Статья «Развитие правильного произношения у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, с использованием пальчиковых игр».
статья по развитию речи (младшая группа)

Васильева Татьяна Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_i_rech.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»

Статья «Развитие правильного произношения у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, с использованием  пальчиковых игр».

Автор: Васильева Татьяна Сергеевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Новосибирск 2025 г.

     Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.    У детей в моей группе  недостаточное развитие звукового произношения  и  развитие мелкой моторики руки, поэтому данный вопрос для меня является очень актуальным.

  В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом, звуком. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. И именно поэтому словесная, звуковая  речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

  Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения и речевого развития.

 Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Образуется противоречие:

С одной стороны проблема, предъявляемая Законом   «Об образовании в Российской Федерации»,ФГОС ДО, ОП ДОО о необходимости создания условий для:

  • Развития у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных; 
  • Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы;
  • развития мелкой моторики и предметной   деятельности.

С другой стороны

  • Недостаточный уровень речевого развития детей,
  • Низкий уровень развития мелкой моторики руки,
  • Необходимость внедрения пальчиковых игр для развития звуковой культуры  речи ребенка во все виды детской деятельности
  • Недостаточный уровень компетентности родителей по вопросу развития речи детей через пальчиковые игры

Вывод: 

Необходимость создания условий для развития звуковой речи ребенка младшего дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторику руки через пальчиковые игры.

Мною работа была выстроена на три этапа.

1.Этап (подготовительный)

1.Изучение научно-методической литературы по звуковой культуре речи (ЗКР) средствами пальчиковых игр

2.Мониторинг развития звуковой культуры речи и мелкой моторики руки

3.Анкетирование родителей

4.Составление плана деятельности

  2.Этап (практический)

1.Реализация взаимодействия с детьми

2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

3.Партнерство с семьями воспитанников

     3.этап (итоговый)

1.Анализ и  оценка эффективности практической деятельности (мониторинг итоговый).

    При взаимодействии с детьми  мною был проведен мониторинг уровня развития речи и  мелкой моторики руки через  наблюдение за игровой деятельностью  детей, непосредственное включение в игру. Особенно вызывали  затруднение у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, а также  развитие движений кистей и пальцев рук.

Также мною было проведено анкетирования родителей.  Оно показало следующие результаты:

- 40% родителей считают развитие ЗКР через пальчиковые игры важным условием для  успешного развития ребенка,

-20% -родителей обладают знаниями по данному вопросу

-60% -удовлетворены работой ДОУ по формированию у детей речи посредством пальчиковых игр

-70% родителей имеют желание к совместной деятельности с детьми в ДОУ

 Исходя из результатов мониторинга,  были определены направления по взаимодействию с детьми.

При взаимодействии с детьми используются разные формы:  занятия, развлечения, игровая деятельность, индивидуальная работа, организация продуктивной деятельности.

В основе деятельности лежат психолого-педагогические условия организации образовательного процесса развития ЗКР детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

1. Развитие мелкой моторки руки в процессе речевого развития происходит через накопление и расширение личного опыта ребенка полученный непосредственным путем через органы чувств,  и  осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

2. Опора на личный опыт ребенка, яркие моменты в его жизни, внутренняя и внешняя мотивация ребёнка, от простого к сложному.

3. Индивидуально – ориентированный подход к развитию ребенка

4. Взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

5. Систематичность – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.

Развитие ручной умелости и ловкости, укрепление силы рук, дифференциация движения пальцев отрабатывается у детей через:

  • развитие хватания
  • развитие соотносящих действий
  • подражание движению рук взрослого развитие кистей и пальцев рук

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

В основе проведения мною пальчиковых игр лежат следующие принципы:

  • Выполнение   упражнения вместе с ребёнком
  • При повторных проведениях игры реализуется привлечение детей в произношении  текста частично (особенно начало и окончание фраз).
  • Постепенное разучивание текста   наизусть и произношение  его целиком, соотнося слова с движением.
  • Эмоциональное и выразительное чтение стихотворения, потешки  для создания положительных эмоций  и интереса у ребенка
  • Постепенно одни игры заменяются другими играми (за счет этого происходит расширение  кругозора, обогащение словаря, развитие мелкой моторики руки)

         При взаимодействии с детьми, мною используются  такие способы проведения пальчиковых игр:

  1. Педагог сам выполняет движения – ребёнок смотрит.
  2.  Педагог выполняет движения руками ребёнка.
  3.  Ребёнок выполняет движения самостоятельно.

              В работе с детьми использую следующие игры:

  • Эти игры ребёнок   может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Данные игры развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Мы играем с детьми в такие игры как «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…».
  •  Дети очень любят сюжетные пальчиковые игры «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
  • А также с помощью пальчиков можно изобразить  предметы мебели, транспорт, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых- это такие упражнения как «Ловкие пальчики», «Грабли», «Цветы», «Ежик». При проведении пальчиковых игр, я часто использую музыкальное сопровождение, что вызывает положительно-эмоциональный настрой у детей и желание вновь и вновь играть в такие игры.

С детьми была проведена разноплановая работа по формированию у детей ЗКР и развития мелкой моторики руки. Пальчиковые игры применялись мною во всех видах детской деятельности. В результате появилась динамика. Родители активно участвуют в совместной работе.

Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням - несут ребенку только здоровье.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»- сказал В.А. Сухомлинский. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию.

                                     

                                    Используемая литература:

1.Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

2.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

3.Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. №7.

4. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следуе...

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   развития   мелкой   ...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...