Что такое мутизм?
статья по развитию речи
Важно различать мутизм от сознательного молчания или отказа говорить. При мутизме человек хочет говорить, но не может, несмотря на физическую возможность. Это связано с глубинными психологическими причинами. Мутизм часто проявляется в конкретных ситуациях: ребенок может прекрасно разговаривать дома с семьей, но замолкать в детском саду, школе или при общении с незнакомыми людьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое мутизм?
Мутизм – это состояние, при котором человек, обладающий способностью говорить, не может произносить звуки или слова в определенных социальных ситуациях.
Важно различать мутизм от сознательного молчания или отказа говорить. При мутизме человек хочет говорить, но не может, несмотря на физическую возможность. Это связано с глубинными психологическими причинами. Мутизм часто проявляется в конкретных ситуациях: ребенок может прекрасно разговаривать дома с семьей, но замолкать в детском саду, школе или при общении с незнакомыми людьми.
Существует несколько форм мутизма:
- Избирательный мутизм: Наиболее распространенная форма, при которой человек молчит в определенных социальных ситуациях, но может свободно общаться в других.
- Тотальный мутизм: Встречается реже и характеризуется полным отсутствием речи в любых ситуациях.
- Ситуативный мутизм: Временное состояние, возникающее после травмирующего события.
Стратегии преодоления мутизма
Преодоление мутизма – это комплексный процесс, требующий терпения, последовательности и командной работы логопеда, психолога, родителей и педагогов. Логопед играет одну из ключевых ролей в преодолении мутизма. Его задачи включают:
- Диагностика: Определение формы мутизма, выявление сопутствующих речевых нарушений, оценка уровня речевого развития.
- Создание безопасной среды: Формирование доверительной атмосферы, в которой ребенок чувствует себя комфортно и безопасно для начала коммуникации.
- Постепенное вовлечение в речь: Применение различных техник для стимулирования речевой активности.
- Работа над артикуляцией и звукопроизношением: Если присутствуют речевые дефекты, логопед занимается их коррекцией.
- Развитие коммуникативных навыков: Обучение ребенка способам невербального общения, а затем постепенное переключение на вербальное.
Методы логопедической работы:
- Создание доверительных отношений: Прежде всего, логопед устанавливает контакт с ребенком, проявляя терпение, доброжелательность и эмпатию. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и понимают.
- Непрямое стимулирование: Вместо прямого требования говорить, логопед использует игровые методы:
- Совместные игры: Игры, в которых ребенок может участвовать без необходимости говорить (например, игры с куклами, машинками, конструктором). Логопед комментирует действия ребенка, задает вопросы, но не настаивает на ответе.
- Использование невербальных средств: Жесты, мимика, карточки с изображениями, пиктограммы могут помочь ребенку выразить свои мысли и желания.
- "Звукотерапия": Начало работы с беззвучными звуками, шепотом, а затем постепенное наращивание громкости.
- Постепенное введение речи:
- "Пассивное" говорение: Ребенок слушает, как логопед говорит, комментирует его действия.
- "Проговаривание" в игре: Ребенок может "озвучивать" персонажей игры, издавать звуки.
- Ответы односложными словами: Постепенно подталкивать к ответам "да", "нет", "хочу".
- Использование "сценариев": Заученные фразы в рамках игры или ситуации.
- Системная десенсибилизация: Постепенное увеличение стрессогенности ситуации, в которой ребенок должен говорить. Начинается с минимального присутствия других людей, затем увеличивается их количество и степень взаимодействия.
- Работа с семьей:
- Информирование родителей: Объяснение природы мутизма, причин его возникновения, важности терпения и последовательности.
- Обучение родителей техникам: Родители должны знать, как поддерживать ребенка дома, как стимулировать его речь, как реагировать на его молчание.
- Создание благоприятной атмосферы: Родителям важно избегать давления, критики, наказаний за молчание.
- Взаимодействие с педагогами:
- Информирование педагогов: Объяснение особенностей ребенка, важности создания поддерживающей среды в классе.
- Разработка индивидуального подхода: Помощь педагогам в адаптации учебного процесса, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
Мутизм – это не приговор. При правильном подходе, своевременной помощи специалистов и поддержке близких, люди, страдающие от мутизма, могут научиться свободно общаться и жить полноценной жизнью. Логопедия, в сочетании с психологической поддержкой, открывает путь к преодолению этого сложного состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...
НОД из раздела"Формирование целостной картины мира" на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо".
Занятие из раздела " Формирование целостной картины мира" Социализация. Нравственное воспитание детей....
