Развитие речи детей с ТМНР
статья по развитию речи
Статья по теме "Развитие речи детей с ТМНР"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья:
Развитие речи у неговорящих детей и роль родителей в её становлении.
В последнее время наблюдается отрицательная тенденция, которая заключается в увеличении количества детей с ТМНР. Практически у 75% детей данной категории речевые навыки либо несформированны, либо находятся в зачаточном состоянии. Поэтому считаю целесообразным проводить с этими детьми не только занятия, направленные на формирование представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности, сенсорное развитие, но и на развитие речевой коммуникации ребёнка с ТМНР.
Логопедическую работу с детьми данной категории имеет свои трудности, которые заключаются в органических нарушениях комплексного характера. Не секрет, что для полноценного развития речевой способности необходимы:
- врожденная языковая способность,
- первично-сохранный интеллект,
- определённые стимулы из внешней среды,
- мотивaционные позывы к речи,
- полноценное функционирование связи между речевыми областями мозга, по которым передается информация.
Если углубиться в теоретические аспекты логопедичекой практики с неговорящими детьми, то можно отметить, что ней накоплено достаточное количество разнообразных методик, технологий, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений. Корифеями в этой области можно считать Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.В. Тумaнова, Т.Б. Филичева, Е.В. Чиркина, В.К. Орфинская, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова, О.В. Правдина, и др., но проблематика состоит а том, что приходится постоянно подбирать, модернизировать средства и методы повышения эффективности работы по данному направлению. Опираясь на свой опыт, думаю, что получить продуктивный результат можно только при комплексном использовании, различных педагогических методов и приемом с обязательным закреплением навыков родителями в домашних условиях.
В своей воспитательской практике активно применяю разработки Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. «Учимся говорить или 55 способов общения с неговорящим ребенком». Данная разработка рассчитана на работу в детьми дошкольного возраста, но данные задания могут применяться и с детьми более взрослого возраста имеющими ТМНР.
В этом пособии авторами предпринята попытка обобщить опыт логопедической службы психоневрологического характера и помочь родителям (имеющих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи 1-II уровня, обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии) и педагогам при формировании у этих детей речевого общения.
Также хочется в свое работе упомянуть лоб авторской технологии: методика работы с «неговорящими» детьми логопеда-практика Новиковой- Т.Н Иванцовой. Данная методика более подробно раскрывает алгоритм работы с детьми данной категории с учётом всевозможных нарушений, остаточных компенсаторных возможностей. Применение данной технологии в воспитательном процессе даёт свои положительные результаты, которые выражаются в положительной динамике у воспитанников.
При работе с неговорящими детьми на во время воспитательных занятий использую и методический сборник Е.А. Штелягиной «Альтернативная коммуникация». В данном издании распределена четкая и последовательная работа над блоками формирования этапов речи у неговорящего ребёнка. Речевые упражнения составлены с учётом разных возможностей детей с ТМНР.
Теперь хочется в доступной форме освятить значимость закрепления навыков общения у детей с ТМНР. Поэтому необходимым условием работы является участие всей семьи в закреплении вышеуказанных процессов. Повторение не должно идти только от одного члена семьи. Следует вызывать мотивацию к общения не только в спокойной семейной обстановке, но и в других ситуациях. Например, на прогулке, в магазине, в транспорте, в игре. За каждое проявление общения обязательно должно следовать поощрение. Практически все родители принимают недуг детей, смиряются с ним и со временим мало обращают внимания даже на самые маленькие победы. Поэтому всегда даю совет родителям: «Радуйтесь даже самой маленькой победе вашего ребёнка».
Далее рассмотрим, что же необходимо для развития речи у неговорящего ребёнка и как происходит становление речи. Самым важным условием в формировании этого процесса можно отметить предметно-практическую деятельность. Здесь важно создать все условия для активации речевых процессов, для мотивационно-побудительной деятельности, непрерывности обучения способности звукоречевых проявлений, погружения ребенка в речевую среду. Очень важно развивать сразу все психические процессы, такие как внимание, память, общее мышление, воображение и др..
Чтобы у ребёнка появилась речи получить нужно сформировать у его понимание определенного ритма, темпа и силы, чередование сильных и слабых ударов и сaмое важное - пропевание гласных. Не секрет, что первый навык речи это биологическое явление, которое носит название гуление. При гулении нет четких звуков, оно присутствует у всех детей - глухих, слепых, умственно отсталых, с ранним детским аутизмом. А вот лепет форимируется только тогда, когда ребёнок дозревает до определенного уровня, где у него есть среда.
Лепет – это социальное явление, в лепете есть интонация, в лепете есть ритм, в лепете есть звуки. Чем неоднороднее становятся у ребенка лепетные цепочки, тем ближе к слову.
Даже с неговорящим ребенком нужно постоянно разговаривать на самые разнообразные темы, рассматривать книжные рисунки, анализировать увиденное.
Для постоянной стимуляции речевой и интеллектуальной активности у детей с ТМНР в своей деятельности использую основные правила:
- демонстрировать ребенку изображения (опора на наглядность),
- чёткость в формулировке инструкций (конкретизация);
- доступность материала.
Важно понимать, что способность выражать свои чувства и желания - это не только слова. Есть много других возможностей и средств, которые способствуют пониманию неговорящих детей. Этими средствами пользуются люди, когда процесс коммуникации затруднен. Это жестикуляции, символическим изображениям (пиктограммамы, значки, система символов). В данном случае альтернативным средством коммуникации выступает мнемотехника, как способ, дополняющий обычную речь, стимулирует развитие абстрактного мышления и символической деятельности, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Занимаясь с «неговорящими» детьми понимаешь, что необходимо использовать в своей работе все известные в коррекционной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Привлекать родителей не только в пассивном формировании, но и в практиком. А именно в присутствие на занятиях, в контроле речевых навыков во время нахождения ребёнка в домашних условиях. Попытаться сформировать у нах активную позицию в процессе формирования речевых навыков у ребёнка. Закончить хочется словами «вместе у нас всё получится!»
Используемая литература:
- Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.-48с.
- . Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.-88с.
- Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: методическое пособие/ Лынская М.И. ; под ред. Шаховская С.Н.. - М. : Парадигма, 2012. - 128 с.
- Крутякова Е.Н. Альтернативная дополнительная коммуникация в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 432-437.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...
