Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация "Многозначные слова". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_teme_posuda.docx17.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по развитию речи в старшей группе  по теме «Посуда».

     «В гости к бабушке Федоре».

    Задачи

    Коррекционно-образовательные:

    - закреплять представления о посуде, её назначении, частях, из которых она состоит;

    - совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

    - закреплять навык составления рассказа-описания.

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать диалогическую речь, закреплять навык давать ответ полным предложением;

    - развивать физиологическое дыхание;

    - тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;

    - совершенствовать зрительное внимание.

    Коррекционно-воспитательные:

    - формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

    Оборудование: чайник, чашка с блюдцем, разрезные картинки из 8 частей, корзинка, дыхательные тренажёры (плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты).

    Ход занятия. За дверью слышится мяуканье котёнка.

    Воспитатель. Ребята, что это за звуки? Кто их издаёт? Пойдём посмотрим.

    Появляется кот Федот (ребёнок в костюме кота).

    Воспитатель. О, да это кот Федот! Здравствуй, котик! Ты в гости к нам пришёл? А почему такой грустный?

    Кот Федот. Здравствуйте, ребята! Меня зовут кот Федот. Я пришел к вам из сказки «Федорино горе» за помощью. У моей хозяйки, бабушки Федоры, большое горе. Вся посуда ушла и я не знаю, что делать. Вы поможете мне отыскать посуду? Хотя, может вы и не знаете, что такое посуда? (Плачет).

    Воспитатель. Котик, не надо плакать. Мы с ребятами обязательно тебе поможем. Но сначала, ребята, назовите, какую посуду вы знаете? (Ответы детей).

    А ещё ребята знают, для чего нужна посуда. Например, чашка нужна для того, чтобы … (Пить чай, воду). Кастрюля нужна для того, чтобы …(Варить суп, борщ). Сковорода нужна для того, чтобы …(жарить котлеты).

    Кот Федот. Ой, какие молодцы! А вы, правда мне поможете?

    Воспитатель. Конечно, поможем. Мы очень любим сказки, а путешествовать по сказкам ещё интересней. Ребята, а на чём мы отправимся в путешествие?

      Дети предлагают различные виды транспорта, например самолёт.

    На волшебном самолёте? А чтобы самолёт взлетел, нужно подкачать колёса и заправить керосином.

       Качаем колёса: с-с-с-с.

       Дети выполняют упражнение «Насос».

      Заправляем мотор керосином: ш-ш-ш-ш.

      Вытягиваем руки в стороны и  летим: у-у-у-у.

          Вот мы и в сказке. Посмотрите, как здесь красиво. Но где же спряталась посуда? Давайте отыщем её.

          Дети расходятся по «сказочной полянке», видят домик, заходят в него   и находят чайник.

                           Составление описательного рассказа.

       Воспитатель. Что вы нашли? (Чайник). Какой он по цвету? (Синий). Из каких частей он состоит? Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка, донышко). Для чего он нужен? (Чтобы пить чай.) Вот послушайте, какой рассказ у нас получился: «Это чайник, он синий. У него есть ручка, носик, крышка и донышко. Чайник нужен для того, чтобы пить чай ».

          Чайник кладут в корзину и дети снова идут искать посуду. О найденных чашке с блюдцем составляется описательный рассказ.

    А теперь кот Федот предлагает отдохнуть и поиграть в игру «Помощники».

    Дети становятся в круг и выполняют пальчиковую игру «Помощники» (автор Н.В. Нищева).

    Раз, два, три, четыре. (Дети попеременно хлопают кулачками, ладошками)

    Мы посуду перемыли: (Скользят ладошкой по ладошке)

    Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы, начиная с мизинчика)

    И большую поварёшку.

    Мы посуду перемыли, (Скользят ладошкой по ладошке)

    Только чашку мы разбили, (Загибают пальцы)

    Нос у чайника отбился,

    Ковшик тоже развалился,

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    Так мы маме помогали. (Попеременно хлопки:  кулаками -  ладошками).

    Кот Федот, а не про тебя ли эта игра? А ну-ка, котик, подойди к нам, поиграй с нами. (Презентация по теме «Посуда»: д/и «Один-много», «Четвёртый лишний», «Договори словечко», многозначные слова по теме – носик, горлышко, ручка).

    Воспитатель заглядывает под «кочку», на которой сидел кот, и достаёт «разбитую посуду»  (разрезные картинки). Ребята, что это?

    Дети. Разбитая посуда.

    Воспитатель. Что же делать? Давайте попробуем её склеить?

    Дети проходят к столам и собирают разрезанные картинки.

    Воспитатель. Молодцы. Отлично поработали, всю посуду собрали. А теперь можно идти к Федоре.

    Входит Федора (воспитатель).

    Здравствуй, бабушка Федора!

    Мы нашли твою посуду. (Отдаёт корзину с посудой.)

      Федора. Здравствуйте, ребятки! Как я рада видеть вас. И посуду мою отыскали?! Вот спасибо. Проходите, я вас чаем угощу. Вот только на плиту поставлю чайник.

    Воспитатель. Бабушка Федора, пока чай греется, мы с ребятами хотим показать, какую посуду мы принесли тебе.

    Координация речи с движением «Посуда» (автор Н.В. Нищева).

     Вот  большой пузатый чайник.

     Дети ставят одну руку на пояс, вторую вытягивают вперёд - это « носик ».

     Очень важный он начальник.

     Вот фарфоровые чашки-

     Приседают, поставив одну руку на пояс.

    Очень хрупкие бедняжки.

    Вот фарфоровые блюдца-

    Кружатся, вытянув руки в стороны.

    Только стукни - разобьются.

    Вот серебряные ложки-

    Смыкают руки над головой.

    Голова на тонкой ножке.

    Федора. Ой, какие молодцы. Проходите за стол и угощайтесь чаем. Только будьте осторожны - чай очень горячий.

    Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы чай быстрей остыл?

    Дети. Подуть на него.

    Воспитатель. Правильно. Сделайте вдох и подуйте на пар, не раздувая щеки, вытянув губы трубочкой. (Дети выполняют).

    Спасибо, бабушка Федора, за угощение. Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель».

    Познакомить детей с историей появления мебели, люди каких профессий участвуют в изготовлении мебели......

    Конспект занятия по развитию речи для детей «В гостях у бабушки Федоры»

    Закрепить знания детьми сказки К. Чуковского «Федорино горе». Расширять знания детей о посуде и кухонной утвари: название, части предметов, назначение....

    конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"

    конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС "В деревне у бабушки и дедушки"...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " В деревне у бабушки и дедушки"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учётом ФГОС....

    конспект занятия по развитию речи в старшей группе,лексическая тема "Грибы"

    Цель:- Уточнить знания детей с ОНР о грибах;Коррекционно-образовательные задачи данной НОД :Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация слова...