможет детям почувствовать красоту и богатство родного языка. Слушая сказки и рассказы, заучивая наизусть небольшие стихотворения, рассматривая иллюстрации в любимой книге, ребенок учится правильно говорить, выражать свои чувства и мысли, сначала подражая героям детских книг, а затем и самостоятельно.

Чтение взрослым книги должно быть настолько выразительным, чтобы дети могли воспринять не только содержание, но и художественную форму.

Родители должны демонстрировать искренность, личную увлеченность, личный пример любви и уважения к книге и деятельности с ней, показывая детям образцы личностного отношения к книге как ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Семь секретов воспитания интереса к чтению".

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. В той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель....

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Просвещение родителей. Воспитание интереса к чтению.

Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста для успешного воспитания интереса к чтению....

Программа просвещения родителей ПИТОМЦЫ В СЕМЬЕ, УХОД ЗА НИМИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста для определения и осознания ими особенностей их отношений с детьми

Входя в семью, животное вступает в особые близкие отношения с ее членами, формирует компаньонские связи, чувство близости, взаимодействия и доверия. Несомненный плюс домашних животных для родителей ...

Программа просвещения родителей ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ

Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей...

Доклад «Проект внедрения Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста» на тему: «Старший дошкольный возраст 6-7 (8) лет в программе «Моя семья»

Доклад кСеминару – практикуму«Проект внедрения Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста»на тему:«Старший дошкольный возраст 6-7 (8) ...