Технологическая карта по развитию речи. Составление рассказов из личного опыта на тему «Семья».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Технологическая карта по развитию речи. Составление рассказов из личного опыта на тему «Семья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Составление рассказов из личного опыта на тему «Моя семья» с использованием мнемотаблицы.

Цель: инициировать составление творческих рассказов.

Задачи:

  • Научить составлять творческие рассказы.
  • Развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию.
  • Развивать мыслительные операции, интонационную выразительность речи. 
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме «Семья».
  • Развивать слуховое внимание и чувство рифмы.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

 

Интеграция областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Форма проведения: фронтальная.

Основные понятия: семья, заботливая, дружная, трудолюбивая, крепкая, родственники.

Материалы и оборудование: ромашка, ребус, мнемотаблица «Моя семья».

Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений и сказок о семье, рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов, пословиц о семье; рассматривание картинок и иллюстраций на тему.

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Время

1

Вводный


Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила в нашей группе вот такую ромашку, а на каждом лепестке у нее для вас загадка. Отгадаем?
1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
2 лепесток.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
3 лепесток
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
4 лепесток
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
5 лепесток
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
6 лепесток

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
7 лепесток
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)


Воспитатель: Вы догадались, о чём у нас сегодня пойдёт речь?
Посмотрите пожалуйста на доску и отгадайте ребус. 
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Дети, а что такое семья?

Игра «Подбери признак к слову»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Семья (какая?) родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, спортивная, крепкая, гостеприимная...

Папа (какой?) ... Мама (какая?) ...

Дедушка (какой?) ... Бабушка (какая?) ...

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы

играют

5 минут

2

Основной

Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение, которое называется:

«Семья – большое счастье».

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.

У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Родимая семья!

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье -
Подарок самый-самый!

Воспитатель: Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.


А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим и поиграем в игру.

Игра «Назови родственников» (с мячом.)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

Составление рассказа по мнемотаблице (4-6 человек).

Физкультминутка:


Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьей.

Встанем дружно, по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает братишка Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, какие пословицы вы знаете о семье.
Пословицы:
*Коли вся семья вместе, так и душа на месте.
*Не будет добра, коли в семье вражда.
*Дерево держится корнями, а человек семьей. 
*Лучший клад, когда в семье лад.
*Где любовь да совет, там и горя нет.
*Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Слушают стихотворение

Дети играют

.

Составляют рассказ про свою семью, используя мнемотаблицу.

23 минуты

3

Заключительный

Воспитатель: Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа из личного опыта «Как я укрепляю своё здоровье».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе. Тема недели «Быть здоровым...

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа из личного опыта «Школа маленького пешехода» в подготовительной группе.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; background: transparent none repeat scroll 0% 0%; } Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа из ли...

НОД по развитию речи в старшей группе на тему : "Составление рассказа из личного опыта на тему: " Мой домашний питомец"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Составление рассказа из личного опыта " Мой домашний питомец"Образовательные области: «Речевое развитие», «Физиче...

Технологическая карта по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наряжаем ёлку»

Составление рассказа по сюжетной картине «Наряжаем ёлку»Возрастная группа: воспитанники средней группы.Образовательная область: «Речевое развитие»Вид занятия: ин...