Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Поможем бабушке Федоре".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Щепалина Елена Валерьевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Поможем бабушке  Федоре".

 

Цель: Закрепить знания детей о разных видах посуды (столовая, кухонная, чайная), её назначении, материалах, из которых она сделана.

 

Задачи:

    Образовательные:

  1. Учить классифицировать посуду.
  2. Закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные.
  3. Вводить в активный словарь детей слова: фарфоровая, глиняная, супница, молочник.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей собирать целый предмет из частей.
  2. Развивать: память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

   Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь.
  2. Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать её в чистоте.
  3. Совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия» г. Дно

филиал детский сад «Теремок»

https://grizly.club/uploads/posts/2023-02/1675374905_grizly-club-p-fedorino-gore-klipart-13.jpg

Разработала:

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Щепалина

Елена Валерьевна

2023 г.

Цель: Закрепить знания детей о разных видах посуды (столовая, кухонная, чайная), её назначении, материалах, из которых она сделана.

Задачи:

    Образовательные:

  1. Учить классифицировать посуду.
  2. Закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные.
  3. Вводить в активный словарь детей слова: фарфоровая, глиняная, супница, молочник.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей собирать целый предмет из частей.
  2. Развивать: память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

   Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь.
  2. Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать её в чистоте.
  3. Совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Материал: предметы чайной, столовой, кухонной посуды, предметные картинки посуды, мяч, разрезные картинки посуды.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Посуда»
  • Составление рассказов-описаний о предметах посуды, используя схему

Методы и приёмы: сюрпризный момент – письмо от посу4ды; загадывание загадки; дидактические игры: «Поставим посуду на место», «Собери посуду», «Из чего сделана посуда».

Оборудование: конверт с заданиями; картинки с изображением предметов посуды; картинки с изображением плиты, стола и буфета; разрезные картинки посуды; мяч.

НОД

                                    В группу к детям вбегает взволнованная Федора

Федора: Ой, какое горе, какое горе!

             

Воспитатель: Что случилось? Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете нам?

            

Федора: Разве вы меня не узнали? Я же Федора!

             

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? З какой сказки? Кто написал это произведение?

        Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

Воспитатель: Почему же она плачет? Может быть заболела?

              Дети: От неё убежала посуда, потому что она её не мыла.

Федора: (плачет) Ой, не мыла я посуду, не любила я её, а она взяла и убежала в лес. Убежала и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать, устала…

Воспитатель: Что же делать Как же бабушке помочь?

              Дети: Догнать посуду, попросить прощения, написать письмо.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на столе лежит письмо, интересно, для кого оно? (Разглядывает). Бабушка Федора! (Удивлённо) Да ведь это письмо для тебя! (Отдаёт)

Федора: (открывает конверт и читает )- Здесь какая-то загадка!

                                          Ты не сядешь за обед

                                         Если в доме меня нет.

(Задумчиво) – Ничего не понимаю! Что это?

Воспитатель: Ребята, а вы догадались? Давайте поможем Федоре отгадать загадку.

              Дети: Посуда

Воспитатель: А как вы догадались?

              Дети: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

Воспитатель: А для чего нужна посуда?

              Дети: Чтобы пить, есть, готовить.

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется: «Для чего нужна посуда»

              Если б не было посуды,

             Нам пришлось бы очень худо.

            Мы бы тут же из людей

           Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

            К счастью, помогает всюду

           Нам различная посуда:

          На неё еду кладут,

         Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут!

        Воспитатель: Федора, да ведь письмо- то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай!

Федора: (читает ) – «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдёшь ты их в конверте» - (После этих слов Федора начинает плакать) – Как же я выполню здания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнять, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?

Воспитатель: Ребята, поможем Федоре ?

              Дети: Поможем!

Воспитатель: Да, настроение к тебя, Федора, грустное, даже художник нарисовал твой портрет с грустным лицом. Дети, давайте покажем, какое лицо у Федоры(показ).

 (Обращается к Федоре) – Мы постараемся выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась! И тогда настроение у тебя обязательно будет весёлое и радостное. – Федора, а ты знаешь, как ухаживать за посудой?

    Федора: Нет!

Воспитатель: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботиться о посуде и выполним первое задание.

              Дети: Посуду нужно мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.

Воспитатель: Запомнила? Тогда мы тебе откроем один маленький секрет, как нужно ухаживать за посудой, это очень просто, послушай.

    Сначала нужно тарелки и чашки освободить от остатков пищи, затем помыть горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем хорошо прополоснуть, вытереть и поставить в шкаф.

      Я с посудой осторожна, ведь разбить посуду можно.

    Я носить и ставить буду аккуратно всю посуду.

Воспитатель: Ну что, Федора, будешь беречь посуду ?

              Федора: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

                             Буду, буду я посуду и любить и уважать!

Воспитатель: Теперь Федора знает, как ухаживать за посудой! – Не будем терять времени, ведь скоро зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесёт. Ты, Федора, посиди, отдохни, а мы к делу приступим.

- На кухне у бабушки много разной посуды. Есть кухонная посуда (картинка). Назовите её

 - Для чего она нужна? (Для приготовления пищи). Ещё раз уточним, какая это посуда?..

 -  Есть   столовая посуда.  Мы ею пользуемся, когда принимаем пищу (картинка).

    - Назовите предметы столовой посуды.

    - Повторим, как называется эта посуда.     

- А есть посуда, которой мы пользуемся, когда пьём чай (картинка) 

  - Как называется эта посуда?  - Назовите предметы чайной посуды. Вспомним, какая это посуда….

 - А сейчас, выполним следующее задание, наведём порядок у Федоры  «Поставим посуду на место».

  - Кухонную – на плиту

 - Столовую – на стол

  - Чайную – в буфет

  ( Дети выбирают предметные картинки с изображением посуды и расставляют её по местам – Это чайник, я его поставлю на плиту, потому что это кухонная посуда, а чашку поставлю в буфет, потому что это чайная посуда)…

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Правильно расставили посуду. Теперь у неё порядок.

   - А теперь – третье задание.

  - Когда посуда убегала от Федоры, она разбилась, раскололась на части. Давайте поможем Федоре и соберём всю её посуду. А вы нам потом скажите, что собрали.

                         

                                 Проводится игра: «Собери посуду»

    Дети подходят к столам и парами собирают посуду)

Воспитатель: Молодцы предмет посуды вы собрали? Какого цвета? Молодцы! Вся посуда собрана. Кому вы помогли склеить посуду? … Довольна Федора!

   - А теперь, можно посуду помыть. Федора, ты, наверно, посуду не мыла, давай мы поможем и покажем, как это нужно делать.

                Проводится пальчиковая гимнастика «Помощники»

                                       Мы посуду для Федоры

                                      Вымоем без уговоров:

                                     Моем вилку, чашку, ложку, сковородку, поварёшку,

                                    Моем блюдца и стакан, и закроем крепко кран.

- Вся посуда перемыта, приятно посмотреть!

- Продолжим наводить порядок у Федоры. – Она приготовила для вас следующее задание, но что-то напутала. – Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее?

                             Проводится игра: «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились!

   - Федора, посуды у тебя много, а ты знаешь, из какого материала она сделана? Нет?  Тогда слушай!      - Выполняем следующее задание.

                                  Проводится игра: «Из чего сделана посуда?»

              Ложка из дерева – деревянная

             Чашка из фарфора – фарфоровая

             Ваза из хрусталя – хрустальная

            Графин из стекла – стеклянный

           Нож из стали – стальной

           Миска из глины – глиняная

          Маслёнка из пластмассы – пластмассовая

          Тёрка из металла – металлическая

Воспитатель: Молодцы! Посуда может быть сделана из разных материалов.

 - Ну что, Федора! Давай следующее задание.

Федора: (Заглядывает в конверт) – Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили!  (Удивлённо)  - Ну и молодцы! Помогли мне!

Воспитатель: Федора, слышишь какой-то шум?.... Да это же посуда к тебе вернулась!

             Вносится стол, накрытый сверху скатертью – стол сервирован, в центре чайник

Воспитатель: Смотри, Федора, чай уже готов!

Федора: А у меня к чаю и угощение найдётся!  (Достаёт корзинку с угощением)

Воспитатель: Если всё готово, можно и к столу всех приглашать!

    - Ребята, посмотрите, а лицо на портрете изменилось… какое стало? (Радостное, весёлое..)

                 

 РЕФЛЕКСИЯ

                         - Ребята, кому мы сегодня помогали?

                          - Что мы делали для того, чтобы посуда вернулась?

                          -Что вам больше всего запомнилось?....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Поможем Весне».

Программное содержание:Цель: Формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления де...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: " Поможем Буратино"

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Веселый герой Буратино в интересной для ребят форме  поможет продолжить знакомство с литературным творчеством-стихами, загадкам...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Поможем цветику-семицветику"

Конспект занятия содержит различные дидактические игры,направленные на развитие речи дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Мише подготовиться к школе » (компенсирующая группа)

Вы знаете, к нам в группу сегодня утром принесли письмо от мальчика по имени Миша. Он пишет, что его не берут в школу, так как он ничего не знает, ничего у него не получается и просит ребят группы &la...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Поможем Весне

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе  Поможем Весне...