Программа кружка по развитию речи в средней группе ДОУ
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.
Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
- осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного произношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:
- принцип развивающего обучения;
- принцип сочетания научности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип.
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.
Срок реализации программы – 1учебный год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Календарно-тематический план работы по программе:
№ | Тема | К-во занятий | Месяц |
1. | «Дары осени» | 1 | Октябрь |
2. | «Зайчик в гостях у детей» | 1 | Октябрь |
3. | «В мире деревьев» | 1 | Октябрь |
4. | «Я - человек» | 1 | Октябрь |
5. | «Моя малая Родина-мой родной Петербург» | 1 | Октябрь |
6. | «Нас приручил человек» | 1 | Ноябрь |
7. | Пересказ сказки «Гадкий утёнок» | 1 | Ноябрь |
8. | «Как зайчонок нашел маму» | 1 | Ноябрь |
9. | «Теремок» Драматизация сказки | 1 | Ноябрь |
10. | Разучивание стихотворения о зиме. | 1 | Декабрь |
11. | «В стране чистоговорок» Закрепление правильного произношения звуков Щ-Ч. | 1 | Декабрь |
12. | «В гостях у сказки» | 1 | Декабрь |
13. | «Шел по лесу Дед Мороз» разучивание стихотворения. | 1 | Декабрь |
14. | Описание предметных картинок «Одежда/Обувь» | 1 | Январь |
15. | «Зимние виды спорта»(составление рассказа по сюжетной картинке) | 1 | Январь |
16. | «Матрёшка» (разучивание стихотворения) | 1 | Январь |
17. | «Федорино горе» (чтение и театрализация сказки» | 1 | Февраль |
18. | «Мебель» (составление описательного рассказа по предметным картинкам» | 1 | Февраль |
19. | «В мире транспорта.» | 1 | февраль |
20. | «День защитников Отечества» | 1 | Февраль |
21. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | 1 | Март |
22. | «Весна красна!»( составление рассказа по сюжетной картинке) | 1 | Март |
23. | «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» (разучивание чистоговорок) | 1 | Март |
24. | «Заюшкина избушка». Пересказ и драматизация. | 1 | Март |
25. | «Литературный калейдоскоп» | 1 | Апрель |
26. | «Настоящая ракета» (описание игрушки-космической ракеты.) | 1 | Апрель |
27. | Закрепление обобщающих понятий по теме «Весна» | 1 | Апрель |
28. | «Вежливые слова» (на основе сказки «Добрый мышонок») В.Я.Данько. | 1 | Апрель |
29. | «Звуковая культура речи: звуки ш-с» (разучивание чистоговорок» | 1 | Апрель |
30. | «День Победы» | 1 | Май |
31. | «В гостях у Мухи – Цокотухи» | 1 | Май |
32. | «В мире профессий» | 1 | Май |
33. | «Светит солнце ясное!» Разучивание стихотворения. | 1 | Май |
Цели и средства реализации занятий:
№ | Тема | Цель | Средства реализации |
1. | «Дары осени» | Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. | Картинки: «Сбор урожая на огороде», муляжи: «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки. |
2. | «Зайчик в гостях у детей» | Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. | Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка. |
3. | «В мире деревьев» | Подвести детей к составлению небольшого описательного рассказа на основе изображений осенних деревьев. | Картинки с изображением осенних деревьев.Дидактическая игра «Найди отличия» |
4. | «Я - человек» | Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. | Стихотворение «Части тела», Дидактич. игра «Что у человека по два», загадки о частях тела, дидактич. карточки «Как устроен человек». |
5. | «Моя малая Родина-мой родной Петербург» | Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. | Альбом с видами Санкт-Петербурга. Дидактич. игра «Похож - не похож». |
6. | «Нас приручил человек» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята) | Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». |
7. | Пересказ сказки «Гадкий утёнок» | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц | Драматизация сказки «Гадкий утёнок», атрибуты и декорации. |
8. | «Как зайчонок маму нашёл» | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты». |
9. | «Теремок» Драматизация сказки. | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц | Чтение и драматизация сказки «Теремок» Атрибуты и декорации. |
10. | Разучивание стихотворения о зиме. | Работа над развитием памяти, правильного произношения звуков и выразительной декламации. | Стихотворение «Падал снег» П. Воронько. |
11. | «В стране чистоговорок» Закрепление правильного произношения звуков Щ-Ч | Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. | Чистоговорки с звуками «Ч-Щ» Картинки с изображениями предметов на эти звуки. |
12. | «В гостях у сказки» | Формировать умение выразительно рассказывать сказку, передавая настроение в ролях героев. | Русская народная сказка «Морозко»(Аудиозапись).Пересказ в ролях. |
13. | «Шел по лесу Дед Мороз» разучивание стихотворения. | Работа над развитием памяти, правильного произношения звуков и выразительной декламации | «Шел по лесу Дед Мороз» Зои Александровой,иллюстрации к стихотворению. |
14. | Описание предметных картинок «Одежда\Обувь» | Формировать умение описывать и сравнивать предметы, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. | Предметные картинки. Дидактич.игра «Подбери заплатку» |
15. | Зимние виды спорта»(составление рассказа по сюжетной картинке) | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Сюжетные картинки по зимним видам спорта. Дидактич.игра «Кому что нужно» |
16. | «Матрешка» разучивание стихотворения. | Работа над развитием памяти, правильного произношения звуков и выразительной декламации | Игрушка-матрёшка.Стихотворение «Матрёшка» Э.Успенский. |
17. | Федорино горе» (чтение и театрализация сказки» | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц | Аудиосказка «Федорино горе» в исполнении актёров.Атрибуты для театрализации. |
18. | Мебель» (составление описательного рассказа по предметным картинкам» | Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки. | Картинки с изображением предметов мебели. Дидактич.игра «Расставим мебель» |
19. | «В мире транспорта.» | Продолжать развивать умение описывать предметы, выделяя их отличительные признаки, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. | Предметные картинки на тему «Транспорт» Дидактич.игра «Где чья машина» |
20. | «День защитников Отечества» | Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. | Картинки с изображением военных (моряк, танкист,летчик).Звукозапись «Военные звуки». |
21. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. | Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа. |
22. | «Весна красна!» составление описательного рассказа. | Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. | Сюжетная картинка «Весна пришла» Аудиозапись со звуками весеннего леса. |
23. | «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» Чистоговорки. | Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. | Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».Чистоговорки на Ч-Щ |
24. | «Заюшкина избушка» драматизация и пересказ. | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации. |
25. | «Литературный калейдоскоп» | Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки | Беседа о том, какие произведения знают дети. Пересказ желающими детьми своих любимых сказок. |
26. | «Настоящая ракета» (описание игрушки-космической ракеты.) | Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» | Фланелеграф, набор картинок на тему космоса, игрушка космическая ракета. |
27. | Закрепление обобщающих понятий по теме «Весна» | Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звуков. | Предметные картинки по теме «Весна» Аудиозапись стихотворения о весне. |
28. | ««Вежливые слова» на основе сказки «Добрый мышонок» В.Я.Данько | Продолжать развивать диалогическую речь. Расширить словарный запас детей. | Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок. |
29 | «Звуковая культура речи: звуки з-с» (разучивание чистоговорок» | Формировать правильное произношение звуков «ш-с» в слогах, словах, предложениях. | Чистоговорки с звуками «з-с» Картинки с изображениями предметов на эти звуки. |
30. | «День Победы!» | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». | Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
31 | «В гостях у Мухи – Цокотухи» | Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. | Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский «Муха-Цокотуха». |
32. | «В мире профессий» | Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями | Игрушка Буратино, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда и людей разных профессий. |
33. | «Светит солнце ясное!» Е.Зих. Разучивание стихотворения | Работа над развитием памяти, правильного произношения звуков и выразительной декламации. | Стихотворение Е.Зих «Светит солнце ясное» Сюжетная картинка на тему «Лето» |
Методическая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по программе «Сообщество» по развитию речи в средней группе №6 «Улыбка» Тема: «Коровушка»
Конспект занятия по развитию и совершенствованию диалогической речи P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roma...

Конспект занятия кружка по развитию речи в средней группе «Урожай»
Данное занятие проводилось в рамках кружка по развитию речи в средней группе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Программа кружка по развитию речи "Остров Приключений" в подготовительной к школе группе
Программа кружка по развитию речи "Остров Приключений" в подготовительной к школе группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Болтливый язычок.» в средней группе №7 «Кузнечики»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 52 «Аленький цветочек» ПРИНЯТО...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...
Программа кружка по развитию речи для детей 4 - 5 лет (средняя группа) «Говорушки»
Программа кружкапо развитию речи для детей 4 - 5 лет (средняя группа) «Говорушки»...
