Вводный мастер класс по созданию мнемотаблиц
консультация по развитию речи (младшая группа)

Лапоногова Светлана

В нашем мастер-классе мы рассмотрим, как использовать мнемотаблицы для развития речи у детей, а также предложим практические упражнения и игры.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_vvodnyy.docx376.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 174 «Сказка»

Мастер-класс для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц

Составитель:

Воспитатель Лапоногова С.С.

Введение

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста — это важный аспект их общего развития. В этом возрасте дети активно осваивают язык, учатся выражать свои мысли и чувства. Одним из эффективных инструментов для поддержки этого процесса являются мнемотаблицы. В нашем мастер-классе мы рассмотрим, как использовать мнемотаблицы для развития речи у детей, а также предложим практические упражнения и игры.

Цели мастер-класса

Повысить родительскую компетентность для развития речи детей с помощью мнемотаблиц.

Задачи:

1. Познакомить с понятием мнемотаблиц и их ролью в развитии речи.
2. Предложить практические методы и игры для работы с мнемотаблицами.
3. Обсудить, как адаптировать мнемотаблицы под разные темы и возрастные группы.

1.
Теоретическая часть:


Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это
картинка, которая помогает запомнить информацию. Это может быть рисунок, схема, набор символов или даже короткая история, где каждый элемент связан с тем, что нужно запомнить.Использование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.


Picture background

Как это работает?

Дети учатся и запоминают информацию гораздо лучше, когда она становится для них интересной и понятной. Мнемотаблицы делают именно это:


Визуализация – ключ к успеху: Наш мозг отлично запоминает картинки. Вместо того, чтобы просто читать или слушать, ребенок видит перед собой образ. Например, если нужно запомнить слово "солнце", вместо простого слова, он может увидеть яркий желтый круг с лучами. Это сразу же создает более сильную связь в памяти.


Создание ассоциаций – мостик между понятиями: Мнемотаблицы учат ребенка связывать новое с уже известным. Например, если ребенок учит новое животное, ему могут показать картинку этого животного рядом с чем-то знакомым. Если это слон, то рядом может быть картинка большого дома, чтобы подчеркнуть его размер. Чем больше таких "мостиков" мы создаем, тем легче информация остается в голове.

История в картинках – увлекательное путешествие: Часто мнемотаблицы строятся как маленькая история. Каждый элемент таблицы – это шаг в этой истории. Например, при изучении последовательности событий, каждый рисунок будет изображать следующий этап. Это превращает скучное запоминание в увлекательное приключение, которое ребенок с удовольствием проходит.


Активное участие – мозг работает на полную: Когда ребенок сам участвует в создании мнемотаблицы (например, рисует ее или придумывает ассоциации), его мозг работает гораздо активнее. Он не просто пассивно получает информацию, а активно ее обрабатывает, анализирует и связывает. Это делает запоминание более глубоким и долговечным.

Пример:

 Изучение времен года: Картинка с солнцем и цветами для лета, с падающими листьями для осени, с сугробами для зимы, с просыпающейся природой для весны.

Запоминание стихов: Каждая строчка стиха может быть представлена отдельной картинкой, создавая визуальный ряд, который помогает вспомнить слова.


2. Практическая часть:

Родители совместно с детьми составляют мнемотаблицы по образцу.

Тема: "Животные в лесу"

Цель: Помочь детям запомнить названия и некоторые особенности лесных животных.

Картинки

Слово

Краткое описание / Ассоциация

Медведь, мед, лес

Медведь

Большой, любит мед, спит зимой.

Лиса, пух, лес

Лиса

Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Заяц, морковь, лес

Заяц

Быстрый, любит морковку, меняет шубку зимой

Волк, ноты, лес

Волк

Серый, живет стаей, громко воет

Белка, орехи, дерево

Белка

Рыжая или серая, прыгает по деревьям, запасает орешки

Как использовать эту мнемотаблицу с детьми:

  1. Покажите картинку: Начните с первой картинки (медведь). Спросите ребенка: "Кто это?"
  2. Назовите слово: Четко произнесите название животного: "Это медведь."
  3. Обсудите ассоциации: Прочитайте или расскажите краткое описание/ассоциацию.

 Используйте простые слова и интонацию.

«Смотри, какой он большой! Медведи очень любят сладкий мед.  (Можно показать картинку с медом).

«А еще, когда на улице холодно, медведи спят всю зиму в своей берлоге.» (Можно изобразить, как медведь спит).

  Создайте связь: Попросите ребенка повторить название животного и одну из его особенностей. «Как зовут этого большого зверя? А что он любит делать зимой?» Поощряйте ребенка использовать свои слова.

  Используйте жесты и мимику: Для каждого животного можно придумать простой жест или выражение лица. Например, для медведя – показать, как он неуклюже ходит, для лисы – приложить руку к носу, изображая хитрость, для зайца – быстро двигать ушами.

3.  Обсуждение и анализ:


После практической части обсуждаем результаты работы. Участники поделятся своими впечатлениями о созданных мнемотаблицах, расскажут о том, какие ассоциации они использовали и как это повлияло на процесс обучения.  Какие трудности возникли в процессе создания и использования мнемотаблиц, и как их можно преодолеть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по созданию анимированных физминуток

Динамическая пауза для дошкольников предназначена для снятия усталости и переключения внимания во время работы на занятии. ...

Презентация "Мастер- класс по созданию портфолио"

Философия портфолиоЗначение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе с...

Мастер – класс по созданию праздничной открытки ко «Дню Матери» (картон и бумажные салфетки) Аппликация из салфеток «Сердечко»

Назначение: подарок для мамы к празднику «День матери».Мастер-класс предназначен педагогам и родителям для изготовления с детьми от 2 лет интересных поделок из обычных бумажных  салфеток и картон...

Мастер класс по созданию мнемотаблиц

Мастер-класс для родителей: «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений  с детьми», для взаимодействия родителей - воспитателя - детей....

Мастер – класс для педагогов «Мнемотаблица, как форма развития речи детей»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. Ушин...

Мастер-класс «Мнемотехника» и «Мнемотаблицы» в ДОУ.

Мастер-класс «Мнемотехника» и «Мнемотаблицы» в ДОУ....

мастер-класс для воспитателей "Мнемотаблицы"

   Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить: у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательн...