Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лёзова Юлия Викторовна

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи через обогащение активного словаря по теме "Осень", совершенствование навыков описания предметов и явлений природы, формирование умения составлять небольшие рассказы по картине и личным наблюдениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_4.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

Цель:
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи через обогащение активного словаря по теме "Осень", совершенствование навыков описания предметов и явлений природы, формирование умения составлять небольшие рассказы по картине и личным наблюдениям.

Задачи:

Образовательные

Расширить и активизировать словарь детей по теме "Осень" (листопад, урожай, золотая осень, хмурая осень и др.)

Учить составлять описательные рассказы по картине и с опорой на личный опыт

Совершенствовать умение подбирать определения, рифмы к заданным словам

Развивающие:

Развивать фонематический слух через звукоподражательные игры

Развивать образное мышление и творческое воображение

Совершенствовать интонационную выразительность речи

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое восприятие осенней природы

Формировать умение слушать друг друга

Воспитывать любовь к родной природе через поэтические образы

1. Организационный момент (3 мин)

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (показывает волшебный зонтик) Чей это может быть зонтик?"
Дети:

"Осенний!" (Маша)

"Он разноцветный, как осенние листья!" (Кирилл)

Воспитатель: "Правильно! Давайте откроем его и посмотрим, что там спрятано... (открывает зонт) Ой, здесь письмо: "Дорогие ребята, я - Королева Осень, приглашаю вас в путешествие!"

Игра "Осенний круг":
Воспитатель: "Какие осенние месяцы вы знаете?"
Дети:

"Сентябрь" (Саша)

"Октябрь" (Даша)

"Ноябрь" (Артем)

Воспитатель: "Молодцы! А какие изменения происходят осенью в природе?"
Дети:

"Листья желтеют и падают" (Полина)

"Птицы улетают в тёплые края" (Егор)

"Часто идёт дождь" (Аня)

2. Основная часть (20 мин)

1. Рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень"

Воспитатель: "Давайте рассмотрим эту картину. Что на ней изображено?"
Дети:

"Речка и лес" (Максим)

"Жёлтые деревья" (Соня)

"Голубое небо" (Денис)

Воспитатель: "Какое настроение у этой картины? Почему вы так думаете?"
Дети:

"Радостное, потому что много солнца" (Лиза)

"Торжественное, золотое" (Ваня)

2. Чтение стихотворения А. Плещеева "Осень"

Воспитатель: "Как вы думаете, почему поэт написал "туча небо кроет"?"

Дети:

"Потому что осенью много туч" (Артем)

"Облака закрывают солнце" (Маша)

3. Фонетическая игра "Осенние звуки"

Воспитатель: "Как шуршат листья под ногами?"
Дети хором: "Ш-ш-ш"

Воспитатель: "А как капает осенний дождик?"
Дети: "Кап-кап"

4. Подвижная игра "Деревья и ветер"

Воспитатель: "Когда ветер сильный, что происходит с деревьями?"
Дети:

"Они сильно качаются" (Кирилл)

"Листья облетают" (Даша)

3. Практическая часть (5 мин)

1. Составление рассказа "Осенний день"

Воспитатель: "Давайте вместе составим рассказ. Начнём: "Наступила золотая осень". Что было дальше?"
Дети:

"Солнышко светит, но не греет" (Сережа)

"Листья стали жёлтыми и красными" (Настя)

"Люди собирают урожай" (Егор)

2. Творческое задание "Волшебный листок"

Воспитатель: "Какие цвета мы будем использовать для осенних листьев?"
Дети:

"Жёлтый, как солнышко" (Полина)

"Оранжевый, как апельсин" (Артем)

"Красный, как ягоды" (Маша)

4. Заключительная часть (2 мин)

Рефлексия:
Воспитатель: "Ребята, что нового вы сегодня узнали?"
Дети:

"Я узнал новое стихотворение" (Максим)

"Я запомнил, как называется картина" (Соня)

"Мне понравилось придумывать рассказ" (Кирилл)

Воспитатель: "Какое задание было самым интересным?"
Дети:

"Мне понравилось играть в "Деревья и ветер"" (Даша)

"А мне - раскрашивать листочки" (Ваня)

Воспитатель: "Молодцы! Королева Осень довольна вашими ответами и дарит вам эти осенние медальки!"

Дополнения:

Индивидуальные ответы: Для детей, которые стесняются отвечать, можно предложить:

Ответы хором

Помощь в виде наводящих вопросов ("А какого цвета листья на картине?")

Для продвинутых детей:

Предложить придумать свои загадки про осень

Составить более развёрнутый рассказ по картине

Примеры ответов на творческом задании:

"Я раскрасил лист в жёлтый цвет, потому что он как солнышко" (Артем)

"А мой листик разноцветный - как радуга!" (Полина)

Этот вариант конспекта позволяет:

Проследить логику вопрос-ответ

Увидеть примерные ответы детей

Подстроиться под индивидуальные особенности группы

Обеспечить обратную связь от каждого ребёнка

Занятие становится более интерактивным и позволяет вовлечь всех детей в активный диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»

Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме: «Осень золотая»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Осень золотая»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Осень" (презентация)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ».

Конспект занятия   по развитию речи способствует обобщению знаний детей по теме " Осень"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прогулка по осеннему лесу"

Конспект занятия "Прогулка по осеннему лесу направлен на формирование связной речи  у детей старшего возраста....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Викторина дары осени"

Целью занятии - викторины "Овощи и фрукты" является обобщение и систематизация знаний учащихся об овощах и фруктах . Помогает уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах. Фор...