Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников
материал

Лариса Рафкатовна Шамсутдинова
Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников
 
Цель: Развитие подвижности и координации органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, челюсти), необходимой для правильного произношения звуков.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека Артикуляционной Гимнастики для Детского Сада

Цель: Развитие подвижности и координации органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, челюсти), необходимой для правильного произношения звуков.

Использование: Карточки можно использовать индивидуально, в подгруппах или со всей группой. Каждый день выбирается несколько упражнений. На каждой карточке: название упражнения, краткое описание, картинка (или несколько) и рекомендации для воспитателя.

Карточка 1: "Улыбка"

•  Описание: Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы (губы в улыбке растянуты). Удерживать улыбку.

•  Картинка: Весело улыбающееся лицо ребенка.

•  Рекомендации:

  •  Следить, чтобы губы были растянуты в стороны, а зубы сомкнуты.

  •  Поощрять широкую улыбку.

  •  Время удержания: 5-7 секунд.

Карточка 2: "Трубочка"

•  Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой.

•  Картинка: Ребенок вытягивает губы трубочкой.

•  Рекомендации:

  •  Следить, чтобы губы были напряжены.

  •  Можно предложить подуть через "трубочку".

  •  Время удержания: 5-7 секунд.

Карточка 3: "Заборчик"

•  Описание: Улыбнуться, показав сомкнутые верхние и нижние зубы.

•  Картинка: Ребенок показывает зубы, губы растянуты в улыбке.

•  Рекомендации:

  •  Следить за ровным положением зубов.

  •  Можно предложить произносить звук "И".

  •  Время удержания: 5-7 секунд.

Карточка 4: "Лопатка"

•  Описание: Широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить.

•  Картинка: Ребенок показывает широкий, расслабленный язык.

•  Рекомендации:

  •  Следить, чтобы язык был широким и спокойным.

  •  Предложить представить язык лопатой, которая убирает варенье с нижней губы.

  •  Удерживать: 5-7 секунд.

Карточка 5: "Иголочка"

•  Описание: Высунуть узкий, напряженный язык.

•  Картинка: Ребенок показывает узкий, вытянутый язык.

•  Рекомендации:

  •  Следить, чтобы язык был узким и напряженным.

  •  Предложить представить язык острой иголочкой.

  •  Удерживать: 5-7 секунд.

Карточка 6: "Часики"

•  Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка попеременно дотрагиваться до уголков губ (вправо-влево).

•  Картинка: Ребенок языком касается уголков губ.

•  Рекомендации:

  •  Следить за плавностью движений языка.

  •  Произносить звук "Т".

  •  Повторить 5-7 раз в каждую сторону.

Карточка 7: "Качели"

•  Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка попеременно дотрагиваться до верхней и нижней губы.

•  Картинка: Ребенок языком касается верхней и нижней губы.

•  Рекомендации:

  •  Следить за амплитудой движений.

  •  Произносить звук "А".

  •  Повторить 5-7 раз.

Карточка 8: "Лошадка"

•  Описание: Присосать язык к нёбу и, не отрывая языка, щелкать (цокать) языком.

•  Картинка: Ребенок цокает языком.

•  Рекомендации:

  •  Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

  •  Ускорять темп.

  •  Повторить 10-15 раз.

Карточка 9: "Грибок"

•  Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык к нёбу и, не отрывая языка, открыть и закрыть рот.

•  Картинка: Ребенок показывает язык-грибок.

•  Рекомендации:

  •  Следить за тем, чтобы язык плотно прилегал к нёбу.

  •  Повторить 5-7 раз.

Карточка 10: "Пароход"

•  Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким языком провести по верхней губе, делая движение вперед-назад.

•  Картинка: Ребенок проводит языком по верхней губе.

•  Рекомендации:

  •  Следить за плавностью движений.

  •  Произносить звук "Б".

  •  Повторить 5-7 раз.

Дополнительные рекомендации для воспитателя:

•  Регулярность: Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно.

•  Систематичность: Выбирать упражнения в определенной последовательности, постепенно усложняя их.

•  Игровой подход: Превращать упражнения в интересную игру.

•  Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

•  Похвала и поощрение: Хвалить детей за старания и успехи.

•  Контроль: Следить за правильностью выполнения упражнений.

•  Сочетание с другими видами деятельности: Гимнастику можно проводить во время утренней гимнастики, в перерывах между занятиями, а также во время индивидуальных занятий.

•  Использование зеркал: Для лучшего визуального контроля можно использовать зеркала.

•  Включение родителей: Попросите родителей выполнять упражнения дома, чтобы закрепить навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников

Артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков....

Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников старшей группы детского сада.

Гимнастика для подвижности языка ( умение делать его  узким, широким, удерживать на нижних резцах, а также поднимать за верхние зубы). Гимнастика для подвижности губ ( умение вытягивать  и...

Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов речи....

13.09.23 Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников.

Картотека артикуляционнойгимнастики для дошкольников....

Консультация для педагогов на тему "Профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников" + картотека артикуляционных гимнастик

Одним из важнейших направлений преодоление имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речев...