Презентация Развитие речи по средствам игровой деятельности
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 846.71 КБ | |
| 1.62 МБ | |
| 2.87 МБ | |
| 571.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и дальнейшего его успешного обучения в школе.
Задачи проекта: развитие навыков общения; развитие интеллектуальных способностей; изучение культуры; изучение математики; изучение окружающего мира; приобретение понятий об экологическом равновесии; занять свободное время; дать возможность проявиться определенным человеческим качествам; и т.д.
Виды игровой деятельности Игровая деятельность подразделяется на такие виды, как: Дидактические игры Подвижные игры Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры
Значение развивающей среды в играх детей.
Дидактические игры
Подвижные игры Цель: способствуют поддержанию достаточного уровня двигательной активности, увеличению функциональных резервов детского организма .
Игра по правилам дорожного движения Цель: учить детей безопасному поведению на дорогах Развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.
Театрализованные игры Цель: Приобщать детей к искусству театра. Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль, используя мимику, жесты, звукоподражания. Развивать интерес детей к театрализованной игре.
Сюжетно-ролевые игры Цель: приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет Развивать интерес к игре. Воспитывать уважение к труду
Игра «Гараж для машинки» Цель: учить различать цвета и формы деталей в процессе создания простых построек. Развивать зрительную память, кинестетическое восприятие посредством тактильно-двигательного обследования предмета.
Вместе весело играть!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов РЕЧЬ-это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.
Бихевиористская теория П.Скиннера Преформистская теория Н.Хомского Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже Психосоциологическая теория Л.С.Выготского Концепция становления речевой деятельности А.А.Леонтьева
Формирование речевых навыков происходит в соответствии с законами образования оперантных условных рефлексов. Идея: процесс усвоения языка сводится к повторению ребенком произносимых родителями фраз, а все новое - к действию по аналогии с этими готовыми фразами. Недостатки: -- не дает возможности истолковать факт понимания ребенком новых слов, предложений, ранее ему неизвестных; -- принижение значения социального подкрепления и влияния окружающей ребенка пространственно - предметной среды; -- имитация не может являться источником качественного прогресса в ее освоении (отрицание иммитативного метода).
Идея врожденных языковых способностей Идея: каждый индивид имеет врожденную способность видоизменять значение и смысл фраз, а так же строить неограниченное количество осмысленных высказываний (ограничение – объем памяти индивида). Достоинства: положение о зависимости развития речи от уровня развития психических процессов. Недостатки: недооценивание Н.Хомским роли социального окружения ребенка в деле развития его речи.
Логические операции формируются постепенно в процессе развития Идея: человек наследует лишь деятельность интеллекта. Язык же, являясь одним из способов отражения в процессе познания окружающей действительности, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Достоинства: факт установления им зависимости психических свойств индивида от окружающей его социальной среды.
Л.С.Выготский подчеркивает ярко выраженный социальный характер речи Идея: ярко выраженный социальный характер речи; тесная взаимосвязь между речью и психикой человека. Достоинства: Л.С. Выготский первым в мировой психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал речевой деятельностью.
Идея: речевая деятельность выступает как гибкая и пластичная система, создающая уникальную возможность с помощью ограниченного количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего природного, социального и культурного мира. Достоинства: расширение диапазона общения и углубление процесса восприятия и обмена информацией.
Почему новорожденный ребёнок не говорит? Активная речь проходит несколько этапов развития. Самое первое проявление речи ребенка – крик. новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом, ему надо этот навык приобрести; у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить; ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться; речь связана с проявление мышления и обусловлена им; язык развивается в условиях социального общения между людьми, между новорожденным и окружающим его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить ;
Первый год жизни 2-3 мес.- появляется гуление. Это этап подготовки речевого аппарата к произношению звуков. 3-4 мес. - проявление лепета.Произносит серии одинаковых слогов (ба-ба-ба, па-па-па-па). 9-11 мес. Подражает звукам речи взрослых, эмоциональное общение. 11-13 мес. – появляется осознанное употребление слов. 1 год запас слов неодинаков - от 2-3 до 15-20. Используются в речи упрощенные слова. Звукопроизношение Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки. Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речи.
Второй год жизни До 1 года 6 мес. Фразовая речь отсутствует. Используются слова-предложения: БИ-БИ (просит машину) 1г.10мес. использу ю т ся двух- трехсловные предложения. Фразы ребенок начинает употреблять лишь тогда, когда активный словарь достигает 40-60 слов. Упрощенное произнесение слов (КО – МОЛОКО), облегченные слова (БАЙ-БАЙ вместо СПАТЬ).
Третий год жизни Словарный запас увеличивается в 3-4 раза. В словаре больше существительных, начинает использовать слова , называющие свойства, качества предметов (КРАСНЫЙ, ГОРЯЧИЙ, СЛАДКИЙ, ПЛОХОЙ ) . Малыш способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке. Воспринимать простые по сюжету сказки. Слоговая структура нарушена в произнесении многосложных слов. Начинает согласовывать прилагательные с существительными (большой дом). Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение. В процессе игры сопровождает свои действия словами.
Четвертый год жизни Постоянные вопросы: ,, Что это? Как называется? Зачем? Куда? ,, Но внимание недостаточно устойчивое, поэтому ребенок не всегда выслушивает ответ до конца. Но в общем речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия : одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других речь далека от совершенства. Звукопроизношение . Отсутствуют шипящие Ш – С (шапка – сапка), Ж – З (жук – зук), Щ – С (щенок – сенок), Ч – Ц (чай – цай – сяй). К концу 4 года жизни словарный запас 1500 – 2000 слов. Идет овладение грамматическим строем языка (использует предлоги, местоимения, наречия, числительные) У некоторых детей появляются звуки Л,Р . Ребенок начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности .
Пятый год жизни Малыш устанавливает простейшие связи и точно отражает их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Большинство детей к 5 годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, Л, Р, отчетливо произносят многосложные слова. Возрастает речевая активность. Возможны грамматические ошибки в употреблении предложений со сложной структурой, использование сложных предлогов (из-за, из-под), согласование существительных с числительными.
6-7 год жизни Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, ошибки отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова и слова , насыщенные сочетаниями звуков. К моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы.
- к концу 1 мес. Никогда не кричит перед кормлением ; к концу 4 мес. Не гулит и не улыбается, когда с ним заговаривают ; - к 7 мес. Не узнает голоса близких ; - к концу 9 мес. Нет лепета, не может повторять за взрослым звукосочетания ; - к 1 году не может выполнить простейшие просьбы «покажи», «принеси» ; - к 2 годам не может показать части тела, которые называет взрослый. Не узнает близких на фотографиях ; - 2,5 года не понимает разницу между словами БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ; - 3 года не понимает короткие стихи, сказки, не пытается их пересказать, не может ответить на вопрос, как его имя ; - 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения : Признаки речевого нарушения
ВЫВОД: Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.
Литература: Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 2012. Обухова А. С. Психология детей младшего школьного возраста. М., 2014 Источники: 1. http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/razvitie-rechi-doshkolnikov.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • формирование грамматического строя речи; • обогащение словарного запаса; • развитие связной речи.
Речевые игры можно объединить в четыре основные группы: 1. группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др. 2. группа - и гры , используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. 3. группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом» и др 4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др.
С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов ( А. Барто ). Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.
Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др. Используйтся звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи; машина гудит - би-би-би; лягушка квакает - ква-ква-ква ; молоток стучит - тук-тук-тук; дудка дудит - ду-ду-ду ; покатаемся на лошадке - но-но-но; малыш смеётся - ха-ха-ха; звонок звенит - динь-динь.
«Кто дольше ?» В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру.
Упражнение для языка «Лошадка» ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов .
Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.
« На птичьем дворе» Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д. Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»! Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»! А индюк среди двора – «бал – бал – бал»! Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»! А как Петя – петушок Рано – рано поутру Нам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Затем детей делят на группы «уточки», «гуси» и т.д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием .
«Голоса животных» Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.
«Пчелки » Цель : упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу. Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка. Полетели пчелки собирать мед с цветочков. Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой ! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же. Слова пчелок-детей Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.
«Досказалка» Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление ◈ Как играем: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко). Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща). Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).
«У медведя во бору» Цель игры . Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р. Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,— рычит медведь. «Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», — объясняет правила игры воспитатель .
Слова : У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит: «Р-р-р!» Движения: Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.
Речевые игры для детей «Один – много » о дин листочек – много листочков
«Назови ласково » гриб – грибочек ягода - ягодка
Речевые игры для детей «Кто как передвигается?» «Кто какой голос подаёт?» «Кто где живёт?»
Средний дошкольный возраст Что это? Зачем? Куда? Откуда?
В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием. Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.
Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста « Воробушки и автомобиль», «Кто в домике живет», «Гуси-гуси», «Так бывает или нет», «Каравай», «Зайка», «Добавь слово».
Зеркало Цель игры: р азвивать речевую и двигательную активность. Ход игры . Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам Вовочка покажет, Будем дружно выполнять. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют
«Что бывает широкое, длинное , высокое, низкое, узкое? Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов. Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом. -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д.
Мыши Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры . Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3—4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут — вот напасть! Доберемся мы до вас. Берегитесь вы, плутовки! Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
«Так бывает или нет?» Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит , тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.
" Назови одним словом"
Подготовка к школе – один из самых важных этапов жизни будущего первоклассника. В возрасте 5-7 лет у дошкольника стремительно развиваются основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь. В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать речевые игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
Игры для детей старшей и подготовительной групп: « Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Что за птица? », «Да - нет», «Придумай небылицу», «Кому что нужно? », «Звери, птицы, рыбы», «Краски», «Летает – не летает», «Где мы были мы не скажем», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Дополни предложение», «Узнай по голосу».
Летает, плавает, бегает Материал : мяч. Ход игры : водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает. Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает .
« Четвёртый лишний» Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
Игра «Скажи наоборот»
«Найди отличия»
Внимательно рассмотри рисунки. Скажи, что было сначала, а что потом.
Назови - первый звук в слове УТКА - ( У) - первый звук в слове ПАЛКА - (П) - последний звук в слове СУП - (П)
«Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.
"Магазин посуды" Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
"Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш
Придумай небылицу Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я...» Примерный рассказ воспитателя: «Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,— предлагает воспитатель.
«Магазин» Цель игры. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам». Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» — говорит воспитатель и с мячом садится на стул.
Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.
«Исправь ошибку» Задачи: Учить согласовывать слова по признакам рода(муж., жен., сред.) Выявить умение ставить вопрос, находить в предложении главное слово. Описание: Злая крокодил, медленный черепаха, полосатое зебра, зеленые попугай.
Цель: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука. Ход игры : 1 . Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети . 2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук . 3 . В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально. Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью. «Подскажи звук»
Например: На солнышке грелся черноухий котено … На него смотрел белолапый щено… Охотники развели в лесу косте… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил маму купить ша… На лесную полянку выбежал зая… В зоопарке жили: сло.., бегемо.., крокоди… По стволу стучал пестрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили пету…, куриц…, утят…
«Цепочка слов (города )» Все игроки в свой ход придумывают слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Получается цепочка слов: Арбуз – зебра – артист – театр – робот – телефон – нос – слон – небо – окно – океан
«Радио» Считалочкой выбирается водящий на роль диктора. Он описывает подробно внешность, характерные особенности одного из играющих. Взрослый может дать образец такого описания: - Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, черная юбочка, красные туфельки, она хорошо поёт, дружит с Верой. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают : " Нет такой девочки (мальчика) у нас!" Правила. Подробно рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде играющих.
«Палочка остановись» Цель : развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Правило : 1. Дети встают в круг, воспитатель в центре. 2 . Дети называют слова и передают одновременно палочку. 3.Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Например , про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый… Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает… Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса: ознакомить педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов. Задачи: • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии; • дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений; • популяризировать инновационные идеи, технологии, находки педагога; • повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Оборудование: пособия “Волшебные колечки”. Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Прогнозируемый результат мастер-класса: • получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор; • внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей . МНЕМОТЕХНИКА – – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Суть: на каждое слово или маленькое словосочетание предлагается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”. “Волшебные колечки”. Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек представлен в рисунке 1 (Рисунок 1).
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например, Ты скажи-ка, умница, Что же это? – Улица! Интересная картина: Вот автобус, вот машина, Едет самосвал большой. Вот идёт трамвай с дугой, По реке плывёт “Ракета” - Это транспорт, транспорт это! На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря. Трамвай с дугой (Что это за дуга?). Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников. 3 этап. Деление стихотворения на части. В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта. В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек ”. Педагог начинает, а ребенок продолжает 6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”. А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек. На моей мини-выставке представлены примеры других стихотворений (Рисунок 2 ). Заключительная часть. Детям симпатизирует данный инновационный метод работы с колечками, поэтому я решила не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей. Использую их в образовательной деятельности не только в развитии речи, но и в формировании математических представлений, в формировании целостной картины мира, в художественной деятельности и в игровой. Отличия мнемотехники от других технологий: Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях; Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат; Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс; Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера . Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями. Итог . Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов: • у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни; • расширяется кругозор знаний об окружающем мире; • активизируется словарный запас; • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей. Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила: Дегтярев...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...
Тема по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности"
Тема по самообразованию...

Семинар-практикум для педагогов "Развитие речи - как средство игровой деятельности"
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности....
Программа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.
Программа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности....
