Содержание работы по формированию предпосылок письменной речи у дошкольников по возрастам в соответствии с ФОП ДОУ (таблица)
учебно-методический материал по развитию речи
В таблице отражается содержание работы по формированию предпосылок письменной речи у дошкольников по возрастам. Разработка представлена в виде таблицы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранний возраст
МКДО | Задачи (ФОП ДО) | Содержание (ФОП ДО) | РППС |
1- 2 года | |||
3.1. Ведется системная работа по подготовке к обучению грамоте воспитанников с учетом их потребностей, возможностей, интересов и инициативы. 3.2. Подготовка к обучению грамоте реализуется при освоении содержания разных образовательных областей, в различных видах деятельности. 3.3. Ведется разносторонняя подготовка к обучению грамоте. Напр., речевые проекты, работа с дидактическими материалами, повышение частоты контактов с письменной речью путем маркировки надписями мест хранения инвентаря, размещения в групповом помещении наглядных материалов, в рамках знакомства с фруктами и ягодами собрать «Азбуку»: все слова, которые начинаются со звука [а]: апельсин, арбуз, ананас, абрикос, алыча, айва и пр. 3.4. Педагоги вовлекают семьи воспитанников в педагогическую работу по подготовке к обучению грамоте. | Рассматривать вместе с взрослым и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении. Развивать умение слушать потешки, стихи, песенки, сказки с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки с картинками). Побуждать показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия. | Поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции детей на звучащее художественное слово, используя приемы: многократное чтение или пропевание; совместное со взрослым рассматривание книжек с картинками, показ и называние изображенных предметов и объектов, действий персонажей; ласковое персональное обращения к ребенку и др. | Символ и название группы; на детских шкафчиках первая буква имени ребенка с яркой картинкой; продукты детской деятельности; книжки с картинками, иллюстрациями; книги со звучащими картинками; предметные и сюжетные картинки; кубики с картинками; коллаж «Интересы моего ребенка», «Что я люблю» (коллажи сделаны с помощью картинок, фото); заготовки по изодеятельности («дорисуй травку цыплятам, дорожку к домику); маркировка на стеллажах и ящиках для игрушек; детские рисунки по теме. |
2-3 года | |||
Побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе со взрослым и самостоятельно. | Учить детей следить за развитием сюжета с помощью наглядности (картинки, игрушки, действия), отвечать на вопросы типа Кто это? Что он делает? А это что? Стимулировать игровую деятельность: воспроизводить игровые действия персонажей; играть со звуками, словами, рифмами. Насыщать образовательную среду изданиями для детей раннего возраста, побуждать рассматривать иллюстрации как вместе с педагогом, так и самостоятельно. | ||
3 - 4 года
МКДО | Задачи (ФОП ДО) | Содержание (ФОП ДО) | РППС |
3.1. Ведется системная работа по подготовке к обучению грамоте воспитанников с учетом их потребностей, возможностей, интересов и инициативы. 3.2. Подготовка к обучению грамоте реализуется при освоении содержания разных образовательных областей, в различных видах деятельности. 3.3. Ведется разносторонняя подготовка к обучению грамоте. Напр., речевые проекты, работа с дидактическими материалами, повышение частоты контактов с письменной речью путем маркировки надписями мест хранения инвентаря, размещения в групповом помещении наглядных материалов и пр. | Подготовка детей к обучению грамоте Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. Поддерживать общение детей друг с другом и с взрослым в процессе совместного рассматривания книжек-картинок, иллюстраций. | Подготовка детей к обучению грамоте Педагогический работник формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи дошкольников термины «слово», «звук» в практическом плане. Способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (яркие поступки персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах) путем использования различных методов и приемов: выразительное чтение и рассказывание, беседы после чтения, рассматривание иллюстраций, моделирование. | Детская типография; фотоальбомы «Семья», по лексическим темам, трафареты, штриховки, обводилки, шнуровки; звучащие книги, аудиосказки, звуки животных, птиц, природы; книги с иллюстрациями; сюжетные и предметные картинки, иллюстрации к сказкам; мнемотаблицы, схемы, маркировка на стеллажах и ящиках для игрушек; уголок дежурств; дневники наблюдений; календарь погоды; схемы в спортивном уголке; доска выбора, «Моё настроение», «Я пришёл» и т.д.; детские рисунки; продукты речевой деятельности; дидактические игры со словом и звуком; зеркало.
|
4 - 5 лет
МКДО | Задачи (ФОП ДО) | Содержание (ФОП ДО) | РППС |
3.1. Ведется системная работа по подготовке к обучению грамоте воспитанников с учетом их потребностей, возможностей, интересов и инициативы. 3.2. Подготовка к обучению грамоте реализуется при освоении содержания разных образовательных областей, в различных видах деятельности. 3.3. Ведется разносторонняя подготовка к обучению грамоте. Напр., речевые проекты, работа с дидактическими материалами, повышение частоты контактов с письменной речью путем маркировки надписями мест хранения инвентаря, размещения в групповом помещении наглядных материалов и пр. | Подготовка детей к обучению грамоте Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучание (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учить выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно | Подготовка детей к обучению грамоте Воспитатель формирует у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте, учит понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; обучает сравнивать слова по протяженности. Педагог помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук. Стимулировать детей к отражению впечатлений от прослушанного произведения в рассказах, рисунках, лепке, аппликации, конструировании. Создавать благоприятную атмосферу для словесного творчества; организовывать игры со звукоподражаниями, рифмами, словами на основе художественных текстов; составлять совместно с педагогом загадки на основе описаний, сравнений. | Детская типография; фотоальбомы «Семья», по лексическим темам и др.; трафареты, штриховки, обводилки, шнуровки; звучащие книги, аудиосказки, звуки животных, птиц, природы; книги с иллюстрациями; сюжетные и предметные картинки, иллюстрации к сказкам; мнемотаблицы, схемы, маркировка на стеллажах и ящиках для игрушек; уголок дежурств; дневники наблюдений; календарь погоды; схемы в спортивном уголке; правила группы; доска выбора, «Моё настроение», «Я пришёл» и т.д.; детские рисунки; продукты детской речевой деятельности; дидактические игры со словом и звуком; на протяженность слова, на активизацию звуковых аналитико- синтетических умений; наборы картинок на заданный звук; алгоритмы рисования, лепки; зеркало. |
5-6 лет
МКДО | Задачи (ФОП ДО) | Содержание (ФОП ДО) | РППС |
3.1. Ведется системная работа по подготовке к обучению грамоте воспитанников с учетом их потребностей, возможностей, интересов и инициативы. 3.2. Подготовка к обучению грамоте реализуется при освоении содержания разных образовательных областей, в различных видах деятельности. 3.3. Ведется разносторонняя подготовка к обучению грамоте. Напр., речевые проекты, работа с дидактическими материалами, повышение частоты контактов с письменной речью путем маркировки надписями мест хранения инвентаря, размещения в групповом помещении наглядных материалов и пр. | Подготовка детей к обучению грамот Учить производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. Учить самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (воспитателю, другу). Учить составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной воспитателем. | Подготовка детей к обучению грамоте Педагог формирует у детей звуковую аналитико-синтетическая активность как предпосылку обучения грамоте, помогает дошкольникам осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук». Педагогический работник учит проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Воспитатель развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик. Педагогический работник развивает у дошкольников речевое творчество, формирует интерес к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели. Привлекать к созданию самодельных книг: сборников сочиненных детьми сказок, рассказов, песенок; отдельных произведений, иллюстрированных детскими рисунками | Детская типография; трафареты, штриховки, обводилки, графические диктанты; трафареты с буквами; различные азбуки; звучащие книги, аудиосказки, звуки животных, птиц, природы; книги с иллюстрациями; сюжетные и предметные картинки, иллюстрации к сказкам; мнемотаблицы, схемы, маркировка на стеллажах и ящиках для игрушек; уголок дежурств; правила группы; дневники наблюдений; календарь погоды; схемы в спортивном уголке; доска выбора, «Моё настроение», «Я пришёл» и т.д.; детские рисунки; продукты детской речевой деятельности; дидактические игры: «Зажги фонарики», «Придумай предложение по схеме», «Подбери слово к схеме» и т.п.; дидактические игры на словообразование и составление сложных слов; планшет «Анализ слов»; гибридные тексты (текст для чтения, где слова заменяются картинками); алгоритмы рисования, лепки; зеркало. |
6-7 лет
МКДО | Задачи (ФОП ДО) | Содержание (ФОП ДО) | РППС |
3.1. Ведется системная работа по подготовке к обучению грамоте воспитанников с учетом их потребностей, возможностей, интересов и инициативы. 3.2. Подготовка к обучению грамоте реализуется при освоении содержания разных образовательных областей, в различных видах деятельности. 3.3. Ведется разносторонняя подготовка к обучению грамоте. Напр., речевые проекты, работа с дидактическими материалами, повышение частоты контактов с письменной речью путем маркировки надписями мест хранения инвентаря, размещения в групповом помещении наглядных материалов и пр. | Подготовка детей к обучению грамоте Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Знакомить детей с буквами. Учить детей чтению слогов, слов, простых предложений из 2-3 слов, выкладывать слова из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала. Закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки. Формировать умения строить разные типы высказывание (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развивать образность речи и словесное творчество (составление сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов сказочного и реалистического характера, создание рифмованных строк). | Подготовка детей к обучению грамоте Воспитатель воспитывается у дошкольников интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; учит интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове. Педагоги учат детей определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; читать простые слова и фразы; разгадывать детские кроссворды и решать ребусы. Педагог помогает дошкольникам осваивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов. В творческих рассказах использовать личный и литературный опыт в зависимости от индивидуальных интересов и способностей. Привлекать детей к созданию самодельных книг и журналов. Поощрять самостоятельное общение с книгами (например, в библиотечной зоне, книжном уголке), чтение вслух (если ребенок уже научился читать). | Детская типография; мнемотаблицы; карточки с изображением букв; магнитная азбука; прописи, графические диктанты; фишки и карточки для звукового анализа слов; книги для чтения; азбука проектов; правила, созданные детьми; детские речевые продукты; стенд проектов (проект, который живет в группе); мультстудия; игры-бродилки; формуляры для библиотеки; музей азбуки; оборудование для с/р игры «Школа», «Библиотека», «Почта»; портфолио ребенка; календарь событий; ребусы, кроссворды; дневники наблюдений; календари погоды; меню; схемы в спортивном уголке; алгоритмы; зона кроссбукинга; зона «Пиши – читай»; игры собственного производства; маркировка зон (сделанная детьми); мини-роботы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии для формирования предпосылок художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Презентация для воспитателей по формированию художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста....
«Способы формирования предпосылок связной речи у дошкольников, с помощью: воспитания звуковой культуры речи; осознание грамматического строя речи; расширение словарного запаса»
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

Содержание работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Данная консультация познакомит вас с содержанием работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Здесь есть рекомендации, как нужно правильно оформ...

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста
Задачи по формированию грамматической речи у детей рассматриваются в направлениях:1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родногоЯзыка (изменение по родам, числам, лицам...

Театрализованная деятельность как средство формирования предпосылок связной речи у дошкольников раннего и младшего возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем м...

Консультация для педагогов. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
В начале дается общая характеристика вопросов морфологии,словообразования, синтаксиса, определяющих содержание работы, которая затем раскрывается по возрастным группам.Цели: 1. Помочь детям практическ...

Консультация «Создание условий для формирования предпосылок письменной речи у детей дошкольного возраста"
В материале представлены рекомендации по созданию условий для формирования у дошкольников письменной речи...
