Статья «Развитие правильного произношения у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, с использованием пальчиковых игр».
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»
Статья «Развитие правильного произношения у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, с использованием пальчиковых игр».
Автор: Васильева Татьяна Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Новосибирск 2025 г.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. У детей в моей группе недостаточное развитие звукового произношения и развитие мелкой моторики руки, поэтому данный вопрос для меня является очень актуальным.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом, звуком. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. И именно поэтому словесная, звуковая речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения и речевого развития.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Образуется противоречие:
С одной стороны проблема, предъявляемая Законом «Об образовании в Российской Федерации»,ФГОС ДО, ОП ДОО о необходимости создания условий для:
- Развития у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных;
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы;
- развития мелкой моторики и предметной деятельности.
С другой стороны
- Недостаточный уровень речевого развития детей,
- Низкий уровень развития мелкой моторики руки,
- Необходимость внедрения пальчиковых игр для развития звуковой культуры речи ребенка во все виды детской деятельности
- Недостаточный уровень компетентности родителей по вопросу развития речи детей через пальчиковые игры
Вывод:
Необходимость создания условий для развития звуковой речи ребенка младшего дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторику руки через пальчиковые игры.
Мною работа была выстроена на три этапа.
1.Этап (подготовительный)
1.Изучение научно-методической литературы по звуковой культуре речи (ЗКР) средствами пальчиковых игр
2.Мониторинг развития звуковой культуры речи и мелкой моторики руки
3.Анкетирование родителей
4.Составление плана деятельности
2.Этап (практический)
1.Реализация взаимодействия с детьми
2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
3.Партнерство с семьями воспитанников
3.этап (итоговый)
1.Анализ и оценка эффективности практической деятельности (мониторинг итоговый).
При взаимодействии с детьми мною был проведен мониторинг уровня развития речи и мелкой моторики руки через наблюдение за игровой деятельностью детей, непосредственное включение в игру. Особенно вызывали затруднение у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, а также развитие движений кистей и пальцев рук.
Также мною было проведено анкетирования родителей. Оно показало следующие результаты:
- 40% родителей считают развитие ЗКР через пальчиковые игры важным условием для успешного развития ребенка,
-20% -родителей обладают знаниями по данному вопросу
-60% -удовлетворены работой ДОУ по формированию у детей речи посредством пальчиковых игр
-70% родителей имеют желание к совместной деятельности с детьми в ДОУ
Исходя из результатов мониторинга, были определены направления по взаимодействию с детьми.
При взаимодействии с детьми используются разные формы: занятия, развлечения, игровая деятельность, индивидуальная работа, организация продуктивной деятельности.
В основе деятельности лежат психолого-педагогические условия организации образовательного процесса развития ЗКР детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
1. Развитие мелкой моторки руки в процессе речевого развития происходит через накопление и расширение личного опыта ребенка полученный непосредственным путем через органы чувств, и осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
2. Опора на личный опыт ребенка, яркие моменты в его жизни, внутренняя и внешняя мотивация ребёнка, от простого к сложному.
3. Индивидуально – ориентированный подход к развитию ребенка
4. Взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
5. Систематичность – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.
Развитие ручной умелости и ловкости, укрепление силы рук, дифференциация движения пальцев отрабатывается у детей через:
- развитие хватания
- развитие соотносящих действий
- подражание движению рук взрослого развитие кистей и пальцев рук
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
В основе проведения мною пальчиковых игр лежат следующие принципы:
- Выполнение упражнения вместе с ребёнком
- При повторных проведениях игры реализуется привлечение детей в произношении текста частично (особенно начало и окончание фраз).
- Постепенное разучивание текста наизусть и произношение его целиком, соотнося слова с движением.
- Эмоциональное и выразительное чтение стихотворения, потешки для создания положительных эмоций и интереса у ребенка
- Постепенно одни игры заменяются другими играми (за счет этого происходит расширение кругозора, обогащение словаря, развитие мелкой моторики руки)
При взаимодействии с детьми, мною используются такие способы проведения пальчиковых игр:
- Педагог сам выполняет движения – ребёнок смотрит.
- Педагог выполняет движения руками ребёнка.
- Ребёнок выполняет движения самостоятельно.
В работе с детьми использую следующие игры:
- Эти игры ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Данные игры развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Мы играем с детьми в такие игры как «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…».
- Дети очень любят сюжетные пальчиковые игры «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
- А также с помощью пальчиков можно изобразить предметы мебели, транспорт, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых- это такие упражнения как «Ловкие пальчики», «Грабли», «Цветы», «Ежик». При проведении пальчиковых игр, я часто использую музыкальное сопровождение, что вызывает положительно-эмоциональный настрой у детей и желание вновь и вновь играть в такие игры.
С детьми была проведена разноплановая работа по формированию у детей ЗКР и развития мелкой моторики руки. Пальчиковые игры применялись мною во всех видах детской деятельности. В результате появилась динамика. Родители активно участвуют в совместной работе.
Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням - несут ребенку только здоровье.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»- сказал В.А. Сухомлинский. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию.
Используемая литература:
1.Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
2.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
3.Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. №7.
4. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следуе...

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой ...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...
