Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация "Многозначные слова". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_posuda.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе  по теме «Посуда».

 «В гости к бабушке Федоре».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- закреплять представления о посуде, её назначении, частях, из которых она состоит;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- закреплять навык составления рассказа-описания.

Коррекционно-развивающие:

- развивать диалогическую речь, закреплять навык давать ответ полным предложением;

- развивать физиологическое дыхание;

- тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;

- совершенствовать зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: чайник, чашка с блюдцем, разрезные картинки из 8 частей, корзинка, дыхательные тренажёры (плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты).

Ход занятия. За дверью слышится мяуканье котёнка.

Воспитатель. Ребята, что это за звуки? Кто их издаёт? Пойдём посмотрим.

Появляется кот Федот (ребёнок в костюме кота).

Воспитатель. О, да это кот Федот! Здравствуй, котик! Ты в гости к нам пришёл? А почему такой грустный?

Кот Федот. Здравствуйте, ребята! Меня зовут кот Федот. Я пришел к вам из сказки «Федорино горе» за помощью. У моей хозяйки, бабушки Федоры, большое горе. Вся посуда ушла и я не знаю, что делать. Вы поможете мне отыскать посуду? Хотя, может вы и не знаете, что такое посуда? (Плачет).

Воспитатель. Котик, не надо плакать. Мы с ребятами обязательно тебе поможем. Но сначала, ребята, назовите, какую посуду вы знаете? (Ответы детей).

А ещё ребята знают, для чего нужна посуда. Например, чашка нужна для того, чтобы … (Пить чай, воду). Кастрюля нужна для того, чтобы …(Варить суп, борщ). Сковорода нужна для того, чтобы …(жарить котлеты).

Кот Федот. Ой, какие молодцы! А вы, правда мне поможете?

Воспитатель. Конечно, поможем. Мы очень любим сказки, а путешествовать по сказкам ещё интересней. Ребята, а на чём мы отправимся в путешествие?

  Дети предлагают различные виды транспорта, например самолёт.

На волшебном самолёте? А чтобы самолёт взлетел, нужно подкачать колёса и заправить керосином.

   Качаем колёса: с-с-с-с.

   Дети выполняют упражнение «Насос».

  Заправляем мотор керосином: ш-ш-ш-ш.

  Вытягиваем руки в стороны и  летим: у-у-у-у.

      Вот мы и в сказке. Посмотрите, как здесь красиво. Но где же спряталась посуда? Давайте отыщем её.

      Дети расходятся по «сказочной полянке», видят домик, заходят в него   и находят чайник.

                       Составление описательного рассказа.

   Воспитатель. Что вы нашли? (Чайник). Какой он по цвету? (Синий). Из каких частей он состоит? Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка, донышко). Для чего он нужен? (Чтобы пить чай.) Вот послушайте, какой рассказ у нас получился: «Это чайник, он синий. У него есть ручка, носик, крышка и донышко. Чайник нужен для того, чтобы пить чай ».

      Чайник кладут в корзину и дети снова идут искать посуду. О найденных чашке с блюдцем составляется описательный рассказ.

А теперь кот Федот предлагает отдохнуть и поиграть в игру «Помощники».

Дети становятся в круг и выполняют пальчиковую игру «Помощники» (автор Н.В. Нищева).

Раз, два, три, четыре. (Дети попеременно хлопают кулачками, ладошками)

Мы посуду перемыли: (Скользят ладошкой по ладошке)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы, начиная с мизинчика)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, (Скользят ладошкой по ладошке)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальцы)

Нос у чайника отбился,

Ковшик тоже развалился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Попеременно хлопки:  кулаками -  ладошками).

Кот Федот, а не про тебя ли эта игра? А ну-ка, котик, подойди к нам, поиграй с нами. (Презентация по теме «Посуда»: д/и «Один-много», «Четвёртый лишний», «Договори словечко», многозначные слова по теме – носик, горлышко, ручка).

Воспитатель заглядывает под «кочку», на которой сидел кот, и достаёт «разбитую посуду»  (разрезные картинки). Ребята, что это?

Дети. Разбитая посуда.

Воспитатель. Что же делать? Давайте попробуем её склеить?

Дети проходят к столам и собирают разрезанные картинки.

Воспитатель. Молодцы. Отлично поработали, всю посуду собрали. А теперь можно идти к Федоре.

Входит Федора (воспитатель).

Здравствуй, бабушка Федора!

Мы нашли твою посуду. (Отдаёт корзину с посудой.)

  Федора. Здравствуйте, ребятки! Как я рада видеть вас. И посуду мою отыскали?! Вот спасибо. Проходите, я вас чаем угощу. Вот только на плиту поставлю чайник.

Воспитатель. Бабушка Федора, пока чай греется, мы с ребятами хотим показать, какую посуду мы принесли тебе.

Координация речи с движением «Посуда» (автор Н.В. Нищева).

 Вот  большой пузатый чайник.

 Дети ставят одну руку на пояс, вторую вытягивают вперёд - это « носик ».

 Очень важный он начальник.

 Вот фарфоровые чашки-

 Приседают, поставив одну руку на пояс.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца-

Кружатся, вытянув руки в стороны.

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки-

Смыкают руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Федора. Ой, какие молодцы. Проходите за стол и угощайтесь чаем. Только будьте осторожны - чай очень горячий.

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы чай быстрей остыл?

Дети. Подуть на него.

Воспитатель. Правильно. Сделайте вдох и подуйте на пар, не раздувая щеки, вытянув губы трубочкой. (Дети выполняют).

Спасибо, бабушка Федора, за угощение. Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель».

Познакомить детей с историей появления мебели, люди каких профессий участвуют в изготовлении мебели......

Конспект занятия по развитию речи для детей «В гостях у бабушки Федоры»

Закрепить знания детьми сказки К. Чуковского «Федорино горе». Расширять знания детей о посуде и кухонной утвари: название, части предметов, назначение....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"

конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " В деревне у бабушки и дедушки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учётом ФГОС....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе,лексическая тема "Грибы"

Цель:- Уточнить знания детей с ОНР о грибах;Коррекционно-образовательные задачи данной НОД :Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация слова...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»...