мастер-класс для воспитателей "Мнемотаблицы"
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Горбачева Тамара Николаевна

     Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить: у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, можно и нужно использовать мнемотаблицы, ориентируясь на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Мнемотаблицы для развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель:
- ознакомление воспитателей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение компетенции воспитателей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения .
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для развития речи будущих первоклассников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, проектор.

Ход:

      Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы.

     Уважаемые воспитатели, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОО нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я в своей работе часто использую приём мнемотехники.

     Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить: у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, можно и нужно использовать мнемотаблицы, ориентируясь на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраст.

     Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».

     Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. 
    Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

     Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

      «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский .

     Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

     У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. Лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
     Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.       Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать свою речь, в которой они используют связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа

     Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

      Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка-серая, елочка-зеленая. Для детей старшего дошкольного возраста можно давать черно-белые схематические изображения. Так что не обязательно быть художником. Так же вместо рисунков, нарисованных вами, можно вставлять различные подходящие картинки, вырезанные из журналов. Можно составлять мнемотаблицы с помощью компьютера.

      Показ презентации.

      Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется следующие размеры таблиц:

Для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки ,  на 9 клеток ;

Для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток ,  на 16 клеток;

Для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16  клеток,  на 25 клеток.

     Этапы работы при заучивании стихотворений:

  1. чтение стихотворения.
  2. беседа по содержанию, разбор новых слов.
  3. рассматривание готовой таблицы (созданной взрослым).
  4. чтение стихотворения взрослым с опорой на символы.
  5. рассказывание стихотворения с опорой на символы. самими детьми с небольшой помощью взрослого.
  6. самостоятельное рассказывание стихотворения детьми с опорой на схему. 

В старшем возрасте рассказывание без опоры на таблицу и составление мнемотаблицы самостоятельно.

Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице

Описание методики

- Берем заданное на изучение стихотворение.

- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образовмнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. К. У них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Детям старшего возраста предлагаю монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Приложение 1

 Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Предлагаю вместе создать мнемотаблицу по стихотворению

Зинаида Александрова — Сарафанчик:

Сшили Тане сарафанчик —
Нет такого у подруг:
Ярко-жёлтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.

     Теперь вместе прочитаем по таблице, а затем без таблицы.

     У вас на столах стихи с таблицами, составьте мнемотаблицы к стихам самостоятельно.

Мнемотаблицы – это схемы,которые служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются мной так же

При обучении составлению описательных и творческих рассказов;

Обучение рассказыванию.

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состоит из трех этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
  2. Перекодирование информации, т. Е. Преобразование из абстрактных символов слов в образы;
  3. Рассказ по заданной теме (в младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно).

 Приложение 2

Схемы для описательных рассказов.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...