«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Пчелинцева Юлия Андреевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

Именно в дошкольном возрасте идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи. Игры с пальчиками стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Использование пальчиковых игр - развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Цель: формирование устной речи, навыков речевого общения посредством пальчиковых игр.

Задачи:

- развивать у детей внимание, память, фантазию, усидчивость;

- развивать речевую активность детей с помощью речевых упражнений и игр;

- создавать условия для проведения пальчиковых игр, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;

- воспитывать интерес к развитию речи детей с помощью пальчиковых игр.

Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.

(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»))

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Очень вкусно!

(Обе ладошки разворачивают вверх)

«Перелетные птицы"

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)

«Птички зимой»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки)

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

(Поднимают зажатые кулачки вверх)

«Наша армия»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать -

(Сжимают и разжимают пальчики)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста"

Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) была доказана связь п...

«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Аннотация к статье: В статье рассматривается  использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по исполь...

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в стан...

«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

В статье рассматривается  использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по использованию пальчиковых ...

Пальчиковые и кинезиологические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

quot;Пальчиковые и кинезиологические  игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...