Развитие речи у дошкольников через игру
статья по развитию речи (старшая группа)

Куркина Полина
Речь — одно из важнейших достижений дошкольного возраста. 
 
“Речь, - писал Л.С. Выготский, - это орудие мышления ребенка”. 
И ведь это действительно так: когда ребенок начинает говорить, он учится выражать свои мысли, чувства, желания словами, общается и познает мир. 
Например, когда дети рассказывают о произошедших событиях, они учатся их логически осмысливать и передавать в последовательной форме.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyi_dokument.docx9.65 КБ

Предварительный просмотр:

Речь — одно из важнейших достижений дошкольного возраста.

“Речь, - писал Л.С. Выготский, - это орудие мышления ребенка”.

И ведь это действительно так: когда ребенок начинает говорить, он учится выражать свои мысли, чувства, желания словами, общается и познает мир.

Например, когда дети рассказывают о произошедших событиях, они учатся их логически осмысливать и передавать в последовательной форме.

Почему же именно игра является одним из основных инструментов развития речи у дошкольников?

Игровая деятельность — это ведущий вид деятельности дошкольника, это то, что действительно заинтересовывает ребенка, и именно через игру дети лучше всего осваивают новые слова, учатся строить фразы, выражать свои эмоции и вступать в диалог.

В игре ребёнок сам хочет говорить, у него есть мотивация.

Игра вызывает эмоции, а значит — желание выразить их словами.

В игре дети общаются друг с другом, пробуют новые слова и речевые ситуации.

Через сюжет ребенок учится связно рассказывать, развивает воображение и мышление. В игре легче преодолеть речевые страхи и стеснения.

Какие игры можно проводить с детьми для развития их речи?

Существует огромное количество игр, которые помогают развивать речь ребенка. Я, как воспитатель, в своей профессиональной деятельности чаще всего использую “сюжетно-ролевые игры”, основоположником которых является Л.С. Выготский.

Пример игры: - “Больница”.

Я распределяю их по ролям: доктор, пациент, ребенок, мама и т. д. Каждый участник нашей игры должен говорить, именно от своей роли, а я помогаю детям выстраивать диалог.

Так мои воспитанники очень быстро освоили фразы: “Что вас беспокоит?”; “У вас боль в горле, я выпишу рецепт!”; “Давайте проверим температуру!”; “Нужно сделать укол!” и т. д.

Кроме освоения новых слов и фраз, дети в данной игре развивают свою интонацию, учатся проявлять твердость, сопереживание в своей речи.

Также, на своей практике, я часто применяю игру “Назови ласково”. Называю воспитанникам слово: “кот”, в ответ они называют уменьшительно-ласкательную форму этого слова: “котик”.

Данная игра помогает активно изучать новые слова, развивает звукопроизношение и эмоциональную окраску речи.

Одной из любимых игр моих воспитанников является игра “Назови одним словом”. Я называю слова, например: “шкаф, комод, письменный стол”, а дети отвечают на вопрос: "Как все эти предметы можно назвать одним словом?" - “Мебель”.

После проведения таких игр дети:

  • Начали говорить активнее.
  • Используют больше слов.
  • Стали лучше составлять предложения.
  • Увереннее общаются с другими детьми.
  • Улучшилась звуковая сторона речи.
  • Проявляют интерес к разговорам, сказкам, пересказам.

В заключение хочу сказать: Игра — это естественный и эффективный способ развития речи у дошкольников. Она помогает ребёнку раскрыться, научиться выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими. Важно создавать условия, в которых ребёнок будет не просто говорить, а хотеть говорить — и тогда развитие речи происходит легко и с радостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших дошкольников через сказку

Сказки – самые любимые произведения детей.  На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Оп...

Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.

Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

Повышение качества работы по развитию речи у дошкольников через логические игры

Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошко...

Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство

Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....

Развитие грамматического строя речи у дошкольников через игру

Развитие грамматического стоя речи у дошкольников через игру...