«Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи как условие развития речевого творчества у дошкольников с ТНР»
консультация по развитию речи (средняя, старшая группа)
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи как условие развития речевого творчества у дошкольников с ТНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
____________________________________________________________________
«Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи как условие развития речевого творчества у дошкольников с ТНР»
учитель-логопед Огнева Л.В.
Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Дети с ТНР не умеют составлять небольшие творческие рассказы, у них недостаточно развита связная речь, недостаточно развито воображение, дети затрудняются составлять рассказы из личного опыта.
Таким образом, развитие речевого творчества у дошкольников с ТНР становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов ДОУ и родителей.
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность, эмоционально передавать переживания действующих лиц.
Для развития связной речи использую возможности наглядного моделирования. Использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков дает детям возможность предвидеть возможные результаты собственных действий.
Очень часто дети сначала составляют рассказ с опорой на схемы, а потом самостоятельно придумывают концовку. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью позволяет успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу.
Также дети придумывают свои собственные сказки, рассказы, иллюстрируют их при помощи средств изобразительного творчества, в результате ребенок создает что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Очень важно создание благоприятных социальных, эмоционально-благополучных условий, понимание и принятия ребёнка на эмоциональном уровне. Важно создать у ребёнка чувство безопасности, когда он знает, что его речевые творческие проявления оцениваются положительно.
В развитии речевого творчества дошкольников принимают участие и их родители. Родители выполняют различные задания, поручения, например, подготовка фотографий для стенгазет, изготовление поделок для тематических выставок. Они не отказываются от наших предложений, проявляют свою активность и заинтересованность.
Воспитатели совместно с родителями и детьми оформляют стенгазеты: «Как я провел лето», «Мои зимние каникулы», «Мой папа самый лучший», «Моя милая мама» и другие. Я, как логопед, с детьми составляю рассказы с опорой на фотографии, о поделках.
Нами регулярно составляются альбомы детских рассказов, сказок, загадок с иллюстрациями и фотографиями. Например, рассказы: «Вспоминая лето…», «Что нам осень принесла…?», «Моя Родина», «Мои зимние каникулы», «Новогодняя игрушка», «Мой папа лучше всех», «Моя милая мама», «Моя любимая игрушка», «Весна-красна», «Волшебный мир театра», «Герои войны»; альбомы загадок: «Загадки о транспорте», «Загадки о домашних животных и птицах», «Загадки о диких животных», «Загадки о животных жарких стран»; альбомы сказок: «Такие разные ежики», «Такие разные кошки», «Колобок на новый лад», «Русские народные сказки на новый лад», «Заяц, лиса, и петух» по мотивам русской народной сказки «Заячьи слезы», решение экстремальной ситуации в сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом», сказка по мотивам стихотворения С.Я. Маршака «Мыши», сказки по мотивам дымковской росписи и др.
Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. У детей проявляется повышенная познавательная мотивация, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность. Развитие речевого творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи
Долгосрочный проект по воспитанию духовно – нравственных качеств у дошкольников. (на 3 года)2012 – 2013 уч.г. «Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и...

Консультация для воспитателей на тему: « Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по приобщению к здоровому образу жизни»
Формы взаимодействия ДОУ и семьи....

Статья «Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»
Опыт работы по сохранению здоровья дошкольников...

«Активные методы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...

Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, б...

Поиск эффективных форм и методов сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
Формы и методы сотрудничества ДОУ с семьей...
Обсуждение на тему: «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей»
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтоб...
