Картотека игр по обучению грамоте
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ...? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой. | Д/ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за). |
Д/ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получаетфишку. | Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 1 вариант Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которыевставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениямиживотных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей иптиц. В нем 3 вагонаКаждое животное может ехать тольков определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять. |
Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 3 вариант Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход:В прорези вагонов вставляются таблички с одним,двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должныехать животные, названия которых состоят из одного слога,во втором вагоне животные, названия которых состоят издвух слогов и т. д. | Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 2 вариант Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички скружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагаетотобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков вслове. Дети по очереди отчетливо называют животное,выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку наокно соответствующего вагона. |
/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 4 вариант Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах. Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички сбуквами «К» в начале, середине и в конце слова и самраскладывает по одной картинке в каждый вагон,проговаривая слово с одновременным движением пальчикапо табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, серединеили конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего. | Д/ИГРА «КТО? ЧТО?» Цель:систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Ход:Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка. |
Д/ИГРА «СЛОВО ИЛИ ЗВУК» Цель:систематизировать знания о понятиях «слово, звук». Ход:Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок. | Д/ИГРА «СКОЛЬКО СЛОВ УСЛЫШАЛ?» Цель:развивать слуховое восприятие, память. Ход:Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили. |
Д/ИГРА «ОТГАДАЙ СЛОВО» Цель: формировать умение обозначать словом предмет по описанию. Ход:Воспитатель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка. | Д/ИГРА «МАГНИТОФОН» Цель:закрепить представления о звучащем слове. Ход:Дети под руководством воспитателя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Воспитатель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись. |
Д/ИГРА «НАЗОВИ ДЕЙСТВИЕ» Цель: формировать представления о словах – действиях. Ход:Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка. | Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ» Цель: упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал). Ход: Играть можно с мячом. |
Д/ИГРА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?» Цель: формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета. Ход:Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?». | Д/ИГРА «ОДНО СЛОВО – МНОГО ПРЕДМЕТОВ» Цель: формировать представления о многозначности слов. Ход:Воспитатель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка. |
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО» Цель:упражнять в подборе созвучных слов, рифм. Ход:Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.). | Д/ИГРА «СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ» Цель: формировать представления о родственных словах. Ход:Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п. |
Д/ИГРА «УГАДАЙ ЗВУК» Цель:формировать понятие «звук». Ход:Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Воспитатель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?». | Д/ИГРА «НАЗОВИ ЗВУК ИЛИ СЛОВО» Цель: закрепить понятия «звук», «слово». Ход:Воспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п. |
Д/ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель:закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением. Ход: Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д. | Д/ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛИСЬ ЗВЕРУШКИ?» Цель: формировать навыки звукового анализа. Ход: Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинки начинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.). |
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО ПО СМЫСЛУ» Цель:упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении. Ход:Воспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д. | Д/ИГРА «ЧЕМОДАН» Цель:упражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы. Ход:У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать»чемодан. Темы слов могут быть разными (например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.). |
Д/ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ» Цель:упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Ход: Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы (например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр). | Д/ИГРА «ФОКУСНИКИ» Цель:упражнять детей в преобразовании слов. Ход: Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений по обучению грамоте
В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми ОНР. Картотека составлена по материалам Ткаченко Т.А....

Картотека заданий по обучению грамоте
Материал для подготовки руки к письму, развитию навыков звукового и буквенного анализа и синтеза...

Картотека игр по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по обучению грамоте "ПОИГРАЕМ С БУКВАМИ И ЗВУКАМИ". ...
Материал по развитию речи "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)
Материал по развитию речи на тему "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)...
Картотека заданий по обучению грамоте
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических прадставлений, нывыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте....


