Методическая разработка «развитие и формирование речи у детей раннего возраста 1-2 года.»
методическая разработка по развитию речи

Чахоян Амаль сухил

Развитие речи у детей раннего возраста (1–2 года) является одной из важнейших целей в системе дошкольного образования.На этом этапе у ребёнка происходит активное становление слухового восприятия, артикуляционного аппарата, формирование словарного запаса и понимания речи окружающих.Важно создать условия, способствующие не только накоплению пассивного и активного словаря, но и формированию речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

№ 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка «развитие и формирование речи у детей раннего возраста 1-2 года.»

Выполнила: Чахоян Амаль Сухил , воспитатель.

Развитие речи у детей раннего возраста (1–2 года) является одной из важнейших целей в системе дошкольного образования.

На этом этапе у ребёнка происходит активное становление слухового восприятия, артикуляционного аппарата, формирование словарного запаса и понимания речи окружающих.

Важно создать условия, способствующие не только накоплению пассивного и активного словаря, но и формированию речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Цели и задачи методической разработки

Цель:
Создание условий для активного развития речи у детей в возрасте 1–2 лет через систему игровых и речевых упражнений.

Задачи:

  1. Развивать слуховое внимание, артикуляционный аппарат, фонематический слух.
  2. Формировать активный и пассивный словарь.
  3. Стимулировать речевую активность в бытовых, игровых и учебных ситуациях.
  4. Вовлекать родителей в процесс речевого развития ребенка.

Возрастные особенности речи детей 1–2 лет:

Речь детей на этом этапе носит подражательный характер.

Основной способ общения — жесты, мимика, отдельные звуки, первые слова.

К 2 годам в речи появляются простые фразы из 2–3 слов.

По психофизиологическим особенностям развития, мы можем разделить на 2 подгруппы развития по возрастам:

1 год-1 год 6 месяцев:

Совершенствовать умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам.

Пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий («Катя кушает, зайчик спит» и др.). Побуждать показывать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, отвечать на вопросы (Кто? Что? Где? Что делает? Какой?) и задавать эти вопросы взрослым.

1 год 6 месяцев – 2 года.

Стимулировать инициативную речь ребенка.

Стимулировать желание вступать в диалог и использовать при этом все доступные способы общения (мимика, жесты, слово). Продолжать расширять активный словарь: использовать существительные, глаголы, прилагательные.

Побуждать заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (вместо «би-би-ка» - «машина» и т.п.). Активизировать в речи детей местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, за). Поддерживать стремление ребенка задавать вопросы (Кто? Что? Что делает? Какой?) и охотно отвечать на них.

Принципы речевого развития

  1. Принцип наглядности – использование предметов, игрушек, картинок.
  2. Принцип систематичности и последовательности – постоянная, регулярная работа.
  3. Принцип индивидуального подхода – учёт темпа речевого развития каждого ребёнка.
  4. Принцип общения и речевой активности – речь как средство взаимодействия.


Формы и методы работы:

Дидактические игры

Игры с предметами и игрушками.

Пальчиковые игры и потешки.

Звуковые игры (на подражание звукам).

Чтение и рассматривание книг.

Сенсорные игры с речевым сопровождением.

Музыкальные занятия с песенками и речевыми упражнениями.

Совместная деятельность с родителями.



Так же для полноценного формирования речи у детей, в саду необходимо создать предметно-развевающую среду. Что же это такое? Давайте разберемся. Для развития речи детей раннего возраста в группах предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.

Что дает предметно-развивающая среда?

Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;

Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.

Что входит в уголок речевого развития?

-наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;

-картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);

-картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;

-картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

-картотека упражнений дыхательной гимнастики;

-картотека пальчиковых игр;

- картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания

-картотека словесных дидактических игр

Так же необходим театральный уголок с различными видами театра:

театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, маски для игр-драматизаций.

И конечно же , необходим игровой уголок, тк ведущая деятельность в дошкольных учреждениях, это игра :

дидактические игры, направленные на речевое развитие (например: «Кто и как разговаривает?», «Угадай чей хвост?» и др.

крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;

игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;

кукольная мебель для комнаты и кухни;

атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)

Примерные игры , направленные на формирование речи:

-Игра «Скажи, как говорит...»

Цель: Развитие звукоподражания.

Ход: Взрослый показывает картинку с животным и спрашивает: «Как говорит корова?». Ребёнок отвечает: «Му-у».

-Потешка с движениями

«Ладушки-ладушки...» – сопровождается хлопками, мимикой, зрительным контактом.

-Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

  • Цель: Развитие мелкой моторики и речи.
  • Проговаривается с массированием ладошки ребёнка.

Список литературы, сказок и потешок для детей 1-2 года:

«Курочка Ряба»

«Репка»

«Колобок»

«Теремок»

«Гуси-лебеди»

«Волк и семеро козлят»

Владимир Сутеев «Под грибом», «Три котенка», «Яблоко», «Кто сказал мяу?».

Корней Чуковский: «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Мойдодыр».

Самуил Маршак: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелки...

Методическая разработка по изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста (2-3 года)

Конспект непрерывной образоательной деятельности по изобразительной деятельности. "Лужайка для зайчика"  Цель: нарисовать травку для лужайки; Задачи: закрепить знание зеленого цвета; ум...

Методическая разработка по изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста (2-3 года) "Лужайка для зайчика"

Учимся рисовать прямые линии сверху вниз, правильно держать кисточку в руках. Закрепляем знание зеленого цвета, закрепляем признаки весны. Цель: нарисовать травку на лужайке...

Методическая разработка по изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста (2-3 года) "Колосок для петушка"

Цель: нарисовать колосок методом "примакивания" ватными палочками. Закрепляем знание желтого цвета, познакомить с нетрадиционной техникой рисования....

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей у детей раннего возраста»

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную деятельность, где  получает первый опыт творческой деятельности.В развитии творческих способностей особое место зани...