конспект занятия по речевому развитию "Птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем.
С добрым утром, с новым днем!
Вот как весело живем.
Воспитатель:
-Ребята, когда я шла в детский сад ко мне подлетела сорока, передала
конверт и попросила, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит
в лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов, грачей. Неужели пришла в лес беда?
- Ребята, поможем сороке понять, в чем же дело?
Воспитатель:
Вот опять пришла зима,
Снег укутал все дома.
Есть у нас надежный друг,
Он протянет сотни рук.
Там шумят дубы и клены,
Бывает летом он зеленый,
Всегда полон он чудес,
Как зовется друг наш? (Лес)
Воспитатель:
-Ребята, чтобы ответить на вопрос сороки нам надо отправиться в зимний лес…и выполнить задания.
Ритмическая разминка
По тропинке мы пойдем
Друг за дружкою гуськом,
Мы в сугробах утопаем,
Ноги выше поднимаем. (ходьба с высоким подниманием коленей)
Осторожней все шагайте,
Только веток не ломайте.
Ветки хрупкие сейчас,
Просят: «Берегите нас!»
Дети подходят к ковру (наброшена голубая простыня), присаживаются.
Воспитатель:
Все снег да снег,
Все снег да сугробы
Весь лес и все поле в снегу....
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и птичьи следы на снегу.
-О чем это стихотворение, о каком времени года в нём говорится?
Дети: о зиме.
- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с
-Придумайте слова связанные с зимой, которые начинаются со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок....)
- Ребята, смотрите, на лесной тропинке нам встретился снеговичок, и просит вас назвать признаки зимы.
Игровое упражнение с игрушкой "Назови признаки зимы".
- Давайте, ребята, «подарим» снеговичку признаки зимы.
3има какая,
*если снег - снежная
*если мороз - морозная
*если ветер - ветреная
*если вьюга- вьюжная
*если лёд- ледяная
*если стужа- студёная
*если как сказка – сказочная
*если холод- холодная
Воспитатель:
- Ребята, наш друг снеговичок хочет с вами поиграть.
- Вставайте полукругом.
Физминутка. Речь с движением «Зима»
Раз — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть правой ногой)
Два — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть левой ногой)
Вьюги да метели- (руки вверх, раскачивать)
Птицы улетели. («крылья»)
(дети проходят на стульчики - пеньки)
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами слушали рассказ Григория Яковлевича Снегирёва
«Как птицы и звери к зиме готовятся»
- Скажите, пожалуйста, как дрозды-рябинники готовятся к зиме?
(Дрозды-рябинники собираются в стаи и откармливаются)
- Где проводят зиму?
(в тёплых краях)
- Кто раньше всех тронулся в путь? (Коростель)
- Почему? (потому что он на юг то летит, то пешком идёт)
-Как готовилась сойка к зиме? (она зарывает жёлуди про запас, выбирает самые спелые)
- Где зимуют журавли? (в тёплой Африке)
- Когда улетают на юг гуси? (самые последние, когда первые снежинки закружились в воздухе)
Воспитатель:
- Ребята, сорока сказала, что птицы из леса пропали, и она осталась совсем одна. Куда же делись скворцы, ласточки, грачи? А все ли птицы улетели из леса? Может быть она ошибается? (ответы детей)
- Мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?
1 задание (презентация)
- отгадайте загадки в игре «Угадай-ка» и подскажите, какие птицы зимуют в лесу.
Воспитатель читает загадки, показывает слайды с отгаданными птицами.
Загадки
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …
(Синички)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
(Воробей)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...(сорока)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая.
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.
(свиристель)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком,
Глаз пятачком?
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Отгадали все загадки и вспомнили, какие птицы живут зимой в лесу. Пока мы по лесу гуляли, немного замёрзли. Давайте поиграем в игру «Совушка-сова». (В центре круга - водящий, дети идут по кругу,
в конце игры дети должны замереть на месте, водящий смотрит, кто шевелится, называет имя).
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками — хлоп-хлоп,
Лапками — топ-топ.
По лесу летала,
Мышек, птичек искала.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите, в лесу столько разных жителей! Садитесь на свои места. Давайте посмотрим внимательно и скажем, кто это в нашем лесу живёт? (рассматривают изображения птиц на доске)
- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
- По каким признакам вы это определили?
Воспитатель:
- О птицах нам сейчас расскажет Егор К.
- Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей...).
- Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
- Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
- Все эти птицы какие? (Зимующие).
- Почему мы их так называем?
2 задание. Игра «Скажи правильно»
У дятла длинный клюв, поэтому его можно назвать… длинноклювый
У снегиря красная грудка, поэтому он … красногрудый
У сороки длинный хвост, поэтому она … длиннохвостая
У вороны черные крылья, поэтому она… чернокрылая
У синицы желтая грудка, поэтому она… желтогрудая
У сороки белые бока, поэтому она… белобокая
звонкий голос, поэтому она… звонкоголосая.
У птицы быстрые крылья, поэтому она… быстрокрылая
У птицы громкий голос, поэтому она… громкоголосая.
Воспитатель:
Вы птицы, а я человек.
Я буду говорить о себе, а вы — о птице.
У меня голова. — И у меня голова.
У меня нос. — У меня клюв.
У меня руки – у меня крылья.
У меня дети – у меня птенцы.
Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками показывают грудку)
В красных майках снегири
Распустили пёрышки (хлопают себя по бокам)
Греются на солнышке
Головой вертят,
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (бегут по кругу взмахивая руками)
За метелью, за метелью.
Затем дети садятся на места.
Воспитатель:
- Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы.
Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.
3 задание. Игра «Назови ласково»
птица – птичка,
синица – синичка,
снегирь – снегирек,
голубь – голубка,
сова – совушка,
воробей – воробышек.
перо – пёрышко,
крыло – крылышко,
хвост – хвостик,
гнездо – гнёздышко
4 задание. «Четвёртый лишний» (презентация)
Воспитатель:
- Следующее задание на внимание
«Угадай, кого не стало»
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает картинку, открыв глаза, дети должны назвать какой птицы не стало.
Воспитатель: (включает запись «Треск сороки»)
-Ой, ребята, сорока говорит вам
«Большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в лесу. Ведь лес зимой спит, и перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие постоянно ищут корм».
-Все задания мы с вами выполнили. Давайте возвращаться в детский сад.
Закрывайте глазки, поворачивайтесь вокруг себя
- 1, 2, 3, 4, 5 вот мы в садике опять.
Воспитатель:
Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.
Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима? (ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Зимой птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)
- У нас тоже на участке есть кормушки.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
- Ребята, птицы услышали наши ласковые, добрые слова, как много мы знаем о них и радуют нас своим пением.
(звучит запись « Голоса птиц»)
Воспитатель:
- Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?
Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...
Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...

Образовательная область «Речевое развитие» конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
Цель: создание условий для обучения детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный ...
