Семинар-практикум "Индивидуализация образовательного процесса в работе учителя-логопеда. Проектирование ИОМ в ДОУ."
учебно-методический материал по развитию речи
Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 449.69 КБ | |
| 268.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий всех участников образовательных отношений, направленных на развитие индивидуальных способностей ребёнка, реализацию личностного потенциала воспитанника: - интеллектуального; - эмоционально-волевого; - деятельностного ; - нравственно-духовного.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ( АОП ) АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих) АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (слабослышащих и позднооглохших) АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха(перенесших операцию по кохлеарной имплантации) АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых) АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения ( амблиопией и косоглазием) АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
Индивидуальный образовательный маршрут Реализуется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребёнка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребёнка; Связан с конкретной целью(он целенаправлен) и условиями её достижения; Создаётся до начала обучения и обусловлен уже имеющимися у ребёнка знаниями и опытом; Оформлен, как индивидуальная образовательная программа; Определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы); Разрабатывается совместно педагогами-членами ППк (воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) и родителями/законными представителями ребёнка.
Для кого разрабатывается ИОМ для детей с ОВЗ и/или инвалидностью; для детей, испытывающих трудности при освоении образовательной программы(дети «группы риска»): малая активность на занятии; отвлекаемость, утомляемость, малая инициативность, отсутствие познавательной активности; не проявляют интерес к совместной деятельности, низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, речи, памяти; поведенческие проблемы; неблагоприятный эмоциональный фон, эмоциональная незрелость; неразвитость навыков коммуникации; педагогическая запущенность; пропуски ДОО ; трудности адаптации; для детей с сочетанными дефектами (по состоянию здоровья): сопутствующие медицинские диагнозы-плоскостопие, нарушение зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания ЛОР – органов и др.) ММД , неврологическая симптоматика ( энурезы , тики и др.) для детей с высоким интеллектуальным развитием (одарённых детей).
Этапы проектирования ИОМ 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает отбор содержания из научно-методических источников и передового педагогического опыта для построения системы индивидуального сопровождения, адаптацию и доработку диагностических материалов, разработку шаблонов планирующей документации, анализ медицинских данных, заключения ПМПК и ИПРА (при наличии). 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ – комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка участниками образовательного процесса.
Учитель-логопед ДИАГНОСТИКА Учитель-дефектолог ( олигофренопедагог ) Воспитатели Иные специалисты Строение речевого аппарата; Понимание обращенной речи; Звукопроизношение; Грамматический строй речи; Слоговая структура; Словарный запас; Фонематические процессы; Сформированность связной речи и т.д. Когнитивные функции; эмоционально-волевая сфера; Особенности поведения и взаимодействия с окружающими; Мотивация к деятельности и т.д. Общая осведомлённость; Пространственно-временные представления; Сенсорное развитие; Элементарные математические представления; Состояние психических процессов, речи и т.д. Общее развитие ребёнка; Игровые умения; Трудовые навыки; Навыки самообслуживания; Культурно-гигиенические навыки и т. д. Двигательные навыки; Музыкально-ритмические навыки; танцевальные навыки; слуховое восприятие; навыки координации речи и музыки; навыки координации речи и движения и т. д. Педагог-психолог КОНСИЛИУМ ( ППк ) ИОМ
3. Проектировочный – разработка ИОМ и мониторинга индивидуального развития ребёнка с ОВЗ , а при необходимости и совмещение с ИПРА (для детей инвалидов), согласование с родителями обучающегося. 4. Реализационный (основной) – предполагает организацию коррекционно-развивающей работы с обучающимися по реализации системы индивидуальной работы, интеграцию в групповые формы совместной деятельности на занятиях и вне занятий. 5. Итоговый – предполагает мониторинг результатов освоения ИОМ и составление проекта ИОМ на следующий период (при необходимости)
Структура ИОМ 1. Титульный лист 2. Общие сведения . 3. Содержание психолого-педагогического сопровождения 4. Взаимодействие специалистов с семьёй обучающегося. 5. Результаты мониторинга индивидуального развития ребёнка на основе совместной экспертной оценки 6. Итоговый контроль
1. Титульный лист МА ДОУ «Детский сад №2» г. Курчатова «Ознакомлен» «Утверждаю» ________________ Приказ №____от_____ (дата) (дата) ____________ _____________________ (подпись родителя) (подпись/ФИО заведующего ДОО ) Индивидуальный образовательный маршрут _______________________________________ (ФИО обучающегося) Дата рождения: Домашний адрес: Контактный телефон родителя: Группа: Дата разработки ИОМ :
2. Общие сведения ФИО ребёнка Сведения о семье Мать (ФИО, образование, место работы) Отец (ФИО, образование, место работы) Группа здоровья Режим пребывания 5 дней в неделю, полный день Заключение ПМПК АОП ДО для обучающихся с ЗПР Рекомендации ПМПК Направления коррекционной работы (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога): Рекомендации специалистов медицинского профиля Противопоказания Психолого-педагогическая характеристика обучающегося Внешний вид Ведущая рука, состояние общей и мелкой моторики Состояние эмоционально-волевой сферы Состояние психических процессов и познавательной деятельности Представление о ближайшем окружении, знания об окружающем мире Особенности речевого развития Состояние игровой деятельности и т. д.. Цель Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков психо -физического развития обучающегося с ЗПР и его социализации Задачи
3. Содержание психолого-педагогического сопровождения Направления работы Образовательная область Задачи Содержание Формы работы Время проведения Ответственный специалист Развитие мелкой моторики «Физическое развитие» «Речевое развитие» Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координация движений обеих рук Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками Игры с мелкими предметами Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом Индивидуальные и групповые ежедневно Воспитатели группы, учитель-логопед, инструктор по физической культуре Развитие памяти «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» Расширение объёма слуховой, словесной, речевой памяти Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателями и родителями Игры с педагогом-психологом индивидуальные ежедневно Воспитатели группы, педагог-психолог
Организация коррекционно-развивающих занятий Специалист сопровождения Количество занятий Продолжительность Форма организации Педагог-психолог 2 раза в неделю 15 минут Индивидуальная Малой подгруппой Учитель-логопед 3 раза в неделю (индивидуально) 15 минут Подгрупповая индивидуально Музыкальный руководитель 2 раза в неделю 15-30 минут индивидуально Инструктор по физической культуре 2 раза в неделю 15-30 минут групповая Воспитатели По сетке занятий 3-5 минут (индивидуально) фронтальная
4. Взаимодействие специалистов с семьёй обучающегося Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственные специалисты Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики -родительские собрания -индивидуальные беседы -корректировка ИОМ Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты сопровождения Проведение консультаций по освоению обучающимся АОП ДО и вовлечению в совместную образовательную деятельность с детьми -родительские собрания -индивидуальные консультации В течение года Воспитатели, специалисты сопровождения, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, методист Проведение консультаций по освоению обучающимся АОП ДО и вовлечению в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми -родительские собрания -индивидуальные консультации В течение года Специалисты сопровождения, методист, специалисты медицинского профиля Обеспечение равных условий при подготовке обучающегося к школе -индивидуальные занятия со специалистами сопровождения -тренинги по подготовке обучающегося к общению и обучению в условиях школы В конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля
5. Результаты мониторинга индивидуального развития ребёнка на основе совместной экспертной оценки Освоение образовательных областей Оценка родителя Оценка воспитателя Оценка специалистами коррекционного профиля Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Результаты коррекционно-развивающей работы
Итоговый контроль «Согласовано» Заместитель заведующего по ВМР ____________/ФИО/ Воспитатели__________________/ФИО/ __________________/ФИО/ Педагог-психолог_______________/ФИО/ Специалист коррекционного профиля_________________/ФИО/ (учитель-логопед, учитель-дефектолог) «С результатами работы за год ознакомлен» Родитель(законный представитель)__________________/ФИО/
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Колокольчик» г. Курчатова
Семинар-практикум
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед
Истомина О.В.
Курчатов, 2025 г.
(слайд 1) Уважаемые коллеги сегодня у нас семинар-практикум - проектирование Индивидуального образовательный маршрут в ДОУ. На сегодняшнем семинаре мы с вами попытаемся совместными усилиями разобраться в этом непростом вопросе. Но прежде, чем непосредственно перейти к теме нашего семинара, давайте немного порассуждаем.
Упражнение «Мудрые мысли».
На слайде высказывания известных людей, прочитайте высказывания и объясните, как вы их понимаете.
(слайд 2)1. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.
А. Г. Асмолов, А. В. Петровский
(слайд 3)2. Человек может лишь активно собрать себя в личность.
Макс Шелер
(слайд 4)3. В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если будет лишь один человек в мире – ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь все!
(Видья Балан)
(слайд 5)4. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.
(Марлон Брандо)
А сейчас расскажу я вам сказку дивную – не очень короткую, да и не очень длинную, а такую, как от меня до вас!(слайд 6) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него было вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
(слайд 7)Как-то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчаньем ручья, щебетанием птиц (звучит музыка) – и был в самом лучшем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее. Но тут над Дубом собрались тучи, подул ветер, а был это ветер перемен(звучит тревожная музыка – звуки ветра) , который принес ФГОС (расшифровка) (слайд 8). От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит ему строго, чтобы он пошел туда, не зная куда, и сделал так, не зная как.
Испугался Педагог обрушившихся на него перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС начал его успокаивать, говорить, чтобы он не кручинился, опыта и знаний у него вдоволь. И дал он ему в помощь чудо-чудное – список новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А в помощь дал очки дивные, креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные (показывает очки и клубочек) и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает. ФГОС пошел дальше по стране дошкольного образования, а педагогу не оставалось ничего иного, как пойти по пути, который указал волшебный клубочек и познакомиться с принципами ФГОС ДО.
• п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
п. 1.6. (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
• п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
• п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
• п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
А встретились нам в этих принципах такие понятия, как индивидуальный подход и индивидуализация. Как вы думаете, это одно и тоже или нет? Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализация.
(слайд 9)Индивидуальный подход в образовании — это организация педагогического процесса, при которой педагог взаимодействует с конкретным учащимся по индивидуально разработанной модели, исходя из его возрастных, психологических, физических особенностей и потребностей.
Индивидуализация в образовании — это процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребёнок. При индивидуализации позиция ученика становится активной, то есть ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации — научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторией.
Наверняка, в своей работе вам приходилось сталкиваться с термином «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, (что это такое?) под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную темпом развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуется создание особых условий.
Это особенности развития, имеющие свою специфику и требующие создания особых условий воспитания и обучения.
Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям.
Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении, поведении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
(слайд 10) Что это ИОМ?
определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий всех участников образовательных отношений, направленных на развитие индивидуальных способностей ребёнка, реализацию личностного потенциала воспитанника:
- интеллектуального;
- эмоционально-волевого;
- деятельностного;
- нравственно-духовного.
(слайд 11) ИОМ:
ИОМ - это одна их форм педагогической поддержки личностного: социального, творческого и жизненного самоопределения ребенка.
(слайд 12)
Для какой категории воспитанников составляется ИОМ.
- для детей с ОВЗ и/или инвалидностью; (обязательно)
- для детей, испытывающих трудности при освоении образовательной программы(дети «группы риска»):
- малая активность на занятии;
- отвлекаемость, утомляемость, малая инициативность, отсутствие познавательной активности;
- не проявляют интерес к совместной деятельности,
- низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, речи, памяти;
- поведенческие проблемы;
- неблагоприятный эмоциональный фон, эмоциональная незрелость;
- неразвитость навыков коммуникации;
- педагогическая запущенность;
- пропуски ДОО;
- трудности адаптации;
- для детей с сочетанными дефектами (по состоянию здоровья):
- сопутствующие медицинские диагнозы-плоскостопие, нарушение зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания ЛОР – органов и др.)
- ММД, неврологическая симптоматика (энурезы, тики и др.)
- для детей с высоким интеллектуальным развитием (одарённых детей).
Если мы говорим о первой категории детей с ОВЗ и инвалидностью!, то для этих обучающихся ИОМ разрабатывается в обязательном порядке, а для всех остальных категорий в соответствие с решением ППконсилиума ДОУ.
Мы вплотную подошли к цели составления ИОМ. (слайд 13)
Назовите ее -это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностному развитию.
(слайд14)
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
2. организовать единую систему работы;
3. совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
4. создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
5. формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
(слайд 15) В ДОУ ИОМ включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Этапы проектирования ИОМ.
(слайд 16) I этап - Подготовительный. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. Анализ медецинских данных, заключения ПМПК при наличии.
II этап – Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка участниками педагогического процесса.
(слайд 17) Диагностика.
(слайд 18)
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем, согласование с родителями обучающегося.
IV этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия со специалистами, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.
V этап – Промежуточная диагностика. Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.
VI этап – Итоговый – предполагает мониторинг результатов освоения ИОМ и составление проекта ИОМ на следующий период (при необходимости).
Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если ребёнок не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться определённый период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы.
(слайд 19) ИОМ имеет свою структуру, которая включает несколько важных разделов.
1. Титульный лист
2. Общие сведения.
3. Содержание психолого-педагогического сопровождения
4. Организация занятий.
5. Взаимодействие специалистов с семьёй обучающегося.
6. Результаты мониторинга индивидуального развития ребёнка на основе совместной экспертной оценки.
7. Итоговый контроль.
Эта структура носит рекомендательный характер, она рекомендована специалистами Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, может быть разработана самой ДОО, но обязательно должен быть приказ по разработке, утверждению и реализации ИОМ.
(слайд 20) Титульный лист – подпись родителей
(слайд 21) Общие сведения
ФИО ребёнка, дата рождения.
Общая информация о ребёнке и семье. Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО, постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях. Охарактеризовать тип семьи: благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания; неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия. Кто из взрослых воспитывает ребёнка. Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи: авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка; контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»; попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых; уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.
Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.
Указать группу здоровья и режим пребывания в ДОУ.
Если есть заключение ПМПК указать направления коррекционной работы, рекомендации специалистов медицинского профиля, противопоказания (если имеются). Психолого-педагогическая характеристика обучающегося по результатам диагностики. Цели и задачи ИОМ на конкретного ребёнка.
(слайд 22) Содержание психолого-педагогического сопровождения. Направление работы, образовательная область, задачи, непосредственно те мероприятия, которые будут проводиться (игры, упражнения, беседы, тренинги, приёмы психогимнастики и т.д.), формы работы, время проведения и ответственные специалисты.
(слайд 23) Организация коррекционно-развивающих занятий – это непосредственно те специалисты, которые участвуют в реализации ИОМ.
(слайд 24) Взаимодействие с семьёй обучающегося.
Задачи, мероприятия, сроки проведения, ответственные специалисты.
(слайд 25) Результаты мониторинга индивидуального развития ребёнка на основе совместной экспертной оценки.
(слайд 26) Итоговый контроль.
(слайд 27) Характеристика затруднений.
(слайд 28) Содержание психолого-педагогического сопровождения.
(слайд 29) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда
Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

Образовательные ситуации в работе учителя-логопеда.
Здесь приведены три образовательные ситуации, которые могут встретиться в работе логопеда в дошкольном учреждении. Предлагаю варианты их решения....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

Консультация на тему: "Использование упражнений по развитию фонематических процессов в работе учителя-логопеда"
Консультация на тему: "Использование упражнений по развитию фонематических процессов в работе учителя-логопеда"...

Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Организационно-методическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса. Рабочая документация учителя-логопеда.
Шаблон планирующей документации учителя-логопеда: План индивидуальной коррекционной работы на учебный год....

