Речевое дыхание - основа правильной речи
статья по развитию речи

У-Ти-Фа Светлана Владимировна

Известно, что органы дыхания наряду с основной функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребѐнка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимым условием постановки звуков. Работа по формированию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного произношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи основывается на выработке у ребѐнка следующих основных противопоставлений.

Существует три основных направления воздушной струи:

1) воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-губных, заднеязычных, переднеязычных, свистящих.

2) воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих звуков и вибрантов.

3) воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных звуков.

В системе логопедической работы по развитию воздушной струи можно выделить основные направления: 1. Дуем на сомкнутые губы. 2. Дуем сквозь губы, вытянутые трубочкой. 3. Дуем сквозь растянутые в улыбке губы. 4. Дуем на язык.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена.

Следить за осанкой. Обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения. Следить за точностью направления воздушной струи.

Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводиться не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд. Нельзя надувать щеки. Выдыхаемый воздух не задерживать.

Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля. На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

Упражнения на развитие воздушной струи

Цель коррекционно-логопедической работы: выработать сильную, направленную, длительную, плавную, ротовую воздушную струю.

«Снежинки»

Взрослый дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз

«Чей одуванчик раньше улетит?»

Проводится на воздухе, во время прогулки (май-июнь). Когда ребѐнок гуляет на полянке, взрослый предлагает ему сорвать отцветший одуванчик и дуть на цветок. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик». Ребѐнок дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно за 3-4 раза.

«Ветерок»

Небольшой тонкий листок бумаги зеленого цвета разрезают на 12-15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».

Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

«Забей мяч в ворота»

Для игры используется поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

«Желобок»

1. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык». Боковые края языка поднимаются, по середине продольной линии языка образуется впадина. Боковые края языка придерживаются губами.

2. Прикрепить узкую полоску бумаги, свисающую до середины лица, между бровями. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык». При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться, как можно дольше, удерживать еѐ на выдыхаемой воздушной струе.

«Шторм в стакане» Посередине языка кладѐтся трубочка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: «Улыбнись. Приоткрой рот. Захвати губами трубочку. Подуй через трубочку так, чтобы вода в стакане забурлила».

«Горка»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее-средняя (или задняя) часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. 

«Надуй игрушку»

Заготавливается надувная игрушка маленького размера, чтобы еѐ можно было надуть за 3-4 выдоха. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух, медленно надувай игрушку».

Работа по развитию воздушной струи может быть продолжена на этапе формирования первичных произносительных навыков, в процессе постановки, автоматизации и дифференциации изолированных звуков речи. Регулярное и систематическое применение упражнений по развитию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляционного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления нарушений произношения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевое дыхание – основа правильной речи"

Изложены упражнения на развитие речевого дыхания....

Консультация - практикум для родителей "Речевое дыхание - основа правильной речи детей с ОНР."

Приступая к развитию у ребенка речегого дыхания необходимо развить бесшумный, спокойный вдох , не поднимая плеч , а также  сформировать плавный  ротовой выдох. При проведении игр,...

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» ...

«Речевое дыхание-основа правильной речи»

Консультация для родителей на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»...

Консультация для родителей Речевое дыхание - основа правильной речи.

Консультация для родителей  Речевое дыхание - основа правильной речи....

Речевое дыхание — основа правильной речи детей

Речевое дыхание-основа правильной речи детей...

Речевое дыхание - основа правильной речи

Речевое дыхание - основа звучащей речи.Недостаточное его развитие ведет к нарушению речевой функции, в частности к нарушениям звукопроизношения.Развитие речевого дыхания с использованием специальных и...