Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки М- МЬ Буква М»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Непрерывная образовательная деятельность
Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие
Тема «Звуки М- МЬ Буква М»
Исполнитель: Валева. Е.С
Екатеринбург
Непрерывная образовательная деятельность
Тема «Звуки М- МЬ Буква М»
Цель: познакомить детей с буквой М и звуками [М]и [МЬ’]
Задачи:
учить детей давать характеристику звукам.
Формировать навыки фонематического восприятия.
Формировать умение находить место звука в слове.
Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
Познакомить с буквой М.
Развивать мышление, произвольное внимание.
Развивать графические навыки.
Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета Пон и Пин, демонстрационный материал – для определения звука картинки рабочие тетради, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук М МЬ; демонстрационные картинки буква М МЬ.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент | Приветствие: Звенит колокольчик. Дети собираются в круг. Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный Круг. Игра «Назови слова» (с мячом) - Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О, У, И ) (арбуз, огурец, улитка, иголка,) |
Развитие артикуляционной моторики
Актуализация знаний | Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык Упражнения: улыбка-трубочка, качели, лошадка, вкусное варенье (показ демонстрационного материала) Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и Какие это звуки? (Гласные) Почему они называются гласные Потому что их можно пропеть голосом. И гласные звуки всегда обозначаются, каким цветом (красным) |
Объявление темы занятий
| Игра-массаж «Наши помощники» -Ребята как вы думаете, какие помощники нам сегодня понадобятся? -Давайте вспомним. Будет сложная игра, Думай, думай голова! (гладят по голове рукой) Разминка для глаз, Поиграем мы сейчас! (моргают глазами) Надо руки вам размять Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев) Каждый день, всегда везде На занятиях, в игре, Смело четко говори И тихонечко сиди. -Вот какие помощники нам сегодня нужны. Ребята сегодня на занятии нам будут помогать два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это. -Кто же наши помощники? (Маша и Миша из м\ф «Маша и медведь») -Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь) -Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь. Проходите за столы. Ребята, отгадайте загадки: На корабле ходить я буду, Когда на Флот служить пойду. И тот корабль, подобно чуду, Взметает встречную волну. На нём живёт его команда - Все люди разных возрастов. Я буду младшим, это правда, А кто назвать меня готов? (Матрос)
-Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза… Что это?… (Машина)
Над рекой, поперёк, Великан врастяжку лёг. Через реку, по спине, Он ходить позволил мне. (Мост) Вспомните, какие были отгадки? Назовите слова отгадки. Какой первый звук слышится в отгадках? (Звук [М])
Теперь отгадайте другие загадки: Он зимой лежит в берлоге, Под сосною в близ дороги. И чтоб сон хороший снился, Чтобы враг не появился, Не добавил груз забот, Лапу он свою сосёт. (Медведь)
Белый камушек растаял, На доске следы оставил. (Мел)
-Как у бабы у Яги Костяной ноги Есть замечательный Аппарат летательный. (Метла) Какие были отгадки? Назовите отгадки. Какой первый звук слышится в отгадках? (Звук [Мь]) Какие новые звуки вы сегодня услышали? А какие это звуки ? (согласные) А вы хотите узнать какой буквой они обозначаются? А чтобы узнать мы с вами поиграем Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [Мь], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки. При произнесении звука м на пути потока воздуха стоит преграда- губы . т.к. есть преграда. То этот звук согласный. |
Знакомство с новым звуком
| Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами. Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы «Характеристика звуков»: - Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы) - Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос) - Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый) - Какого цвета «рубашка» звука «М»? (Синяя) - Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный) - Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий) - Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий) - Какого цвета «рубашка» звука «Мь»? (Зеленая) Воспитатель на доску выставляет символы гномики звуков М-Мь ( звуковые человечки) |
Знакомство с новым звуком
|
«Произнеси тихо-громко» Давайте мы произнесём звук [М]: сначала тихо, а теперь громко. Что нам помогает произнести звук [М]? (губы) Дайте характеристику звуку [М]: согласный, твёрдый, губной. А теперь произнесём звук [Мь]: тихо-громко. Дайте характеристику звуку [Мь]: согласный, мягкий, губной. 2. Уточнение артикуляции звука Игра в кругу «Поймай звук» Сейчас я буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот т а к (показываю-хлопаю)только те слова, в которых есть твердый звук М. Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мёд, матрешка, бумага. А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М'. Слова: Миша, матрешка, медведь, Маша, лес, мёд, машина. (Дети хлопают) Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»». Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся. 3. Определение характеристики звука Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Игра: «Где живет звук» Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. со звуком «М». в этом вам помогут наши домики с окошечками (МАК, СОМ, ЛИМОН, ЗИМА, , ДОМ, ДЫМ, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ, МОЛОТОК, ЗИМА, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ, СОМ, ДОМ, ДЫМ)– показываются картинки. - Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать. Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Физкульт минутка А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики). Тук ток, туки ток, Застучал молоток, Будем строить новый дом С высоким крыльцом С окнами большими Со ставнями резными, Тук ток, туки ток Замолчал молоток, Вот готов новый дом, Будем жить мы в нем. (Молодцы, садимся на свои места). |
Развитие фонематических процессов
Знакомство с новой буквой
| Взаимосвязь звука и буквы Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам». МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.
Игра: «Подбери слово-действие». МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает… МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…. МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…. - Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР. Со звуком мы познакомились. А вот и буква «М». Знакомство с буквой М. Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем). Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М). Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели). Взявшись за руки, мы встали. И на «М» похожи стали. Вот качели – буква «М», Здесь качаться можно всем. Палочка и палочка, Межу ними галочка. И понятно сразу всем, Получилась буква «М»! - Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек). - Напишите букву М в воздухе. - Выложите букву М из счетных палочек. Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву М МЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях |
Итог занятия | О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь») Какие это звуки? (согласные, звонкие) Какие задания были интересными, и понравились вам больше? Что вызвало трудности? - Маша и Миша, очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. Вам от них в подарок раскраски! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы! |
Рефлексия | Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. - Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть) Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно грустного.
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...

