Логопедический досуг в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

В материале представлен конспект  логопедического досуга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического досуга детей и родителей в подготовительной  группе

«Наш семейный КВН».

Цель логопедического досуга: Повышение уровня коррекционно-педагогической

компетентности родителей дошкольников посредством использования инновационных

форм работы – логопедического досуга.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить родителей с методами и приемами коррекционного обучения детей;

Расширять и активизировать словарь детей;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематические процессы;

Развивать речь, мышление, творческое воображение,  внимание, память, чувство ритма.

Воспитательные:

Приобщать родителей к образовательному процессу;

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умения слушать друг друга, чувства

ответственности перед своей командой;

Способствовать созданию положительных эмоциональных чувств детей и родителей от

совместного мероприятия.

Ход досуга:

Звучит песня «Мы начинаем КВН…».

Ведущий: Есть веселая игра,

Называется она – КВН!

Клуб веселых и находчивых!

Шутки, смех, вопрос, ответ –

Знает ту игру весь свет!

Сегодня мы с вами собрались на праздник ума и смекалки, находчивости и

сообразительности, соревнования и взаимопомощи.  

Участники нашего КВНа – дети и родители подготовительной группы. Конечно,

это команды не соперников, а друзей, а игра это  повод, чтобы побыть всем вместе и

интересно провести время!

Итак,  мы начинаем КВН!

Звучит  музыка «Мы начинаем КВН

Ведущий: Прошу участников игры представить свои команды.

Капитан: команда: (ВМЕСТЕ) «Знайки».

 Наш девиз: Знайки - умницы у нас и команда просто класс!

В игры разные играем, в КВНе побеждаем!

Капитан:  команда: (ВМЕСТЕ) “Дружба”.

 Наш девиз:  С нами дружба и успех,

Мы победим сегодня всех!

Ведущий: Спасибо за представление! Мы познакомились с командами участников, а

сейчас я представляю вам жюри.  

1. Анна Васильевна

2. Людмила Викторовна

3. Татьяна Вячеславовна                          

Муз.Фон

Ведущий: Объявляю 1 конкурс «РАЗМИНКА ДЛЯ КОМАНД».

Приглашаю по 2 мамы присоединиться к каждой команде и помочь детям.

Ведущий: Я буду читать стихотворение, а команды по очереди, проговаривать нужные

слова. У нас во рту живет язык. К словам знакомым он привык.

Легко сказать ему: «Вода, утенок, небо, нет и да»,

Но пусть он скажет: «Черепаха” Не задрожит ли он от страха? 1-к Дети: Черепаха!

Пусть повторит за мной язык такое слово: “Снеговик”. 2-к Дети: Снеговик.

А теперь наш язычок скажет: “Чики-чики-чок! Сел на дудочку сверчок!”

1-к Дети: Чики-чики-чок! Сел на дудочку сверчок!

Скажем  вместе: «Ща-ща-ща! Рыбы нет вкусней леща!”

2-к Дети: Ща-ща-ща!Рыбы нет вкусней леща!

Повторите: “Жа-жа-жа! Вы не видели ежа?” 1-к Дети: Жа-жа-жа! Вы не видели ежа?

Если видели грача, Отвечайте: ”Ча-ча-ча!” 2-к Дети: Ча-ча-ча!

Скажем  2 команды вместе: “Чики-чики-чики-чок! Стал послушней язычок!”

Дети: Чики-чики-чики-чок! Стал послушней язычок!

***

Следующее задание в этом конкурсе, заключается в том, что командам нужно подобрать

слова противоположные по смыслу. Также по очереди друг за другом.

Нам сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь …низко.  

Скажу я слово далеко, а ты ответишь …близко.

Скажу я слово потолок, аты ответишь ….пол.

Скажу я слово потерял, а скажешь ты ….нашел.

Тебе скажу трусливый, а ты ответишь …смелый.

Скажу я слово черный, а ты ответишь …белый.

А вот теперь короткий, вы отвечаете ..длинный.

Скажу, что слабый он совсем, вы мне ответьте ..сильный.

Другое слово вам больной, ты говори …здоровый.

Я говорю, что старый дом, а ты мне скажешь …новый.

Все отвечали хорошо, и каждый молодец,

Теперь начало я скажу, ты говори …конец.

Ведущий: Замечательно справились с разминкой участники команд, а теперь  

СЛОВО ЖЮРИ.

Ведущий: 2 конкурс это игра «Хорошо – плохо»  

Приглашаю по 2 взрослых присоединиться к командам.

Предлагаю командам слово ВЕСНА. Команда «Знайки»

 это время года, а команда «Дружба»

 называют, что бывает хорошего в

что плохого. Мамы помогайте. Жюри считает, какая

команда больше предложений составит.  СЛОВО ЖЮРИ.  

Звучит песня капитанов

Ведущий: вы слышите замечательную песню капитанов? Капитанов команд прошу выйти

в середину зала.

Быть капитаном команды, очень важная задача.

Нужно команду выручать и ошибки исправлять.

3 конкурс капитанов проводится в форме игры «Исправь ошибку»

Итак, капитанам команд  предстоит по очереди исправить ошибки в высказывании,

которые я сейчас прочитаю.  

1. Дед в печи, а дрова на печи.

2. На столе сапожки, под столом лепешки.

3. Жучка будку (булку) не доела: неохота, надоело.

4. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

5. На поляне лесной вырос зуб (дуб) молодой.

6. Под кроватью спит Федот, на кровати - Васька кот.

Ведущий: Спасибо капитанам команд, они  справились со сложными заданиями.

СЛОВО ЖЮРИ

Ведущий: 4 конкурс называется «Разгадай ребусы»

Приглашаю по 2 взрослых присоединиться к командам и помочь ребятам.

Сейчас команды получат картинки, нужно будет посовещаться, решить и назвать, какое

слово в них зашифровано. (Стол + картинки, дети подходят к столу) СЛОВО ЖЮРИ.

Гудок паровоза, музыка, появляется Рассеянный.

Рассеянный:      Это станция какая? Зерноград  или Ямская?

Мне ребята говорят, что попал я в детский сад.

Это что за остановка? Кагальник  или Поповка?

Но мне снова говорят, что попал я в д/с.

Повторяю, что за шутки?! Еду я  вторые сутки…

Помогите мне, друзья! Объясните мне, где я?

Дети: В детском саду.

Ведущий:     У нас КВН!

Рассеянный: А что это значит – КА ВЭ ЭН? Остановка?

Дети: Игра, клуб веселых, и находчивых.

Рассеянный: Ух ты, находчивые ребята! Конечно, ведь им мамочки помогают, все за них

выполняют…

Ведущий: Нет, Рассеянный, ты опять все перепутал. Наши ребята очень самостоятельные.

Рассеянный: Правда? Тогда вот у меня для них есть проверочное сложное задание,

посмотрим, как они справятся.          

Игра «Доскажи словечко»

Загадки любят все на свете, любят взрослые и дети. Я начну загадку, а вы  договорите

словечко хором обе команды.

1. Зимой в берлоге видит сон   Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.

2. В теплой лужице своей   Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.

3. С пальмы – вниз, на пальму снова   Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!

4. К цветку приставишь ухо,  А в нем жужжит, поет Старательная…(муха)…нет пчела

5 конкурс «КОМУ ЧТО?»

Рассеянный: Ой! Ой! Ой! Голова садовая. Я ведь совсем забыл. Мне же  нужно  зверятам,

которые живут на улице Бассейной подарки отнести, (показывает 2 ватмана),  только не

знаю, кому что дать.

Ведущий:  Давай мы тебе поможем, присоединяйтесь по 2 взрослых к командам.

Задание: Каждой команде нужно соедините предметы линией так, чтобы первый звук в

названии каждого  животного соответствовал  первому звуку в названии подарка.

НА ВАТМАНЕ ЗА СТОЛАМИ КАРТИНКИ СОЕДЕНИТЬ ЛИНИЕЙ

1 команда: Барану – барабан. Лошади – ложки. Гусю – гармонь.. Козе – колокольчик.

Собаке – скрипку.

2 Команда: Барсуку – бубен. Бобру – балалайку. Лосю – ложки. Мышонку маракасы.

Слону – саксофон

Рассеянный: Вот спасибо, какие вы догадливые. СЛОВО ЖЮРИ.  

8. конкурс «ЧТО ЛИШНЕЕ»

Ведущий: Скажи, рассеянный, а ты умеешь играть в игру «Что лишнее?»

Рассеянный: Нет, не умею.

Ведущий:  Тогда смотри внимательно и учись. Сейчас команды получат картинки, на

которых надо найти, что или кто лишний, и объяснить почему. Присоединяйтесь

взрослые, пожалуйста.   СЛОВО ЖЮРИ.  

Рассеянный: Вот это молодцы! Со всеми заданиями справились. Я даже не думал, что в

детском саду есть такие умные, дружные  дети и родители.

Мне понравилось у вас, вы играли просто класс! А теперь мне пора. Да забыл я куда!

Ведущий: Вот какой Рассеянный  С улицы Бассейной!

Рассеянный:        

Да – да. Вспомнил я куда! На Бассейную пора. До свиданья, детвора!

Рассеянный уходит по музыку.

Ведущий: Но вот, игру заканчивать пора. Мы все надеемся, что с ней,

Вы стали чуточку умней, узнали много слов смешных,

И много всяких всячин. И если вы запомнили все их, не зря наш день потрачен!

Пока жюри подводит итоги всей нашей игры, предлагаю всем вместе спеть ПЕСНЮ

О ДРУЖБЕ.

Сейчас наступает самый важный момент. Слово предоставляется нашему жюри.

Жюри всех награждает благодарственными письмами.

Ведущий: Спасибо  детям, родителям и педагогам за игру. Всего доброго.



Предварительный просмотр:

Логопедический досуг

для детей подготовительной к школе группы

« Родной язык»

 

 

 

Цель: актуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка. 

Задачи: 

– формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам; 

– упражнять детей в образовании новых слов; 

– актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов; 

– обогащать речь детей пословицами о языке; 

– развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах; 

– формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность. 

Оборудование: картинки-карточки, магнитная азбука, 2 магнитные доски. Ход логопедического досуга: 

Логопед (Л.): 

Есть у каждого язык, 

Что родной навеки, 

Без родного языка 

Нету человека! 

Мы поём им, говорим, 

С самого рожденья, 

И к родному языку 

Есть большое рвенье. 

Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. 

Ребята, в какой стране мы живём? 

Дети (Д.): Мы живем в России.

Л.: Как называют жителей нашей страны? 

Д.: Жителей нашей страны называют русские. 

Л.: Ребята, на каком языке мы с вами говорим? 

Д.: Мы говорим на русском языке.

Л.: Как вы думаете, почему он называется русским? 

Д.: Потому что говорят на нем русские.

Л.: А на каком языке говорят: украинцы?

Д.:  Украинском. 

Л.: Белорусы? 

Д.: Белорусском

Л.: Поляки?

Д.: Польском.

Л.: Немцы?

Д.: Немецком. 

Л.: Я предлагаю вам сегодня, ребята, проверить свои знания о русском языке. Начнем наше занятие зарядкой для ума 1 конкурс «Разминка». Отвечать надо быстро. 

Закончи предложение:

  1. То, что мы слышим и произносим, это… (звук). 
  2. Назови последний звук в слове «дом» (М). 
  3. Назови первый звук в слове «кино» (Кь). 
  4. Назови первый весенний месяц (март). 
  5. Какой сегодня день недели? (понедельник). 
  6. Сколько слогов в слове «пенал»? (2) 
  7. Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы») 
  8. Назови гласный звук в слове «танк»? (А) 
  9. Сколько весенних месяцев? (три) 
  10. Сколько звуков в слове «снег» (4). 

2 конкурс «Слова— друзья». 

Назови слова по-другому. 

  1. Конура — будка. 
  2. Врач — доктор.
  3. Школьник — ученик.
  4. Еда — пища.
  5. Грустный — печальный.
  6. Храбрый — смелый. 
  7. Трусливый — пугливый.

3 конкурс — Игра «Скажи наоборот». 

Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу. 

Большой дом — маленький дом. 

Широкий ремень — узкий ремень. 

Горячий чай — холодный чай. 

Длинный ремень — короткий ремень. 

Высокий забор — низкий забор. 

Веселый ребенок — грустный ребенок. 

Птицы летят далеко — птицы летят близко. 

4 конкурс — «Многозначные слова». 

Ребята, посмотрите, что изображено? 

Лук — растение и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).

Задание: для вас на столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается — берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор, например, коса — прическа у девочки, коса — предмет, чтобы косить траву. Задание понятно? Тогда музыка! 

Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. 

Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке

Я начну, а вы договаривайте: 

Язык до Киева …. (доведёт) 

Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами) 

За словом в карман… (не полезет) 

Языком не спеши, ….. (спеши делом/ а делом не ленись) 

А теперь вы назовите пословицы о русском языке. 

Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?» — замолчи, «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало. Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения. 

«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро.

«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.

«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться.

«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать.

«Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.

«Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий.

Итоги: ребята, вы показали сегодня хорошие знания о родном языке. Скажите, что понравилось на занятии? Чего нового узнали?

Список использованной литературы:

  1. https://moluch.ru/th/1/archive/118/3948/
  2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.
  3. Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6–9 лет. — М.: Издательство ГНОМ, 2016. Володина В. С. Альбом по развитию речи. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
  4. Шашкина Г.Р., Логопедическая работа с дошкольниками \Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 

 



Предварительный просмотр:

Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада

Логопедическая игра - спартакиада для старших дошкольников совместно с родителями «Ловкий грамотей»

Задачи: способствовать профилактике нарушений письма с помощью специально подобранных физических упражнений; закрепить навыки звукового анализа и синтеза, словообразования.

Оборудование: кегли, гимнастические коврики, обручи, гимнастические палки, воротики для подлезания (2 шт.), изображение дерева, поделенного на две части, магнитная доска.

В соревнованиях принимают участие 2 команды по 8 человек (4 ребенка и их родители), каждая имеет свою эмблему.

Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов; в играх «Восстанови словечко», «Шифровальщики», «Звуковое дерево» за правильно выполненное задание каждый участник приносит своей команде 1 балл, в остальных конкурсах 1 балл получает вся команда в случае победы.

Ход спартакиады

I. Приветствие.

Ведущий. Дорогие гости и участники соревнований, мы рады приветствовать вас на логопедической спартакиаде «Ловкий грамотей». Сегодня будут состязаться 2 команды, поприветствуем их аплодисментами.

Далее ведущий представляет членов жюри, судью.

II. Конкурсная программа.

Первый конкурс - «Собери букву».

Участник лежит на спине на гимнастическом мате головой по направлению бега. По сигналу он поднимается, пробегает расстояние 2 м, далее прыгает на двух ногах из обруча в обруч (3 обруча), подлезает под воротики, пробегает по гимнастической скамейке, затем берет из корзины листок, на котором нарисована часть буквы «С», и выкладывает изображение на обозначенном месте. Побеждает та команда, которая быстро и правильно соберет всю букву. (Выполняют дети.)

Второй конкурс - «Восстанови словечко».

Детям дается слово, состоящее из элементов букв. Ребенок должен дописать недостающие элементы букв. Например:

https://ped-kopilka.ru/images/zan4.jpg

Родитель может помочь своему ребенку, но при этом у команды вычитается одно очко.

Жюри подводит итоги, команды в это время отдыхают.

Третий конкурс - «Солнышко».

Напротив каждой команды на расстоянии 6-8 метров мелом отмечено место сборки узора «Солнышко». Рядом с каждой командой находится корзина с гимнастическими палками. Капитаны держат обручи. По команде «Марш!» они бегут к обозначенному месту, кладут обруч по центру, возвращаются и становятся в конце строя своей команды. Остальные игроки по очереди берут гимнастические палки, бегут к обручу и выкладывают лучики. (Выполняют взрослые.)

Четвёртый конкурс - «Собери слово».

Ведущий. Представим, что есть страны Слогандия и Словандия. Они находятся рядом, а между ними - пограничная полоса. В Слогандии живут слоги, на пограничной полосе они находят себе друзей - другие слоги - и переезжают в Словандию. Помогите слогам стать словами. Например:

ЛЕН    

КА      

ЛЕС

КИЙ

ЮР

МИК

ДО

ТА

Образованные слова: лента, леска, юркий, домик.

(Выполняют дети. В случае затруднений взрослые могут помочь.)

Ведущий. Просим членов жюри оценить конкурсы и подвести промежуточный итог.

Пятый конкурс - «Волшебники».

Дети собирают слово из первых букв в названии картинок.

Каждому участнику дается картинка (в том порядке, в котором собирается слово), он должен выделить в ее названии первый звук. На расстоянии 5-7 метров от линии старта напротив каждой команды укладывается полоска бумаги с порядковым номером буквы в слове (каждая команда составляет свое слово из числа букв, соответствующих количеству игроков). Рядом с полосками находится соответствующее количество кубиков с изображёнными на них буквами. По команде «Марш!» первые участники эстафеты подбегают к своим полоскам, перебирая кубики, находят нужную первую букву и ставят под номерами но порядку, затем бегом возвращаются назад, дотрагиваются до второго участника и встают в конце строя своей команды. Вторые участники устанавливают вторую букву и т. д. По окончании эстафеты жюри подходит к сложенным словам и оценивает правильность выполнения задания (выполняют дети и родители вместе).

Шестой конкурс - эстафета «Замени предмет».

Команды выстраиваются в 2 колонны. На расстоянии 5-7 метров напротив кладутся обручи. У первых номеров в руках кегля. По команде «Марш!» первые номера добегают до своего обруча, ставят в центр кеглю, берут обруч и бегом возвращаются назад, передавая обруч второму номеру, встают в конце строя команды. Второй номер, получив обруч, добегает до кегли, кладет сверху обруч, берет кеглю, бегом возвращается назад, передает кеглю третьему номеру и встает в конце строя своей команды. Третий номер повторяет действия первого номера и т. д., пока первый номер не вернется на свое место. Жюри оглашает результаты. (Выполняют дети и родители вместе.)

Седьмой конкурс - «Шифровальщики».

Участники добегают до магнитной доски, стоящей на расстоянии 5-7 метров, вписывают в таблицу слово, состоящее из 3 букв с гласной «А» посредине для 1-й команды, «О» - для 2-й команды, и возвращаются назад.

Таблица для первой команды:

                    

А              

                  

 

А

 

 

А

 

 

А

 

 

А

 

 

А

 

 

А

 

 

А

 

Таблица для второй команды:

               

О               

                

 

О

 

 

О

 

 

О

 

 

О

 

 

О

 

 

О

 

 

О

 

Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Количество слов соответствует числу игроков. (Выполняют дети и родители вместе.)

Восьмой конкурс - «Звуковое дерево».

На расстоянии 5-7 метров установлена магнитная доска с силуэтом, изображающим дерево, поделенное на две половины. На каждой половине написана определённая буква. Рядом находится корзина с предметными картинками, содержащими в названии звук, соответствующий букве (по количеству игроков), и без него (в произвольном количестве). Дети добегают по очереди до корзины, выбирают картинку на заданный звук и прикрепляют магнитом к нарисованному силуэту дерева. Для каждой команды - свой набор картинок и свой искомый звук.

Девятый конкурс - «Глазастики».

Чтение зашумленных слов. Зашумление представлено в виде наложенных друг на друга слов. Например:

https://ped-kopilka.ru/images/zan5.jpg

Выигрывает та команда, которая быстрее найдёт «спрятанное» слово.

Десятый конкурс - «Найди и прочти».

Надо найти буквы в одинаковых геометрических фигурах, прочитать слово.

https://ped-kopilka.ru/images/zan6.jpg

Выигрывает команда, которая прочтёт больше слов.

III. Заключительная часть.

Ведущий. Дорогие участники и болельщики! Наши соревнования закончены. Просим жюри подвести окончательные итоги и назвать команду-победителя.

Жюри оглашает итоги соревнований и награждает команды грамотами и сладкими призами. Под торжественный марш команды делают круг почета и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический досуг в подготовительной группе. Тема: "Предлоги"

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов....

Логопедический досуг в подготовительной группе - Всезнайки

Цель:  Обобщить знания детей о сказках; воспитывать любовь к устному народному творчеству; обогатить словарный запас; развивать внимание, смекалку, умение работать по правилам и ...

Логопедический досуг в подготовительной группе для детей с ОНР «Джунгли Зовут»

Логопедический досуг  в подготовительной группе для детей с ОНР «Джунгли Зовут»...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДОСУГ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В материале приводится автоский вариант досуга по пройденным гласным звукам...

Логопедический досуг для подготовительной группы "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Логопедический досуг для детей подготовительной группы на логопедическом пункте детского сада...

Логопедический досуг в подготовительной группе "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Совместно с воспитателями группы в течение учебного года был осуществлён проект на тему "Все работы хороши, выбирай на вкус". Итогом этого проекта стал логопедический досуг....

"Логопедический досуг в подготовительной группе Зимушка-Зима"

Конспект логопедического досуга в подготовительной к школе группе "Зимушка-зима".Цель: обобщение знаний детей о зиме.Задачи: Образовательные:- формирование монологической и диалогической реч...