Скороговорки и чистоговорки как средство развития звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (средняя группа)
Чистоговорки — это стихотворные упражнения, которые направлены на развитие органов артикуляционного аппарата и помогают отработать произношение какого-то звука при регулярном их повторении. Чистоговорки произносят в обычном темпе.
Скороговорки — это фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Их нужно произносить в ускоренном темпе. Скороговорки способствуют улучшению звукопроизношения и дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков.
Некоторые рекомендации по использованию чистоговорок и скороговорок:
чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек).
Приступать к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.
Можно предлагать детям выделять в чистоговорках отдельные слова. Например, чистоговорку «Дарья дарит Дине дыни» дети произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому.
Скороговорки можно использовать для развития речевого дыхания: сначала подбираются небольшие по объёму скороговорки, состоящие из 3–4 слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из 4–6 и более слов.
Чистоговорки и скороговорки также помогают развивать чувство ритма, память, воображение, расширять словарный запас и грамматический строй речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Скороговорки и чистоговорки как средство развития звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель: I квалификационной категории
Наумчук Анжелика Юрьевна
Санкт-Петербург 2025
Скороговорки и чистоговорки — эффективные средства развития звукопроизношения у детей 4–5 лет.
Чистоговорки — это стихотворные упражнения, которые направлены на развитие органов артикуляционного аппарата и помогают отработать произношение какого-то звука при регулярном их повторении. Чистоговорки произносят в обычном темпе.
Скороговорки — это фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Их нужно произносить в ускоренном темпе. Скороговорки способствуют улучшению звукопроизношения и дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков.
Некоторые рекомендации по использованию чистоговорок и скороговорок:
чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек).
Приступать к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.
Можно предлагать детям выделять в чистоговорках отдельные слова. Например, чистоговорку «Дарья дарит Дине дыни» дети произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому.
Скороговорки можно использовать для развития речевого дыхания: сначала подбираются небольшие по объёму скороговорки, состоящие из 3–4 слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из 4–6 и более слов.
Чистоговорки и скороговорки также помогают развивать чувство ритма, память, воображение, расширять словарный запас и грамматический строй речи.
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Же-же-же – дождь давно прошел уже.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – завтра купим соль.
Ре-ре-ре – подметаем во дворе.
Ра-ра-ра – детям спать пора.
Ор-ор-ор – у нас огромный двор!
Арь-арь-арь – на столбе висит фонарь.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Усь-усь-усь – на лужайке ходит гусь.
Та-та-та – у нас дома чистота.
То-то-то – будем мы играть в лото.
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Оч-оч-оч – наступает ночь.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем желтый плащ.
Са-са-са – под кустом стоит лиса.
За-за-за – здесь привязана коза.
То-то-то – вот отличное пальто.
Ро-ро-ро – под столом стоит ведро.
Бе-бе-бе – я играю на трубе.
Ма-ма-ма – я поймал в реке сома.
Ча-ча-ча – на столе горит свеча.
Ша-ша-ша – мама кормит малыша.
Коллекция русских скороговорок и чистоговорок
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Чистоговорки с быстрым проговариванием
У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
Чистоговорки с трудными звуками
Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:
Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Жа, жа, за – вот идет коза
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
За, за, жа – мы видели ежа
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Жу, зу, зу – мы ведем козу
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Зу, жу, жу – на лужок хожу
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Зы, зы, зы – новые тазы
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Жи, жи, жи – у меня ножи
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков
и не несущие смысловой нагрузки.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Ду-до-да – гудят провода.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Же-же-же – дождь пошёл уже.
За-за-за – уходи домой коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
Ле-ле-ле – много их у нас в селе.
Ля-ля-ля – но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля – все мы любим тополя.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молока кому.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Ра-ра-ра – Кате спать пора.
Ры-ры-ры – летают комары.
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Ри-ри-ри – на ветке снегири.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Су-су-су – видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы – мы не видели осы.
Са-са-са – бегает в лесу лиса.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Си-си-си – в водоёме караси.
Ся-ся-ся – вот поймать бы карася.
Се-се-се – карасей ловили все.
Ся-ся-ся – не поймали карася.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
То-то-то – сели мы играть в лото.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
Ать-ать-ать – мы идём гулять.
Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
Чу-чу-чу – погасить пора свечу.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.
Ща-ща-ща – я несу домой леща.
Ащ-ащ-ащ – я надела плащ.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения,
в котором часто повторяется отрабатываемый звук,
несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.
Зачем у маленькой хозяйки
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб спрятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.
Лежат ежи у ёлки,
У ежат иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
В небе громко гром гремит –
Громко нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите,
Дождём грядки напоите.
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
Совершил сверчок скачок –
Заскочил он на сучок.
«Не хочу попасть в сачок,
Я не бабочка – сверчок!»
Полосатые матрасы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала,
Полосатой речка стала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В данном материале дается характеристика музыкальной игре и ее роль на развитие социальных качеств детей,а также рассматривается перечень музыкальных игр....

Игровая деятельность как средство развития внимания детей среднего дошкольного возраста
Внимание - психологический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей. Внимание - очень важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского ...

Использование математических игр как средства развития любознательности детей среднего дошкольного возраста.
Статья "Использование математических игр как средства развития любознательности детей среднего дошкольного возраста" наиболее актуальная тема, которую я использовала в своей работе с детьми ...

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

План самообразования по теме "Мнемотехника, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста. Филиал детский сад « Радуга» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Усть- Коксинская средняя общеобразовательная школа»Имени Героя
План самообразования воспитателя по теме "Мнемотехника, как средство развития речи детей среднего дошкольного Тема : «Мнемотехника как средство развития связной р...





