Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки М- МЬ Буква М»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки М- МЬ Буква М»

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

 

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки М- МЬ Буква М»

 

Цель: познакомить детей с буквой М и звуками [М]и [МЬ’]

Задачи:

учить детей давать характеристику звукам.

Формировать навыки фонематического восприятия.

Формировать умение находить место звука в слове.

Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.

Познакомить с буквой М.

Развивать мышление, произвольное внимание.

Развивать графические навыки.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета Пон и Пин, демонстрационный материал – для определения звука картинки рабочие тетради, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук М МЬ; демонстрационные картинки буква  М МЬ.

 

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Приветствие: Звенит колокольчик. Дети собираются в круг.

Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Игра «Назови слова» (с мячом)

- Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О,  У, И ) (арбуз, огурец, улитка, иголка,)

Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

 

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык Упражнения: улыбка-трубочка, качели, лошадка, вкусное варенье (показ демонстрационного материала)

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и  Какие это звуки? (Гласные) Почему они называются гласные Потому что их можно пропеть голосом. И гласные звуки всегда обозначаются, каким цветом (красным)

Объявление темы занятий

 

Игра-массаж «Наши помощники» -Ребята как вы думаете, какие помощники нам сегодня понадобятся? -Давайте вспомним. Будет сложная игра, Думай, думай голова! (гладят по голове рукой) Разминка для глаз, Поиграем мы сейчас! (моргают глазами) Надо руки вам размять Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев) Каждый день, всегда везде На занятиях, в игре, Смело четко говори И тихонечко сиди. -Вот какие помощники нам сегодня нужны. Ребята сегодня на занятии нам будут помогать два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это.

-Кто же наши помощники? (Маша и Миша из м\ф «Маша и медведь»)

-Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь)

-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь. Проходите за столы.

Ребята, отгадайте загадки:

На корабле ходить я буду,

Когда на Флот служить пойду.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

На нём живёт его команда -

Все люди разных возрастов.

Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов? (Матрос)

 

-Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

Что это?… (Машина)

 

Над рекой, поперёк,

Великан врастяжку лёг.

Через реку, по спине,

Он ходить позволил мне. (Мост)

Вспомните, какие были отгадки? Назовите слова отгадки.

Какой первый звук слышится в отгадках? (Звук [М])

 

 

 

 

 

Теперь отгадайте другие загадки:

Он зимой лежит в берлоге,

Под сосною в близ дороги.

И чтоб сон хороший снился,

Чтобы враг не появился,

Не добавил груз забот,

Лапу он свою сосёт. (Медведь)

 

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

 

-Как у бабы у Яги

Костяной ноги

Есть замечательный

Аппарат летательный. (Метла)

Какие были отгадки? Назовите отгадки.

Какой первый звук слышится  в отгадках? (Звук [Мь])

Какие новые звуки вы сегодня услышали? А какие это звуки ? (согласные) А вы хотите узнать какой буквой они обозначаются? А чтобы узнать мы с вами поиграем

 Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [Мь], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки. При произнесении звука м на пути потока воздуха стоит преграда- губы . т.к. есть преграда. То этот звук согласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым звуком

 

Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М.  Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы «Характеристика звуков»: - Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы) - Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос) - Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый) - Какого цвета «рубашка» звука «М»? (Синяя) - Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный) - Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий) - Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий) - Какого цвета «рубашка» звука «Мь»? (Зеленая)

Воспитатель на доску выставляет символы гномики звуков М-Мь ( звуковые человечки)

 

Знакомство с новым звуком

 

 

 

  1. Изолированное произношение

«Произнеси тихо-громко»

Давайте мы произнесём звук [М]: сначала тихо, а теперь громко.

Что нам помогает произнести  звук [М]? (губы)

Дайте характеристику звуку [М]: согласный, твёрдый, губной.

А теперь произнесём звук [Мь]: тихо-громко.

Дайте характеристику звуку [Мь]: согласный, мягкий, губной.

2. Уточнение артикуляции звука

Игра в кругу «Поймай звук» Сейчас я буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот т а к (показываю-хлопаю)только те слова, в которых есть твердый звук М. Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мёд, матрешка, бумага.

А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М'. Слова: Миша, матрешка, медведь, Маша, лес, мёд, машина. (Дети хлопают)

Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».

Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Игра: «Где живет звук»

Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. со звуком «М». в этом вам помогут наши домики с окошечками

 (МАК, СОМ, ЛИМОН, ЗИМА, , ДОМ, ДЫМ, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ, МОЛОТОК, ЗИМА, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ, СОМ, ДОМ, ДЫМ)– показываются картинки.

- Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать. Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Физкульт минутка

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Тук ток, туки ток, Застучал молоток,

Будем строить новый дом С высоким крыльцом

С окнами большими Со ставнями резными,

Тук ток, туки ток Замолчал молоток,

Вот готов новый дом, Будем жить мы в нем.

(Молодцы, садимся на свои места).

Развитие фонематических процессов

 

 

 

 

Знакомство с новой буквой

 

Взаимосвязь звука и буквы

Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».

МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.

 

 

Игра: «Подбери слово-действие».

МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….

МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….

- Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.

Со звуком мы познакомились. А вот и буква «М».

Знакомство с буквой М. Ребята, у каждого звука есть своя буква.  Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем). Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы.  Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

Посмотрите на нее. На что она похожа?    (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали. И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М», Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка, Межу ними галочка. И понятно сразу всем, Получилась буква «М»!

- Из каких элементов состоит буква М?  (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  М МЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь»)

Какие это звуки? (согласные, звонкие)

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности? - Маша и Миша, очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. Вам от них в подарок раскраски!

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!

Рефлексия

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. - Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть) Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно  грустного.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_m_m.docx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...