Консультация «Создание условий для формирования предпосылок письменной речи у детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи
В материале представлены рекомендации по созданию условий для формирования у дошкольников письменной речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Создание условий для формирования предпосылок письменной речи
у детей дошкольного возраста»
Такое понятие, как готовность ребенка к школе складывается не из умения считать, читать и писать. Это значит, что ребенок владеет целым рядом необходимых предпосылок, которые должны быть сформированы еще в дошкольном возрасте, в том числе и предпосылки освоения письменной речью.
Письменная речь – способность человека писать и читать; речь, которая обращена к читателю, обеспечивает общение с помощью текста, то есть которую мы пишем и видим. Следовательно, она нацелена, прежде всего, на зрительное восприятие, что требует графического оформления, в основе которого лежат буквенные изображения.
Письменная речь является сложной формой речевой деятельности. На современном этапе развития общества письменная речь превратилась в самостоятельный вид речевой деятельности, имеющий свою структуру и специфику формирования, принципиально отличающую ее от устной речи.
Современная наука выделяет несколько причин, обуславливающих трудности формирования письменной речи у детей:
- Подготовка представляет собой в основном обучение кодированию звучащей речи в знаки письменной речи и выстроена как чисто механическая выработка соответствующих технических навыков (звукового анализа слова, звукобуквенной ассоциации, письма). При этом упускается тот факт, что овладение письменной речью является продуктом длительного развития высших психических функций ребенка, поскольку означает освоение особой и чрезвычайно сложной символической системы знаков.
Предпосылки полноценного письма это:
- слуховая дифференциация звуков;
- правильность произношения звуков;
- фонематический анализ и синтез слов;
- знание букв, включая и их узнавание в усложненных условиях (написанных пунктиром, заштрихованных, наложенных друг на друга, сходных по начертанию);
- словарный запас и грамматический строй речи.
Следовательно, овладение письменной речью будет успешным при условии, что все компоненты речевой системы и мыслительной деятельности у детей будут сформированы.
2. Письменная речь включает, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения. Следовательно, овладение ее предполагает наличие умения выражать с помощью нее мысли и понимать написанное, а именно те смыслы, которые она передает.
Однако согласно программам подготовки воспитатели ДОУ ограничиваются в данном направлении лишь осуществлением работы по развитию связной монологической речи у детей, обеспечивая становление умения выражать свои мысли. Работа по становлению умений излагать свои мысли посредством знаковой системы (кодировать) и понимать смысл, зафиксированный с помощью знаковой системы (декодировать), не предусмотрена дошкольными программами. При этом действия кодирования-декодирования являются основополагающими для овладения письменной речью и должны быть сформированы наряду с развитием устной речи.
3. У детей дошкольного возраста почти нет потребности в письменной речи, а, следовательно, отсутствует и мотивация к ней.
К сожалению данные причины не достаточно учитываются при формировании готовности детей к овладению письменной речью.
Таким образом возможно выделить компоненты подготовки к овладению письменной речи, которые наряду с выработкой технических навыков письма и работой по развитию устной речи должны войти в содержание работы по подготовке детей к овладению письменной речью:
- Язык жестов, детский рисунок должны стать неотъемлемой частью подготовки детей к овладению письменной речью, развития их речевого мышления, выстраивания интеллекта как мыслительной структуры. Использование жестов и рисунка ведет к осознанию смысла всей знаковой письменной системы языка и является средством развития абстрактного мышления. Такая деятельность способствует активизации наибольшего числа элементов, составляющих комплексы, а также разных цепочек аналогичного знакового уровня в мозгу: разложение предмета и вычленение наиболее характерных признаков, умение синтезировать детали и осмыслять ситуацию в целом; осуществлять перенос значений, замещение предметов знаками и одних знаков другими.
- Обучение детей использованию различных способов передачи информации (систем письма, не связанных с произношением), в которых вербальное содержание моделируется с использованием образов в разных знаково-символических модальностях (жест, рисунок, пиктограмма и т.д.) обеспечивает развитие у детей старшего дошкольного возраста способности к кодированию, удержанию смысла при передаче и декодированию информации при ее получении (взаимосвязь с чтением). Такая работа создает условия для постепенного формирования понимания смысла письменно-речевой деятельности и благоприятно сказывается на развитии графических навыков, обеспечивающих техническую сторону письма.
- Формировать мотивацию к письменной речи можно через включение в процесс подготовки разнообразных видов детской деятельности, так как известно, что мотивы самой речевой деятельности, как правило, лежат за ее пределами, т.е. в других видах деятельности.
Например,
а) Придумайте рисунки, по охране живой природы на территории нашего детского сада. О чем они будут предупреждать посетителей?
б) Сочините сказку и запишите ее с помощью рисунков.
Побуждением к использованию письма может стать и коммуникативная игра, в ходе которой по каким-либо причинам затруднено устно-речевое общение («Волшебные рыбки»). Такой подход помогает ребенку осознавать письменную речь как важнейшее средство общения, и создает абсолютно естественное и безусловное побуждение к коммуникации в письменной форме.
Дети в раннем возрасте часто рисуют, таким образом у них развивается самосознание. Он выражает свои чувства и мысли через рисунок, так как языка для самовыражения ему пока не хватает. Со временем малыш находит сходства своего рисунка с реальными предметами. Чуть позже детский рисунок превращается в целую историю, он дорисовывает новые детали, что-то зачеркивает, закрашивает. Таким образом он перекладывает свою речь на бумагу. Именно в этот период взрослые должны проявлять интерес к творчеству малыша, побуждать его рассказывать свои истории.
В раннем возрасте, когда родители читают крохе сказку, он смотрит на картинки и думает, что вы читаете именно их. Ближе к 3 годам они обращают внимание на текст. Они еще не знают букв, не различают звуков, но уже понимают, что звучащее слово можно записать этими непонятными знаками.
Тогда малыш начинает подражать взрослым и пытается записать свою речь. Эти каракули мало похожи на буквы, но располагаются на листке, как строчки в книге. И опять крохе нужна поддержка взрослых, попросите его написать вам записку или даже свою историю.
Иногда создаем для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы. В «ситуации письменной речи» сам ребёнок ничего не пишет. Он только рассказывает, а его речь записывает взрослый. Не все, что записано за ребёнком - продукт ситуации письменной речи. Ситуация письменной речи специально организована, когда ребёнок знает, что вы за ним записываете. Когда он сочиняет текст специально «для записи», «диктует» взрослому. А взрослый фиксирует устную речь, превращая её в знаки. Слышимое, но невидимое превращается в видимое, но неслышимое. То, что ребёнок произнес, не растворяется, не исчезает. Взрослый даже по прошествии времени сможет в точности воспроизвести то, что ребёнок сочинил.
Существуют некоторые правила, позволяющие психологически грамотно выстроить ситуацию письменной речи.
Ребёнку предлагают интересную, близкую, личностно важную для него тему. Здесь предоставляют ребёнку свободу импровизации. Вопросы нужно задавать животрепещущие, на которые он внутренне откликнется. «С кем и во что я играю в детском саду?», «У меня дома есть игрушки», «какой подарок я попрошу у Деда Мороза?», «Что было, когда я болел?», «Я мечтаю, чтобы мне завели котенка».
Предлагаем «провокационные» темы, предварительно выяснив у детей, что они не любят: «Почему я не люблю понедельник?», «Почему я не люблю спать днём?», «Что я люблю и что не люблю есть за обедом?», «Когда я обижаюсь?» и т.п.
Только когда ребёнок получит некоторый опыт высказываний на значимые для себя темы, можно перейти к придумыванию фантастических или волшебных историй. И, опять-таки, в этой ситуации главным персонажем таких историй должен быть ребёнок. Он про себя, про свои желания должен рассказывать.
Ребёнок должен видеть, как взрослый за ним записывает. Время от времени нужно показывать ребёнку текст, в который превратился детский рассказ. Время от времени уточнять: «Я вот так записал. Ты ведь это говорил? Нет? Тогда я зачеркну. Скажи ещё раз, чтобы точнее получилось». Зачеркивание допустимо, потому что взрослый работает в черновике.
Наконец, в конце нужно обязательно прочитать малышу весь текст. Ведь это итог. Это и есть результат «превращения» устного в письменное.
Ситуацию письменной речи организовываем для детей с четырех с половиной лет – когда они «дозревают» до коллективных игр, когда начинает заметно расширяться их социальный опыт и общение становится более разнообразным.
Эффект от использования ситуации письменной речи особенно заметен во взаимодействии с пятилетками и шестилетками. И эффект связан не только с предшкольной подготовкой. Ситуация письменной речи, организованная в семье, - прекрасный способ развития отношений между родителями и детьми.
Специально-организованная предметно-развивающая среда играет важную роль в своевременном формировании данных навыков и способствует предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Но прежде, чем говорить о наполняемости развивающей предметно-пространственной среды, необходимо проанализировать показатели МКДО, задачи и содержание работы из ФОП ДО (см. таблицы).
Используемая литература
- Егорова Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - СПб., 2006г.
- Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. - СПб., 2005г.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. - Дельта, 1996г.
- Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой. – М.: Школьная Пресса, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы, способствующие развитию устной и письменной речи детей дошкольного возраста.
В данной статье рассматриваются основне факторы, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста....

Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
В коррекционно – педагогической работе с детьми необходимо развивать коммуникативную компетентность....

Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)
Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)...

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»
Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...
"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

Методическое пособие "Шагалочка" по использованию в образовательной деятельности логостепа как средства развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать...

