Конспект ОД по развитию речи в старшей группе на тему : " Знакомство с нанайской народной сказкой " Айога".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в старшей группе (рисование тычком) в соответствии с ФГОС

«Конструкт по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования «Усатый полосатый»

Воспитатель: Хемерова Анастасия Андреевна- МБДОУ № 82 комбинированного вида г. Каменск-Уральский

Группа: старшая

Тема: «Усатый – полосатый»

Виды деятельности: продуктивная, изобразительная

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Цель:. развитие любознательности и активности в процессе собственной деятельности в создании выразительных и интересных образов в рисунках

Планируемый результат:

• В процессе собственной деятельности (в рисовании) стремятся создавать выразительные и интересные образы.

• Проявляют умения проявлять замысел, имеют представления о форме предмета.

• Демонстрируют умение доводить дело до конца, проявляют самостоятельность, инициативность.

• Демонстрируют умение рисовать котенка гуашевыми красками, умение закрашивать методом тычка.

• Демонстрирует знания о сером цвете, о способе его получения

Задачи совместной деятельности

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение доводить дело до конца, адекватную оценку своих действий, бережное отношение к животным.

Развивающие задачи: Развивать умения принимать замысел, умение соотносить объект с действительностью, мышление, образное восприятие, воображение, внимание; сенсорное восприятие (представления о форме, цвете предмета)

Обучающие задачи:

Изобразительная: учить детей передавать в рисунке образ котенка (на основе геометрических фигур, круг-голова, овал-туловище)

Техническая: Совершенствовать навыки рисования шерсти методом «тычок жесткой полусухой кистью». Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: разводить до густоты сметаны

Цветовая :Совершенствовать умение смешивать два цвета, чтобы получился новый цвет (белый+черный=серый) , побуждать детей к выбору цвета ( серый, черный).

Композиционная: Учить детей располагать рисунок в соответствии с формой предмета (положением котенка, вертикально или горизонтально).

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Учить правильно держать карандаш и кисточку (Семен, Аня)

Продолжать учить изображать животных, используя навыки рисования гуашевыми красками методом тычка (Семен, Савелий)

Развивать речь (Саша, Вася.)

Принципы дошкольного образования(ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования(далее- индивидуализация дошкольного образования);

2)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5)возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип активности.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, стимулирование занимательным содержанием.

Средства воспитания и обучения:

Наглядные: презентация «Такие разные кошки», демонстрационный материал «кошки», алгоритмическая схема рисования котенка, оборудование к занятию(гуашь, палитра, кисти, простой карандаш, бумага для рисования)

Словесные: загадка, стихотворение «Усатый- полосатый».

Учебно-методический комплект:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17.10.2013 г. №1155.

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-

Синтез, 2014 год

3 Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Москва – Синтез. 2014 год.

4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Москва. 2007 год

Ход деятельности:

1 этап. Мотивация на совместную деятельность.

Задача:

заинтересовать детей на предстоящую деятельностью Художественное слово, беседа, стимулирование занимательным содержанем, вопросы, Нет приятнее красы!

Деятельность педагога

Лапки — мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну, подумайте немножко.

Догадались? Это... (кошка). Г. Утробин

Ребята, о ком эта загадка?

Просмотр презентации «Такие разные кошки».

Во время просмотра воспитатель рассказывает о кошках.

- Кошка в мире животных занимает особое, почетное место. Это удивительное существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное. Нет одинаковых кошек. Они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры. Туловище у кошек гибкое. Усы и брови помогают им улавливать запах, определять расстояние в прыжках, даже определять скорость ветра. А кошачий хвост всегда показывает, в каком настроении кошка: спокойном, игривом или раздраженном. Бегать, прыгать — их любимое занятие. Кошка — отличный охотник.

-Что любит делать кошка?.

Если вы захотите полюбоваться кошками разных пород, вы можете сходить на выставку кошек.

Вы были на выставке кошек?

Давайте организуем собственную выставку с рисунками кошек.

-Я вам предлагаю нарисовать кошек, а вот каких — вы должны догадаться. Послушайте отрывок стихотворения «Усатый – полосатый» С.Я. Маршака.

- Догадались, каких котов будем рисовать? (Ответы детей.)

- Давайте нарисуем полосатых кошек и котов, и у нас будет своя выставка. Мы можем пригласить детей из других групп, пусть полюбуются.

Деятельность детей:

Слушают загадку, отгадывают

Смотрят презентацию, слушают рассказ

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы

Планируемый результат:

Дети мотивированы, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности,

проявляют эмоциональный отклик

2 этап.[/b] Актуализация знаний необходимых для предстоящей деятельности.

2.1. Восприятие

Задача: развивать умения принимать замысел, формировать представления о форме, цвете предмета, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому

2.2.Совместное планирование.

Задача: учить рисовать котенка, совершенствовать приемы закрашивания тычком, пользоваться алгоритмом, дать представление о конечном продукте деятельности

Методы:

Метод демонстрации, рассказ, объяснение, вопросы

Деятельность педагога:

Воспитатель организует диалог с детьми .Показывает и комментирует действия.

Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением котят.

Воспитатель задает наводящие вопросы:.

Опишите, какое у котенка туловище, голова, лапы, хвост?

Ребята посмотрите внимательно и скажите, какие у котенка глаза, нос, уши, усы?

Скажите, что у котенка больше голова или туловище? На какую геометрическую фигуру похоже? Какие лапы и хвост?

Чем покрыт котенок, какая шубка у него? Какой расцветки котенок?

Предложить одному из детей подвести итоги рассказа.

Таким образом …

Скажите, пожалуйста, с чего нужно начинать рисовать котенка?. (Побуждаю детей к обсуждению приемов рисования).

Да, с начала ближе к верхнему левому углу мы будем рисовать голову. Какой формы голова?

(показываю прием рисования головы).

-Теперь рисуем туловище, какой формы туловище? (показываю прием рисования туловища).

Наш котенок лежит, поэтому у него видны только передние лапки.

- нарисуем котенку передние лапы(показываю прием рисования передних лап).

А задние лапки он спрятал под пушистым хвостом. (показываю прием рисования хвоста).

Прорисовываем треугольные уши, круглые щечки, глаза, рот, ну и конечно усы.

У нашего котика шерсть пушистая, как мы это можем показать в нашем рисунке? Будем рисовать методом тычка.

Ребята, а наш котенок серого цвета, с черными полосками, а у нас серой гуаши нет, как быть?

(получение серого путем смешивания белого и черного).

Начинаю закрашивать котенка тычками по линии всего контура, а потом внутри. (объясняя детям, что рисуем сухой кистью, держим ее вертикально вертикально, гуаши много на кисть не набирать, предварительно убрав излишки на палитру)

-Вот такой красивый получился котенок!

В процессе рисования советую не торопиться, чтобы шерстка получилась пушистая и на ней не оставалось белых просветов.

Деятельность детей

Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают

Планируемый результат

Рассматривают, сравнивают, устанавливают соотношение частей

Сотрудничают с воспитателем

Выражают свои мысли

Владеют монологической и диалогической речью

Получают серую гуашь, путем смешивания белой и черной Проявляют умения принимать замысел, представляют форму предмета, цвет

Имеют представление о способе рисования

3.Смена видов деятельности. Физкультминутка

Задача: снять мышечное напряжение

Методы:

Объяснение Показ

Деятельность педагога

ФИзкультмнутка «Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко, Идут бесшумно на цыпочках.

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый, Прыгают легко на месте.

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно.

Вот прыжок, еще подскок,

То вперед, а то отскок.

А потом мяукнет: «Мяу! Бегут на свои места.

Я в свой домик убегаю».

Г. Утробин

Деятельность детей

Повторяют за воспитателем

Планируемый результат

Дети расслаблены, отдохнули

Готовы к дальнейшей деятельности

4 этап.Словесное воспроизведение способов действий(вопросы на уточнение)

Задача:развивать память, мышление, внимание

(воспроизвести план работы рисования)

методы

Беседа

Демонстрация

Деятельность педагога

Ребята, что мы будем рисовать?(котенка)

- С чего мы начнем рисовать?(с головы). Затем что (туловище, лапы, хвост, прорисовываем мордочку)

-Какой техникой мы будем рисовать шерстку нашего котенка?(мы будем рисовать техникой"тычком")

Молодцы, все правильно!

Приступайте к рисованию.

Деятельность детей

Слушают

Отвечают

Запоминают

Планируемый результат

Проявляют знание способа рисования котенка, приемов рисования, воспроизводят алгоритм работы

5 этап.Практическое применение способов действий.

Задача: создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности, совершенствовать изобразительные, технические и композиционные умения, доводить дело до конца.

Методы

Демонстрация Беседа.

Деятельность педагога

- ребята, садитесь за столы правильно, спина прямо, ноги вместе.

Наблюдаю за деятельностью детей и корректирую в случае необходимости:

Деятельность детей

Дети самостоятельно рисуют, соблюдая последовательность и инструкции воспитателя

Планируемый результат

Дети самостоятельно рисуют, совершенствуют изобразительные, технические и композиционные умения

располагают рисунок в центре листа, украшают деталями, осваивают технику"тычка",

Умеют доводить дело до конца

6 этап. Анализ работ продуктов действия детских работ.

Задачи:

учить сравнивать свою работу с иллюстрациями,

совершенствовать умение давать оценку своей работе, формировать адекватную самооценку результатов деятельности;

Методы

Беседа

Поощрение

Деятельность педагога

Воспитатель благодарит , поощряет детей, которые вносят в рисунки интересные дополнения..

-Молодцы ребята. Вы все постарались и у нас получились замечательные котята. Теперь давайте разложим все ваши рисунки на стол и посмотрим каких котят нарисовали ваши друзья.

-Ребята, выберите наиболее понравившегося вам котенка и объясните, почему вы выбрали именно этот рисунок.

Деятельность детей

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог

Планируемый результат

Анализируют рисунки, объясняют выбор оценивают результаты своей деятельности

Умеют сравнивать свою работу с образцом

Демонстрируют умение контроля, коррекции

7 этап. Открытость.

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Методы

Эмоциональное стимулирование.

Деятельность педагога

Воспитатель уделяет внимание результату каждого ребенка, побуждает к "продолжению" деятельности.

Как вы думаете, можно ли нашу выставку еще добавить рисунков котят. Какого окраса бывают котята? Дома или вечером вы можете нарисовать котят другого окраса и дополнить нашу выставку рисунков.

Деятельность детей

Слушают Отвечают С желанием самостоятельно рисуют

Планируемый результат

Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы



Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Знакомство с нанайской народной сказкой « Айога»».

Цель: Знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и  высказывать  свое отношение  к ним. Формировать представление о скромности, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.

Задачи: Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.

Воспитывать интерес к художественной литературе. Поощрять  желание  помочь, сопереживать. Активизация и обогащение словаря детей.

Формы работы воспитанников:  фронтальный,  индивидуальный.

Используемые технологии, методы:  беседа, объяснение,  наглядный.

Деятельность воспитателя

Ответы детей

Примечания

Ход  ОД.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Легенда, предание народное,

Ребята ее обожают.

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают.(сказка)

В. – Ребята , сегодня мы познакомимся с нанайской народной сказкой « Айога».

Айога – это имя нанайской девочки. Есть такая национальность. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. У них такие же семьи, как и у нас, очень интересные имена, занимаются они разведением оленей и живут в стойбищах.

 Но прежде чем мы послушаем сказку,  дайте мне ответ на такой вопрос.

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баранова,

И Федя неряху увидел лохматого.

Ребята, а вы любите смотреть на себя в зеркало?

Воспитатель: Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

Почему хорошо?

- Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.

Воспитатель: А почему плохо?

- Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать

нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.

Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». В ней мы узнаем про девочку, которая очень любила любоваться собой, и узнаем, чем это закончилось.

 (Воспитатель читает сказку и сопровождает  рассказ показом иллюстраций).

 Артикуляционная гимнастика:

Взрослый проговаривает:

Хома-хомка, хомячок.

Надуть щеки как можно сильнее.

Полосатенький бочок.

Погладить щечки.

Хомка рано встает.

Потянуться вверх, зеваем с широко открытым ртом.

Щечки моет, ушки трет.

Погладить свои щеки, потрогать уши.

Подметает хомка хатку.

Водим языком внутри рта с оной стороны в другую.

И выходит на зарядку.

В. Кто такая  Айога?  Расскажите  какая она по характеру?

- Самолюбивая, гордая, ленивая.

В.: Какие поступки Айоги вам не понравились?

- Не помогла маме, любовалась собой.

В.: Какая по характеру мама Айоги?

- Добрая, трудолюбивая, заботливая.

В: Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

- Соседская девочка принесла воды.

В: Как можно охарактеризовать соседскую девочку?

- Отзывчивая, трудолюбивая.

В: К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

-Соседская девочка.

В.: Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели

подружиться? А кому из вас, ребята, жалко Айогу?  А почему она превратилась в гуся?

В.: Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной.

(Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка  или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т.д.).

Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение,

- чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?

. Определение основной мысли сказки.

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»

- Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.

Как вы считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека или его внутренние качества?

Я предлагаю вам сейчас послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки.      

По добру - добро, а по худу – худо.

Не гляди высоко: запорошишь око.

Лениться да гулять - добра не видать.

 Не по виду суди, а по делам гляди.

6. Рекфлексия.

- Чему учит нас эта сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам»....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»

Конспект НОД по развитию речи  в средней группе на тему «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Знакомство детей со сказкой «Цветик - семицветик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:Знакомство детей со сказкой«Цветик - семицветик»Цель: познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик».З...