НОД по развитию речи (Буква Р)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дресвянкина Диана Алексеевна

НОД (непосредственно образовательная деятельность) по развитию речи, посвящённая букве «р», направлен на формирование правильного произношения звука «р», обогащение словарного запаса и развитие речи у детей. В ходе занятия дети учатся правильно артикулировать звук «р», знакомятся со словами, содержащими этот звук, и выполняют упражнения для улучшения дикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ  «Троицкий педагогический колледж»

Конспект

НОД по развитию речи

в подготовительной к школе группе

в МБДОУ «Детский сад №»

Дресвянкиной Дианы Алексеевны

Дата проведения:        


Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие

Цель: отработка и демонстрация правильного произношения звука [Р] в активной речи и дифференциация звука в пересказе

Задачи:

Обучающие: пользоваться прямой и косвенной речью, произносить звук [Р] четко и громко, внятно и отчетливо произносить слова

Развивающие: содержательно и выразительно пересказывать, связно составлять свои предложения в активной речи

Воспитательные: быть активными, внимательно слушать, проявлять интерес к обсуждаемой теме

Коррекционная задача: говорить в умеренном темпе, контролировать свою речь

Словарная работа: активизировать слова: Россия, Родина, Отечество

Планируемый результат: продемонстрировали и отработали правильно произношение в активной речи звука [Р] и дифференцировали звук в пересказе, пользовались косвенной речью, произносили звук [Р] четко и громко, внятно и отчетливо произносили слова, содержательно и выразительно пересказывали, связно составляли свои предложения в активной речи,  были активными, внимательно слушали, проявляли интерес к обсуждаемой теме, говорили в умеренном темпе, контролировали свою речь

Подготовительная работа: подготовила конспект по конспектам Н.В. Нищевой и выучила, подготовила необходимый материал

Материал и оборудование: муз.сопровождение, ИКТ, карточки, резинки, баночка


Этап, методы и приемы руководства

Содержание организованной образовательной деятельности

Условия реализации предметно-пространственной среды

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Мотивация

Артикуляционная гимнастика

Сегодня у нас с вами состоится очень важный разговор. Мы будем говорить с вами о нашей великой и прекрасной родине России и узнаем много чего нового, но прежде, чем говорить, разомнем наш язык, смотрите в зеркала.

Сделаем так, чтоб наш язык поздоровался с подбородком.

Нужно улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот.

1. Двигается только язык, губы неподвижны.

2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

Теперь пусть поздоровается с верхней губой.

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, поднять кончик языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки - дотронуться кончиком языка до верхней губы).

1. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

2. Потянуть кончик языка вверх, к носу. 

Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

Покажите мне часики. Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

1. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна.

2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

Внимательно слушают, замотивированны, разминаются

Слайд 1

Основной этап

Слушанье

Вопрос

Худ.слово

Беседа

Игра «Это важное слово»

Вопросы

Рассказ

Вопрос

Пояснение, вопрос

Физ.минутка

Повторение

Пересказ

Послушайте пьесу русского композитора Юрия Чичкова «Ромашковая Русь». Какое замечательное произведение. Какой характер у музыки?(спокойная, эмоциональная)

Послушайте стихотворение, слушайте внимательно.

Под большим шатром голубых небес —
Вижу — даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше темных туч,
Цепи гор стоят великанами.

По степям в моря реки катятся,
И лежат пути во все стороны.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!

По седым морям из далеких стран
На поклон к тебе корабли идут.

И поля цветут, и леса шумят,
И лежат в земле груды золота.

И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.

Какой показана наша Русь в этом произведение? (нежной, красивой, необъятной, могучей, великой)

Как называет поэт ее в конце стихотворенья? (матерью) Мы тоже должны любить свою Россию, как маму.

Есть в России горы, ее берега омывают разные моря и реки, много в ней народов и озер.

Посмотрите, что написано на слайде? (Россия)

Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, называется она «Это важное слово»

На столе у каждого разложены карточки, я буду спрашивать по одному, кого спрошу, тот должен прочитать слово и рассказать о нем, а затем всем вместе повторить прочитанное слово, для примера, 1-ая начну я. Мы уже прочитали с вами первое слово - это Россия, так называется наша страна. Теперь вы

1. Москва- это столица нашей родины

2. Дон- это одна из рек России

3. Енисей- это тоже русская река, она протекает в Сибири

4. Нева- это главная река Санкт-Петербурга

5. Байкал- это самое глубокое озеро в России

Хорошо, посмотрите на стол, здесь разбросаны буквы, а с какой буквы начинается слово Россия? Лиза покажи и поставь ее на доску (Р) Максим скажи какая буква вторая в слове Москва, поставь ее рядом с буквой Р? (О) Алёна, поставь рядом с буквой О ту букву с которой начинается слово Дон? (Д) Какая буква третья в слове Енисей, поставь её рядом с буквой Д, Саша? (И) какая буква первая в слове Нева, поставь ее после буквы Д, Артём? (Н) Тебе Арсений нужно определить предпоследнюю букву в слове Байкал и поставить ее после буквы Н? (А)

Какое слово вы составили? (Родина)

Посмотрите еще раз внимательно и запомните, как пишется это слово.

Я прочитаю вам рассказ, а вы слушайте внимательно.

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

Какой звук мы часто слышим? (Р) Давайте повторим его все вместе, а потом по одному, смотря в наши зеркала. Поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Следите за произношением всех звуков. Как называет автор свою родину? (Наше отечество, наша родина, Россия-матушка Россия)

Почему мы зовем Россию Отечеством? (Потому что в ней жили наши отцы и прадеды, деды) Правильно слово Отечество произошло от слова Отец. Почему мы ее зовем Родиной, матерью? (Потому что мы родились здесь, она нас кормит и поет) как заканчивается рассказ?

 (Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.)

Предлагаю вам пересказать рассказ прочитанный мною пересказ. Чтоб вам было легче составим план пересказа. С чего начинается оно? (мы расскажем как автор называет Россию) О чём мы будем рассказывать дальше? (объясним почему Россия называется отечеством, почему матерью) Чем вы закончите рассказ? (мы объясним почему у человека одна родина)

Думаю вы готовы, давайте немного разомнемся, я буду говорить, а вы делать.

Береза моя, берёзонька, (идут по кругу, взявшись за руки)
Береза моя белая, береза моя кудреватая!

Стоишь ты, берёзонька, посредь долинушки. (останавливаются, тянут руки вверх)
На тебе, берёзонька, листья бумажные,
Под тобой, берёзонька, (присядают)
Трава шелковая.

Сейчас я повторю вам рассказ. Кто-то начнет, кто-то продолжит, а кто-то закончит рассказ, слушайте внимательно.

Слушают воспитателя, песню, стихотворение

Отвечают на вопросы

Играют в игру

Отвечают на вопросы

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы

Разминаются

Слушают воспитателя, пересказывают

Слайд 2

Слайд 3

Карточки

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Заключительный этап

Подведение итого, рефлексия

Вот и наше занятие подошло к концу, какой звук мы часто с вами слышали? (р]) Что было сложного? Что вам запомнилось больше всего? Посмотрите, на столе стоит баночка, вы по очереди начиная с Кати выйдете и наденете на эту баночку резинку, если считаете, что вам все понравилось и было легко наденете зеленую резинку, если все понравилось, но было сложно, то синюю, если все не понравилось и было сложно, то красную.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""

В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буква С"

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буква С"...

Интерактивное пособие по развитию речи "Буквы - потеряшки" для детей старшего возраста

laquo;Буквы-потеряшки»Звёздочка сообщает о том,что буквы спрыгнули с полки и спрятались.Ребёнок должен найти их ,поставить с помощью стилуса на нужное место и прочитать слова....

Конспект занятия по развитию речи " Буква Р и звук Р в средней группе

Занятие посвящено знакомству с буквой Р и звуком Р, умению выделять звук Р, определять твердый согласный Р и мягкий согласный Р, дифференциации произношения мягкого Р и твердого Р....

Развитие речи буква с 14.06.2023 г.

Развитие речи буква с 14.06.2023 г....

Семейный творческий проект по развитию речи "Буквы русского алфавита"

Описание семейного творческого проекта по развитию речи в подготовительной к школе группе....

Открытое занятие по развитию речи "Буква и звук Ш" (подготовительная группа)

Тема: «Звуки Ш». Задачи:Закрепить правильное произношение звуков [Ш].Продолжать учить выделять звуки [Ш] на фоне слова.Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звук...