Развитие речи у дошкольников через игру
статья по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 9.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь — одно из важнейших достижений дошкольного возраста.
“Речь, - писал Л.С. Выготский, - это орудие мышления ребенка”.
И ведь это действительно так: когда ребенок начинает говорить, он учится выражать свои мысли, чувства, желания словами, общается и познает мир.
Например, когда дети рассказывают о произошедших событиях, они учатся их логически осмысливать и передавать в последовательной форме.
Почему же именно игра является одним из основных инструментов развития речи у дошкольников?
Игровая деятельность — это ведущий вид деятельности дошкольника, это то, что действительно заинтересовывает ребенка, и именно через игру дети лучше всего осваивают новые слова, учатся строить фразы, выражать свои эмоции и вступать в диалог.
В игре ребёнок сам хочет говорить, у него есть мотивация.
Игра вызывает эмоции, а значит — желание выразить их словами.
В игре дети общаются друг с другом, пробуют новые слова и речевые ситуации.
Через сюжет ребенок учится связно рассказывать, развивает воображение и мышление. В игре легче преодолеть речевые страхи и стеснения.
Какие игры можно проводить с детьми для развития их речи?
Существует огромное количество игр, которые помогают развивать речь ребенка. Я, как воспитатель, в своей профессиональной деятельности чаще всего использую “сюжетно-ролевые игры”, основоположником которых является Л.С. Выготский.
Пример игры: - “Больница”.
Я распределяю их по ролям: доктор, пациент, ребенок, мама и т. д. Каждый участник нашей игры должен говорить, именно от своей роли, а я помогаю детям выстраивать диалог.
Так мои воспитанники очень быстро освоили фразы: “Что вас беспокоит?”; “У вас боль в горле, я выпишу рецепт!”; “Давайте проверим температуру!”; “Нужно сделать укол!” и т. д.
Кроме освоения новых слов и фраз, дети в данной игре развивают свою интонацию, учатся проявлять твердость, сопереживание в своей речи.
Также, на своей практике, я часто применяю игру “Назови ласково”. Называю воспитанникам слово: “кот”, в ответ они называют уменьшительно-ласкательную форму этого слова: “котик”.
Данная игра помогает активно изучать новые слова, развивает звукопроизношение и эмоциональную окраску речи.
Одной из любимых игр моих воспитанников является игра “Назови одним словом”. Я называю слова, например: “шкаф, комод, письменный стол”, а дети отвечают на вопрос: "Как все эти предметы можно назвать одним словом?" - “Мебель”.
После проведения таких игр дети:
- Начали говорить активнее.
- Используют больше слов.
- Стали лучше составлять предложения.
- Увереннее общаются с другими детьми.
- Улучшилась звуковая сторона речи.
- Проявляют интерес к разговорам, сказкам, пересказам.
В заключение хочу сказать: Игра — это естественный и эффективный способ развития речи у дошкольников. Она помогает ребёнку раскрыться, научиться выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими. Важно создавать условия, в которых ребёнок будет не просто говорить, а хотеть говорить — и тогда развитие речи происходит легко и с радостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Развитие творчества и развитие речи старших дошкольников через народное и декаративно-прикладное искусство».
Досуг "Мастера большой Руси"...

Развитие речи младших дошкольников через сказку
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Оп...
Система работы по развитию речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики
Система равития речи...

Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.
Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

Повышение качества работы по развитию речи у дошкольников через логические игры
Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошко...
Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство
Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....
Развитие грамматического строя речи у дошкольников через игру
Развитие грамматического стоя речи у дошкольников через игру...
