Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у волшебника Речевика».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соломка Анастасия Андреевна

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «В гостях у волшебника Речевика».

Подготовила: воспитатель МДОУ детский сад №30 Соломка А.А.

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.

Задачи:

  • Формировать умения обобщать, классифицировать;
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;
  • Упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, интерес и мотивацию

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, словесные, наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).

Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, словесные, наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).

Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: разрезная картинка (ключ), слайды для задания «Что лишнее?», мяч, шоколадные медальки

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас здоровыми, весёлыми! У меня сегодня с утра хорошее настроение? А какое настроение у вас? Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны с вами чаще улыбаться и помогать друг другу! Предлагаю вам взяться за руки и произнесите слова: «Влево – вправо повернись и друг другу улыбнись». Улыбнулись друг другу, сейчас улыбнитесь, мне! Я улыбнулась вам! Вот видите, как здорово получилось.

Сюрпризный момент: Ребята, нам в группу сегодня почтальон принёс письмо от волшебника Речевика: «Здравствуйте, ребята. Давно я наблюдал за тем, как вы хорошо занимаетесь. Я приготовил вам подарки. Но лежат они в сундуке. А сундук закрыт на замок. Ключ можно получить, выполняя задания. Для этого я приглашаю вас в страну Красивой речи»

Ребята, хотите получить подарки от Волшебника? (ответы детей). Что для этого надо сделать? Куда мы с вами отправимся? Правильно, мы отправимся в страну красивой речи. Но вот и первая сложность: на чём мы туда отправимся?

Разминка на слова «Назови ласково»

Взрослые ездят на машине, а дети … (на машинке)

Взрослые плавают на корабле, а дети … (на кораблике)

Взрослые летают на вертолёте, а дети … (на вертолётике)

Как одним словом назвать машину, корабль, вертолёт? (транспорт)

- Молодцы!

Основная часть: ребята, а вы загадки любите? Попробуем отгадать загадку, и получим ответ, на чём же мы с вами будем сегодня путешествовать.

Слушаем внимательно загадку:

Он в безбрежном океане,

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром. (Самолёт)

Правильно, самолёт!

А на двери самолёта – висит замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.Пальчиковая гимнастика под прочтение стишка. Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

(ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Кто его открыть бы мог?

(не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)

Постучали, Покрутили,

(тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)

Потянули… и открыли!

(резко отпуская руки, разводите их широко в стороны)

Замок, мы открыли, молодцы! Полетели, все готовы?

Выполняем за мной Логоритмическое упражнение:

Руки в стороны – в полёт - отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд - полетел наш самолёт.

Левое крыло вперёд - повернул наш самолёт.

Мы летели высоко – руки вверх, так летел наш самолёт.

Мы летели низко – руки на уровне плеч, так летел наш самолёт.

Мы летели далеко – ладошки рук ко лбу, так летел наш самолёт.

Прилетели близко – руки вниз, присели, так приземлился самолёт.

Вот мы с вами и оказались в стране Красивой Речи.

Сначала мы с вами отправимся в город Рифмовка. Жители этого города подготовили для задание.

Игра «Доскажи словечко»

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (ЛИСУ)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота... (ГОЛ)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из... (ЛЕЙКИ)

Верещунья, белобока,

И зовут её... (СОРОКА)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно... (КАРАНДАШ)

Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе... (ПЯТЬ)

Вы молодцы, справились с первым заданием. За то, что вы правильно выполнили задание, жители города «Рифмовка» дарят вам первую часть ключа. А мы отправляемся в следующий город «Обобщение».

Второе задание: «Что лишнее?»

  1. Ананас, банан, тыква, слива
  2. Олень, кошка, гусь, лошадь
  3. Шкаф, диван, стол, стиральная машина
  4. Машина, автобус, тачка, самолет
  5. Горох, абрикос, баклажан, помидор
  6. Сковородка, кастрюля, кружка, стол
  7. Шапка, тапочки, ботинки, резиновые сапоги.

Воспитатель: Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность жители города «Обобщение» дарят вам вторую часть ключа. Чтобы вы не потеряли части ключа, предлагаю их складывать в эту сумочку.

Воспитатель: Дальше наш путь пойдёт через реку, она называется «Наоборот».

Чтобы её перейти, нам надо выполнить следующее задание:

Упражнение «Скажи, наоборот»

День – ночь,

Сахар – соль,

Чистота – грязь,

Зима – лето,

Потолок – пол,

Узкая – широкая,

Длинное – короткое,

Сильный – слабый,

Весёлая – грустная,

Высокий – низкий,

Смеётся – плачет,

Лежит – сидит,

Закрыть – открыть,

Взлетает – садится.

Воспитатель: Вот мы и перешли через реку, ребята, а как она называлась, правильно «Наоборот» и оказались с вами на Ласковой поляне. Здесь живут очень добрые жители.

Поиграем в игру «Назови ласково»? (игра с мячом).

Птица – птичка, дерево – деревце, сказка – сказочка, рука – ручка, ручей – ручеёк, ребенок – ребёночек, кольцо – колечко, сердце – сердечко, стол – столик, кошка – кошечка, мама – мамочка, дети-деточки…

Молодцы, вам понравились ласковые слова? (Да)

Да, ласковое, доброе слово душу согревает. А как вас дома называют, какими ласковыми словами? Дети перечисляют

Жители Ласковой поляны дарят вам третью часть ключа.

Игра «Разрезные картинки»

Сундук откроется, только если вы правильно соберёте ключ. Дети собирают ключ из частей.

Дети открывают сундук. В сундуке шоколадные медали.

Ребята, предлагаю вам вернуться обратно в детский сад.

Заключительная часть (Рефлексия)

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Красивой речи и получили подарки от профессора Речевика. Вам понравилось путешествие? А сейчас, я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданием – пусть возьмёт звёздочку, а кто считает, что не всё у него сегодня получилось – тот пусть возьмёт флажок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у лесных зверей"

Воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".

В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация &q...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « В гостях у Незнайки»

Конспект занятия в старшей группе направлен на развитие у детей способности отгадывать загадки, опираясь на логическое мышление. Кроме того. дети учатся выделять признаки загадывемого объекта и тем са...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у зимушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у зимушки» Цель: обобщить и систематизировать знания о зиме, через приёмы развития связной речи, и развитие словаря. Задачи: Развивать...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "В гостях у профессора Речевика"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "В гостях у профессора Речевика"...

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»

Цель :Развивать речь, внимание, воображение.Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.Развивать речь детей, расширять активный словарь, а...