Методическая разработка «развитие и формирование речи у детей раннего возраста 1-2 года.»
методическая разработка по развитию речи
Развитие речи у детей раннего возраста (1–2 года) является одной из важнейших целей в системе дошкольного образования.На этом этапе у ребёнка происходит активное становление слухового восприятия, артикуляционного аппарата, формирование словарного запаса и понимания речи окружающих.Важно создать условия, способствующие не только накоплению пассивного и активного словаря, но и формированию речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
№ 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «развитие и формирование речи у детей раннего возраста 1-2 года.»
Выполнила: Чахоян Амаль Сухил , воспитатель.
Развитие речи у детей раннего возраста (1–2 года) является одной из важнейших целей в системе дошкольного образования.
На этом этапе у ребёнка происходит активное становление слухового восприятия, артикуляционного аппарата, формирование словарного запаса и понимания речи окружающих.
Важно создать условия, способствующие не только накоплению пассивного и активного словаря, но и формированию речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Цели и задачи методической разработки
Цель:
Создание условий для активного развития речи у детей в возрасте 1–2 лет через систему игровых и речевых упражнений.
Задачи:
- Развивать слуховое внимание, артикуляционный аппарат, фонематический слух.
- Формировать активный и пассивный словарь.
- Стимулировать речевую активность в бытовых, игровых и учебных ситуациях.
- Вовлекать родителей в процесс речевого развития ребенка.
Возрастные особенности речи детей 1–2 лет:
Речь детей на этом этапе носит подражательный характер.
Основной способ общения — жесты, мимика, отдельные звуки, первые слова.
К 2 годам в речи появляются простые фразы из 2–3 слов.
По психофизиологическим особенностям развития, мы можем разделить на 2 подгруппы развития по возрастам:
1 год-1 год 6 месяцев:
Совершенствовать умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам.
Пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий («Катя кушает, зайчик спит» и др.). Побуждать показывать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, отвечать на вопросы (Кто? Что? Где? Что делает? Какой?) и задавать эти вопросы взрослым.
1 год 6 месяцев – 2 года.
Стимулировать инициативную речь ребенка.
Стимулировать желание вступать в диалог и использовать при этом все доступные способы общения (мимика, жесты, слово). Продолжать расширять активный словарь: использовать существительные, глаголы, прилагательные.
Побуждать заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (вместо «би-би-ка» - «машина» и т.п.). Активизировать в речи детей местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, за). Поддерживать стремление ребенка задавать вопросы (Кто? Что? Что делает? Какой?) и охотно отвечать на них.
Принципы речевого развития
- Принцип наглядности – использование предметов, игрушек, картинок.
- Принцип систематичности и последовательности – постоянная, регулярная работа.
- Принцип индивидуального подхода – учёт темпа речевого развития каждого ребёнка.
- Принцип общения и речевой активности – речь как средство взаимодействия.
Формы и методы работы:
Дидактические игры
Игры с предметами и игрушками.
Пальчиковые игры и потешки.
Звуковые игры (на подражание звукам).
Чтение и рассматривание книг.
Сенсорные игры с речевым сопровождением.
Музыкальные занятия с песенками и речевыми упражнениями.
Совместная деятельность с родителями.
Так же для полноценного формирования речи у детей, в саду необходимо создать предметно-развевающую среду. Что же это такое? Давайте разберемся. Для развития речи детей раннего возраста в группах предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.
Что дает предметно-развивающая среда?
Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;
Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.
Что входит в уголок речевого развития?
-наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;
-картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);
-картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;
-картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
-картотека упражнений дыхательной гимнастики;
-картотека пальчиковых игр;
- картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания
-картотека словесных дидактических игр
Так же необходим театральный уголок с различными видами театра:
театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, маски для игр-драматизаций.
И конечно же , необходим игровой уголок, тк ведущая деятельность в дошкольных учреждениях, это игра :
дидактические игры, направленные на речевое развитие (например: «Кто и как разговаривает?», «Угадай чей хвост?» и др.
крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
кукольная мебель для комнаты и кухни;
атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)
Примерные игры , направленные на формирование речи:
-Игра «Скажи, как говорит...»
Цель: Развитие звукоподражания.
Ход: Взрослый показывает картинку с животным и спрашивает: «Как говорит корова?». Ребёнок отвечает: «Му-у».
-Потешка с движениями
«Ладушки-ладушки...» – сопровождается хлопками, мимикой, зрительным контактом.
-Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
- Цель: Развитие мелкой моторики и речи.
- Проговаривается с массированием ладошки ребёнка.
Список литературы, сказок и потешок для детей 1-2 года:
«Курочка Ряба»
«Репка»
«Колобок»
«Теремок»
«Гуси-лебеди»
«Волк и семеро козлят»
Владимир Сутеев «Под грибом», «Три котенка», «Яблоко», «Кто сказал мяу?».
Корней Чуковский: «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Мойдодыр».
Самуил Маршак: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелки...

Методическая разработка по изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста (2-3 года)
Конспект непрерывной образоательной деятельности по изобразительной деятельности. "Лужайка для зайчика" Цель: нарисовать травку для лужайки; Задачи: закрепить знание зеленого цвета; ум...

Методическая разработка по изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста (2-3 года) "Лужайка для зайчика"
Учимся рисовать прямые линии сверху вниз, правильно держать кисточку в руках. Закрепляем знание зеленого цвета, закрепляем признаки весны. Цель: нарисовать травку на лужайке...

Методическая разработка по изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста (2-3 года) "Колосок для петушка"
Цель: нарисовать колосок методом "примакивания" ватными палочками. Закрепляем знание желтого цвета, познакомить с нетрадиционной техникой рисования....

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей у детей раннего возраста»
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную деятельность, где получает первый опыт творческой деятельности.В развитии творческих способностей особое место зани...
Методическая разработка по теме: «Интегрированное занятие для детей раннего возраста с элементами коррекционно-развивающих упражнений для формирования слухоречевого развития»
Представлено интегрированное занятия для детей раннего возраста с нарушением слуха...
