Развитие выразительности речи, посредством заучивания стихотворений
консультация по развитию речи

Малкова Ксения Алексеевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие выразительности речи, посредством заучивания стихотворений»

(консультация для воспитателей)

Picture background

   Актуальность. В эпоху компьютеризации и переизбытка игрушек с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. У детей с ТНР речь эмоционально не выразительная, монотонная. Для пробуждения этих эмоций нужны специальные приёмы. Одним, из которых может стать обучение выразительному чтению стихов.

Требования к отбору поэтических произведений

   Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду.

  1. Простота и чёткость ритма.
  2. Простота и ясность знакомых детям образов.
  3. При отборе стихов учитывается их объём и разнообразие видов поэзии:
  • Младшие группы – по объёму – это четверостишия, короткие и простые по содержанию, в которых много глаголов, существительных, где есть яркий конкретный образ. Слушая такие произведения, дети могут мысленно “нарисовать” себе его содержание. Для заучивания можно использовать, например:
  • пальчиковые гимнастики «Пальчик-мальчик...», «Семья»,
  • русские народные песенки, потешки: «Огуречик, огуречик...», «Как у нашего кота...», «Мыши водят хоровод...»
  • стихи А. Барто «Игрушки»; В. Берестов «Петушки»; Алексей Плещеев «Сельская песня»; Нина Саконская «Где мой пальчик?»; К. Чуковский (в сокращ.), С. Маршак «Стихи для самых маленьких».
  • Средние группы – в среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объём. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры (употребление слов в переносном значении), эпитеты (прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности, например, «ветер душистый», «цветок пушистый»).

   Например:

  • русские народные песенки: «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?»;
  • стихи: А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч...», Зинаида Александрова «Ёлочка»,  А. Барто «Я знаю, что надо придумать», Елена Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Мамин день» и др.

   Старшие группы – в старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи, например:

  • А. С. Пушкин "Ель растёт перед дворцом" – отрывок из сказки о царе Салтане; Иван Суриков "Зима", «Вот моя деревня»; Елена Благинина "Посидим в тишине"; Сергей Есенин "Белая береза".
  • В подготовительных группах даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Ребята очень любят их слушать и рассказывать, конечно, им ещё сложно понять смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.

   Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребёнка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, весёлые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать своё имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Т.к. пока дети только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором.

Приёмы, направленные на формирование выразительности

  • образец выразительного чтения взрослым,
  • пример выразительного чтения ребёнком,
  • подсказ нужной интонации,
  • характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации,
  • напоминание о похожем случае из жизни ребёнка, оживляющее пережитые чувства.

Методика заучивания стихотворений

   Заучивание строится по плану:

  1. Вступительная беседа воспитателя – подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация).
  2. Чтение воспитателем всего текста. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей.
  3. Беседа с детьми о стихотворении. Можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы, раскрывающие отношения ребёнка к произведению, к герою, к поступкам. Обязательно объяснить детям незнакомые или непонятные слова и выражения, рассмотреть иллюстрации к стихотворению.
  4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
  5. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения:
  •  «Доскажи словечко»
  •  «Эхо»
  •  Передавая мяч по одному слову («В лесу родилась ёлочка»)
  •  Чтение по ролям
  •  Перед тихим часом
  1. Закрепление выученного произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению.

   Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается, или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов.

Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми

   Эти способы опираются на использование различных видов памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная. 

   Сегодня мы с вами остановимся на некоторых нетрадиционных способах разучивания стихов, более доступных детям дошкольного возраста.

1 способ «Учим стихи по картинкам»

К.Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

   Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

   

Ваня-Ванечка

- Ваня, Ваня, где ты был?

Куда Ванечка ходил?

- Я ходил в лесочек.

- Что видал?

Пенёчек.

- Под пенёчком что?

- Грибок!

Хвать, да в кузовок!

Беседа:

C:\Users\Ксения\Desktop\Пед.час\Безымянный.jpg

C:\Users\Ксения\Desktop\Пед.час\Безымянный2.jpg

Николай Некрасов «Снежок» C:\Users\Ксения\Desktop\Пед.час\3.jpg

2 способ «Учим стихи в движении» (Логоритмика)

   Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения. Например:

«Грузовик»

Грузовик песок везет. 

Изображают, что крутят руль.

Удивляется народ: 

Разводят руками, делают удивленное лицо.

«Вот так чудо-чудеса,

Два раза наклоняют голову вправо-влево.

В нём песок под небеса!  

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

  «Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,

Круговыми движениями трут одну ладошку о другую.

Раз, два, три. Раз, два, три!

Два раза выполняют по три ритмичных хлопка.

А над ручками, как тучки,

Выбрасывают руки вверх.

Пузыри, пузыри!

Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.

Можно подключить кинестетическую память (это когда дети получают и запоминают информацию через прикосновения и ощущения). Как вариант этого метода, можно предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины. Или взять нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове.

3 способ «Мнемотехника»

   Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

  • Мнемодорожки

«Сова»

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит

И на нас глядит.

C:\Users\Ксения\Desktop\Пед.час\Безымянный4.jpg

  • Мнемотаблицы

«Гусеница»

Этот странный дом без окон

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму.

Но зима промчалась мимо —

Под весенним ярким солнцем

Гусенице не до сна —

Стала бабочкой она!

C:\Users\Ксения\Desktop\Пед.час\php9hr6OI_proekt-mnemotehnika_html_95c556d2d05e0f9.png

4 способ «Театральный»

   Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

   Например. Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими)  или «Сказку о глупом мышонке».

  Для детей младшего возраста интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети старшего возраста разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

   Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия является важным источником средства обогащения образной речи ребёнка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий, формирование эмоциональной и выразительной речи. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.

   «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Виссарион Григорьевич Белинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности

Как посредством театрализованной деятельности  развивается речь детей....

Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений

Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений. Консультация для воспитателей...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию выразительности речи посредством мультипликации.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию выразительности речи посредством мультипликации.октябрь1 неделя1 Игра-упражнение «Дирижеры»Цель: Формировать на...

Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности

Развитие  выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности...

Консультация для воспитателей "Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений"

Проблема интонационной выразительности речи сейчас очень актуальна, так как в настоящее время большой процент наших воспитанников имеют так называемые дизартрические проявления....

Эффективный способ всестороннего развития интеллекта дошкольников посредством заучивания стихотворений

Ни для кого не секрет, что одним из важных качеств, способствующих успешной учёбе – это хорошая память. Из своего опыта мы все прекрасно знаем, что детям, которые легко и быстро запоминали учебн...