Речевые игры на развитие связной речи детей
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаем игры на развитие различных речевых навыков в домашних условиях или по дороге домой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Давай поговорим» (беседа на бытовые темы)
Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?Использовать можно всё, что ребёнок видит вокруг — дома, на улице, в детском саду. Очень важно направлять внимание ребёнка не только на предметы, но и на их детали. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья...» К 4-м годам можно познакомить детей и с оттенками основных цветов (розовый, малиновый, лиловый, темно-зеленый, бледно-жёлтый, светло-коричневый и т. д.). Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением.
Игра «Что из чего?»
Предлагаем ребенку сказать одним словом, на вопрос «какой?» -ключ из железа…железный, дом изо льда...ледяной, крепость из снега…снежная, скамейка из дерева … деревянная.
Игра «Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему. И так до тех пор, пока всё «не съедите».
Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Игра «Скажи наоборот»
Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Далеко – близко, высоко – низко, тёмный – светлый, узкий (ремень) – широкий, жадный – щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.
Игра «Мальчик и Гномик»
Игра способствует развитию словоизменения: «У тебя самокат, а у Гномика самокатик. У тебя шапка, а у Гномика шапочка. У тебя сапоги, а у Гномика сапожки».
Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всё увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. В доме два этажа. Крыша красная. Возле дома растёт дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребёнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий? Дом кирпичный или деревянный?".
Игровое упражнение «Рисуем словами»
Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета. Объясните ребёнку, что таким образом, с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.
Игра «Угадай по описанию»
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание. Ребёнок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый или овальный, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее". Выбираете любой предмет (можно в квартире) и начинаете описывать этот предмет. «Этот предмет несъедобный, интересный, бывает с картинками и без картинок». «Он небольшой, твердый, делается из бумаги. Имеет автора». Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.
Игра «Угадай, что у меня в сумке»
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет).
Когда ребенок понял, как описывать предметы, можно предложить для сравнения, например, две куклы или две машины, или использовать другие привлекательные для ребёнка игрушки. Сначала ему придётся внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей на тему: "Речевые игры для развития связной речи".
Эффективность работы над речью определяется тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какая ему отводится роль, какая степень инициативности ребенка в этом процессе. Нужно строить работ...

Речевые игры по развитию связной речи
Используйте свое свободное время для общения с детьми ,со своими родными.Вы будете приятно удивлены,как весело играть в речевые игры. Эти игры развивают образное мышдение, фантазию,способствоют обогащ...

Семинар для воспитателей на тему: "Речевые игры для развития связной речи".
Речевые игры для развития связной речи (семинар)Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой составляют единое целое. Каждое самостоятельное отдельное п...

Консультация для родителей "Речевые игры для развития связной речи дошкольников в семье"
Консультация для родителей...

Речевые игры на развитие связной речи "Играем вместе с ребёнком"
Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних услових, позволяющий развивать связную речь их детей....


