Программа кружка по развитию речи в средней группе ДОУ
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Наталья Вадимовна Максимова

        Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_govorusha_gruppa_8.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка         

        Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

        Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

        Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.

        Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

        Задачи:

  • осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
  • развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, и выполнения обследовательских действий;
  • развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного произношения;
  • воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип сочетания научности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип.

        Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.

        Срок реализации программы – 1учебный год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа.  Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

        Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

  Календарно-тематический план работы по программе:

Тема

К-во

занятий

Месяц

1.

«Дары осени»

1

Октябрь

2.

«Зайчик в гостях у детей»

1

Октябрь

3.

«В мире деревьев»

1

Октябрь

4.

«Я - человек»

1

Октябрь

5.

«Моя малая Родина-мой родной Петербург»

1

Октябрь

6.

«Нас приручил человек»

1

Ноябрь

7.

Пересказ сказки «Гадкий утёнок»

1

Ноябрь

8.

«Как зайчонок нашел маму»

1

Ноябрь

9.

«Теремок» Драматизация сказки

1

Ноябрь

10.

Разучивание стихотворения о зиме.

1

Декабрь

11.

«В стране чистоговорок» Закрепление правильного произношения звуков Щ-Ч.

1

Декабрь

12.

«В гостях у сказки»

1

Декабрь

13.

«Шел по лесу Дед Мороз» разучивание стихотворения.

1

Декабрь

14.

Описание предметных картинок «Одежда/Обувь»

1

Январь

15.

«Зимние виды спорта»(составление рассказа по сюжетной картинке)

1

Январь

16.

«Матрёшка» (разучивание стихотворения)

1

Январь

17.

«Федорино горе» (чтение и театрализация сказки»

1

Февраль

18.

«Мебель» (составление описательного рассказа по предметным картинкам»

1

Февраль

19.

«В мире транспорта.»

1

февраль

20.

«День защитников Отечества»

1

Февраль

21.

Составление описательного рассказа «Моя мама»

1

Март

22.

«Весна красна!»( составление рассказа по сюжетной картинке)

1

Март

23.

«Звуковая культура речи: звуки щ – ч» (разучивание чистоговорок)

1

Март

24.

«Заюшкина избушка». Пересказ и драматизация.

1

Март

25.

«Литературный калейдоскоп»

1

Апрель

26.

«Настоящая ракета» (описание игрушки-космической ракеты.)

1

Апрель

27.

Закрепление обобщающих понятий по теме «Весна»

1

Апрель

28.

«Вежливые слова» (на основе сказки «Добрый мышонок») В.Я.Данько.

1

Апрель

29.

«Звуковая культура речи: звуки ш-с» (разучивание чистоговорок»

1

Апрель

30.

«День Победы»

1

Май

31.

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

1

Май

32.

«В мире профессий»

1

Май

33.

«Светит солнце ясное!» Разучивание стихотворения.

1

Май

Цели и средства реализации занятий:

Тема

Цель

Средства реализации

1.

«Дары осени»

Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга.

Картинки: «Сбор урожая на огороде», муляжи: «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.

2.

«Зайчик в гостях у детей»

Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных,  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения.

Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка.

3.

«В мире деревьев»

Подвести детей к составлению небольшого описательного рассказа на основе изображений осенних деревьев.

Картинки с изображением осенних деревьев.Дидактическая игра «Найди отличия»

4.

«Я - человек»

Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга.

Стихотворение «Части тела», Дидактич. игра «Что у человека по два», загадки о частях тела, дидактич. карточки «Как устроен человек».

5.

«Моя малая Родина-мой родной Петербург»

Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания.

Альбом с видами Санкт-Петербурга. Дидактич. игра «Похож - не похож».

6.

«Нас приручил человек»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята)

Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?».

7.

Пересказ сказки «Гадкий утёнок»

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц

Драматизация сказки «Гадкий утёнок», атрибуты и декорации.

8.

«Как зайчонок маму нашёл»

Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты».

9.

«Теремок» Драматизация сказки.

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц

Чтение и драматизация сказки «Теремок» Атрибуты и декорации.

10.

Разучивание стихотворения о зиме.

Работа над развитием памяти, правильного произношения звуков и выразительной декламации.

Стихотворение «Падал снег»  П. Воронько.

11.

«В стране чистоговорок» Закрепление правильного произношения звуков Щ-Ч

Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях.

Чистоговорки с звуками «Ч-Щ»

Картинки с изображениями предметов на эти звуки.

12.

«В гостях у сказки»

Формировать умение выразительно рассказывать сказку, передавая  настроение в ролях героев.

Русская народная сказка «Морозко»(Аудиозапись).Пересказ в ролях.

13.

«Шел по лесу Дед Мороз» разучивание стихотворения.

Работа над развитием памяти, правильного произношения звуков и выразительной декламации

«Шел по лесу Дед Мороз» Зои Александровой,иллюстрации к стихотворению.

14.

Описание предметных картинок «Одежда\Обувь»

Формировать умение описывать и сравнивать предметы, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями.

Предметные картинки.

Дидактич.игра «Подбери заплатку»

15.

Зимние виды спорта»(составление рассказа по сюжетной картинке)

Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Сюжетные картинки по зимним видам спорта.

Дидактич.игра «Кому что нужно»

16.

«Матрешка» разучивание стихотворения.

Работа над развитием памяти, правильного произношения звуков и выразительной декламации

Игрушка-матрёшка.Стихотворение «Матрёшка» Э.Успенский.

17.

Федорино горе» (чтение и театрализация сказки»

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц

Аудиосказка «Федорино горе» в исполнении актёров.Атрибуты для театрализации.

18.

Мебель» (составление описательного рассказа по предметным картинкам»

Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

Картинки с изображением предметов мебели.

Дидактич.игра «Расставим мебель»

19.

«В мире транспорта.»

Продолжать развивать умение описывать предметы, выделяя их отличительные признаки, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Предметные картинки на тему «Транспорт»

Дидактич.игра «Где чья машина»

20.

«День защитников Отечества»

 Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

Картинки с изображением военных (моряк, танкист,летчик).Звукозапись «Военные звуки».

21.

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.

Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа.

22.

«Весна красна!» составление описательного рассказа.

Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.

Сюжетная картинка «Весна пришла» Аудиозапись со звуками весеннего леса.

23.

«Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

Чистоговорки.

Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях.

Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».Чистоговорки на Ч-Щ

24.

«Заюшкина избушка» драматизация и пересказ.

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации.

25.

«Литературный калейдоскоп»

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки

Беседа о том, какие произведения знают дети. Пересказ желающими детьми своих любимых сказок.

26.

«Настоящая ракета» (описание игрушки-космической ракеты.)

Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «р»

Фланелеграф, набор картинок на тему космоса, игрушка космическая ракета.

27.

Закрепление обобщающих понятий по теме «Весна»

Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звуков.

Предметные картинки по теме «Весна» Аудиозапись стихотворения о весне.

28.

««Вежливые слова» на основе сказки «Добрый мышонок» В.Я.Данько

Продолжать развивать диалогическую речь. Расширить словарный запас детей.

Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка -  медвежонок.

29

«Звуковая культура речи: звуки з-с» (разучивание чистоговорок»

Формировать правильное произношение звуков «ш-с» в слогах, словах, предложениях.

Чистоговорки с звуками «з-с»

Картинки с изображениями предметов на эти звуки.

30.

«День Победы!»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».

Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».  

31

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.

Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский «Муха-Цокотуха».

32.

«В мире профессий»

Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями

Игрушка Буратино, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда и людей разных профессий.

33.

«Светит солнце ясное!» Е.Зих. Разучивание стихотворения

Работа над развитием памяти, правильного произношения звуков и выразительной декламации.

Стихотворение Е.Зих «Светит солнце ясное» Сюжетная картинка на тему «Лето»

Методическая литература

Авторы

Заглавие

Издательство, год издания.

Вид издания

Нищева Н.В.

«Алгоритмические схемы для рассказывания сказок» ФГОС

Издательство «Детство-Пресс» 2021г.

Методическое пособие.

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

«Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.

Издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.

Методическое пособие

Нищева Н.В.

«Играем в сказки. Развитие внимания, мышления, речи детей дошкольного возраста. 3-7 лет.» ФГОС

Издательство «Детство-Пресс» 2020г.

Методическое пособие.

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

«Методика развития речи детей дошкольного возраста»

 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г.

Методическое пособие

Гризик Т.И.

«Говорим правильно. Слушаем и беседуем. Пособие для детей 4-5 лет»

Издательство «Просвещение» 2011г.

Методическое пособие.

Гербова В.В.

«Развитие речи в детском саду. Средняя группа»

Издательство «Мозаика-Синтез»

Методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по программе «Сообщество» по развитию речи в средней группе №6 «Улыбка» Тема: «Коровушка»

Конспект занятия по развитию и совершенствованию диалогической речи P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roma...

Конспект занятия кружка по развитию речи в средней группе «Урожай»

Данное занятие проводилось в рамках кружка по развитию речи в средней группе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Программа кружка по развитию речи "Остров Приключений" в подготовительной к школе группе

Программа кружка по развитию речи "Остров Приключений" в подготовительной к школе группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Болтливый язычок.» в средней группе №7 «Кузнечики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 52 «Аленький цветочек»  ПРИНЯТО...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»

Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...

Программа кружка по развитию речи для детей 4 - 5 лет (средняя группа) «Говорушки»

Программа кружкапо развитию речи для детей 4 - 5 лет (средняя группа) «Говорушки»...