Конспект открытого занятия по развитию речи "Буква С"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Роденкова Ада Александровна

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буква С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема ООД: Согласные звуки [с], [с,]

Цель:        

1.Изучить с детьми букву С с(ее внешний вид, чтение слогов, слов с этой буквой).

2.Формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух.

3.Обогащать словарный запас, развивать кругозор.

Образовательные:

        Закреплять умение детей слышать звук, характеризовать звук;

         Закреплять умение совершать звуковой анализ;

        Упражнять в умении подбирать слова с заданным звуком;

Развивающие:

        Развивать интерес к речевым занятиям.

        Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

        Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Оборудование: Интерактивная доска, пластилин, индивидуальные карточки, цветные карандаши, медали)

Ход Занятия.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

1.Упражнение на дыхание. (речевая зарядка)

- Закройте глаза и представьте цветочки. Давайте понюхаем их. (Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, запомним аромат, долгий полный выдох) (3-4 раза). А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы. (Короткие быстрые вдохи и долгий выдох).

- Откройте глаза.

- Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали. (СЛАЙД 1)

2.Игра «Найди 2 одинаковых цветка»

-Все цветки, вроде, не одинаковы, но они разные, но среди них есть 2 одинаковых цветка. Найдите их.

  А а,                 П п,                  Р р,                 М м,                 И и,                    Б б,

(астра)        (пион)                (роза)                (мак)               (ирис)      (бархатцы)

(показ рисунков цветов). (Слайд 1)

- Давайте вспомним название этих цветов? (астра, пион, роза, мак, ирис, бархатцы)

- Кто догадался какие цветы одинаковые?(Пион и ирис)

- Почему? (в них есть буква, смягчающая согласный звук)

- Что в них одинакового? (буква И)

3.

- На какие две группы делятся звуки? (согласные и гласные)

- Какие гласные показывают на твердость согласного звука?(а, о, у, э)

- Какие показывают на мягкость согласного? (из изученных, буква и)

- Что вы можете сказать про согласные звуки? (бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие)

- Почему они живут на разных этажах? (На первом этаже живут «тихие» глухие звуки, на втором звонкие)

  1. Изучение новой темы.

Сегодня у нас гости. Они принесли с собой новый звук и букву. Что это за гости и какой эта звук и буква вы должны догадаться сами.

Он большой неимоверно-

Больше всех зверей, наверно.

Как шар воздушный- голова,

А ростом-этажа на два.

Его я в гости приглашу,

И накормлю, и причешу.

Но не войдет в квартиру он

Все потому, что это (слон.)

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная я птичка,

А зовут меня- (синичка)

(Слайд 2)

        Значит сегодня к нам на занятие пришли слон и синица. Какой звук они нам принесли?

Давайте познакомимся  слон Сима и синица Сума.

- Что общего в написании имен наших гостей? (Пишутся с большой буквы, начинаются со звука с)

- Какая же тема нашего занятия ? (Звуки[с],[с'], буква с)

 Звуковая работа

Характеристика звука  

-Какой звук мы слышим в начале названий гостей ? (с)

-Поучимся произносить звук [с].

-Расскажите о звуке [с]. Какой это звук? (согласный).

-Ладонью закройте уши и еще раз произносите этот звук.

-[с] какой согласный? (глухой согласный)

- На какой полочке в ленте букв мы поселим наш новый звук? (на нижнюю)

- Почему? (он «тихий», глухой)

Физкультминутка

Пугало

В саду уснули птички

Легли котята спать.

А пугало вскочило

И стало танцевать.

Я всю ночь стою, качаюсь,

На мне шляпа и пиджак,

Я вот так трясу руками,

Я ногой трясу вот так.

-Какие слова встретились в песенке, начинающиеся со звука с? (сад, спать)

Звуко-буквенный анализ слова (индивидуальные карточки)

-Как зовут наших  гостей? (Сима)

-Сколько в имени наших гостей слогов? (2)

-Позовите наших гостей. Какой слог ударный? (Сита, Сума, ударение падает на первый гласный, поэтому ударный слог первый)

-Какой звук слышится в начале? [с]. Охарактеризуйте его?

Составим схему имен ( на доске карточки со схемой слов)

-звук [с] твердый или мягкий? (может быть и твердым, и мягким)

-звук [с] может быть мягким. Например: Сима– [с ]

Вывод: с –глухой согласный, может быть твердым или мягким.

(Работа в карточках, двое детей, у доски проводят полный звуковой разбор слов, выделяют слог и ударение)

Буквенная работа

Звука два [с],[с'], а буква одна[с ]. Эти звуки обозначаются буквами С (эс).

Почему на картинке даны две буквы Сс? Для чего нужна большая буква С (Заглавная)? (Пишется в именах)

Ребята а попробуйте сконструировать буквы из пластилина, который у вас на столе. (на столе индивидуальные карточки, пластилин синего цвета)

- Ребята посмотрите на картинки давайте их назовем. (слон, стрекоза, сорока, сова, собака, сыр, стол, свеча, солнце, синица)

- Звук  с в этих словах какой? (есть и твердый и мягкий)

- Назовите слова с мягким звуком с? (синица)

- Назовите слова с твердым звуком с? (слон, стрекоза, сорока, сова, собака, сыр, стол, свеча, солнце)

Давайте немного отдохнем и поиграем в хлопни -топни.

Я буду называть слова с новыми звуками а вы если услышите твердую с то топните, а если звонкую хлопните

(лист, санки, носить, сойка, Сима)

Игра « Прохлопай слоги»

 Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(Собака, синица, сова, слон, сумка, Саша, сон, стакан, семья)

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

VI. Итог занятия. Рефлексия.

-Занятие подошло к концу.

- Вам понравилось на  сегодняшнем занятии? (да)

-Что вам понравилось? (игры)

-Чем мы сегодня занимались на занятии? (изучали новый звук, играли со звуком, делали разбор слова)

- С какими звуками и буквами мы познакомились? (с,С)

- А мне очень понравилось, как вы работали вы.  Молодцы ребята хорошо потрудились и вот вам за это вознаграждение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект открытого занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Невероятные открытия Лунтика»

Цель:- развитие любознательности и познавательного  интереса. Задачи:- развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...