Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Мише подготовиться к школе » (компенсирующая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вы знаете, к нам в группу сегодня утром принесли письмо от мальчика по имени Миша. Он пишет, что его не берут в школу, так как он ничего не знает, ничего у него не получается и просит ребят группы «Ромашки» помочь ему».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_mishe.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Мише подготовиться к школе »

(компенсирующая группа)

Цель: Формирование грамматического строя речи, связной речи, закрепление знаний полученных на занятиях.

Задачи:

Образовательные:

-Продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение.

-Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине), выделять его при произношении. -Закреплять знания детей о словах предметах, умение отнести его к вопросу Кто? или Что?

-Закреплять умение называть слова в единственном и множественном числе, слова с противоположным значением.

Закреплять умение называть слова с заданным начальным слогом.

Развивающие:

-Продолжать развивать фонематический слух, речь.

-Развивать познавательный интерес, внимание, память.

-Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве по словесному указанию, инструкции данной воспитателем.

Воспитательные:

-Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания к ближнему.

Предварительная работа:

Разучивание речевой разминки, слов физкультминутки; написание конспекта; изучение методической литературы

Материалы и оборудование:

4 письма в конвертах, три плаката с изображением домиков, картинки со звуком [ш] в разных позициях, две корзины разного цвета, наборы карточек с одушевленными и неодушевленными предметами; квадраты синего, зеленого и красного цвета для демонстрации на доске и для раздаточного материала; карточки со словами «Миша», «шишки», карточки со слогами ша, шу, ши, коробка с шоколадками.

Сюрпризный момент:

Письмо от мальчика по имени Миша.

Ход занятия:

Дети заходят в группу

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

1.Первое задание:

Логоритмика на звук [ш].

«Рассыпались по коврику»: (Выполняют движения в соответствии со словами)

Мы пошли, пошли, пошли (ходьба на месте)

Шишку взяли малыши (наклонились)

Дальше мы опять пошли (ходьба на месте)

Что растет здесь? Камыши.

Ветер дует ш-ш-ш

Зашумели камыши (наклоны в стороны)

Ну а мы опять пошли (ходьба на месте)

И к игрушкам подошли

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (прикладывают указательный палец к губам – жест «тише»)

Мы пошли, пошли, пошли

На места к себе пришли

Потянулись, улыбнулись

И уселись помогать.

(Дети садятся на свои места.)

Сели, ножки поставили вместе, спинки выпрямили.

«Скажите, какой звук вы слышали чаще других? …([ш])

Правильно! Это звук [ш]. Молодцы!»

Ребята, давайте вспомним чем буквы отличаются от звуков?... (Буквы мы пишем, читаем, а звуки произносим и слышим)

Какие бывают звуки?... (гласные и согласные, твердые и мягкие)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?... (согласные мы произносим с преградой, а гласные протяжно без преград)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? …(красным цветом)

Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?... (твердые – синим цветом, мягкие – зеленым цветом)

Какие согласные звуки всегда только твердые?... ([ж] [ш] [ц])

Какие согласные звуки всегда только мягкие?...([щ] [ч] [й])

Молодцы!

2.Второе задание:

«Вы знаете, к нам в группу сегодня утром принесли письмо от мальчика по имени Миша. Он пишет, что его не берут в школу, так как он ничего не знает, ничего у него не получается и просит ребят группы «Ромашки» помочь ему».

Воспитатель: «Ну что, ребята, вы согласны помочь Мише?»…(Да)

На доске три домика. В первом схема со звуком [ш] в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце слова. Воспитатель показывает картинки с предметами, в названии которых есть звук [ш] в разных позициях. Необходимо отправить их в свои домики. Шапка, шарф, шкаф, вишня, чашка, кошка, ландыш, камыш, душ. При произнесении слова выделять звук [ш].

«Вы знаете, Миша не умеет различать место звука в слове. Давайте покажем Мише, как это делается. Посмотрите на доску. Здесь изображены три домика. В каждом домике по три квартиры. Но в них нет жильцов. Нужно их заселить. Под каждым домиком находится схема слова. Я буду показывать вам карточки с предметами, в названии которых есть звук [ш]. Если звук [ш] слышится в начале слова, нужно поселить его в первый домик. Если этот звук слышится в середине слова, то нужно его поселить во второй домик. Если звук [ш] слышится в конце слова, то следует отправить его в третий домик».

«Я так рада, что вы справились и с этим заданием! Значит можно переходить к следующему, чтобы помочь Мише.

3.Третье задание: Звукобуквенный разбор слов: Миша, шишки, школа. Деление их на слоги, определение ударного слога, перенос ударения, прочтение слова с перенесенным ударением и чтение слова нормативно.

На доске карточки со словами «Миша», «шишка» .

«Миша просит научить его определять какие звуки в словах – гласные или согласные, твердые или мягкие. На доске написаны два слова. Надя, прочитай первое слово.» (Миша) «Хорошо. Ребята, как вы думаете почему слово Миша написано с заглавной буквы «М» (эм).(Это имя. Имена пишутся с заглавной буквы).

«Правильно! Как мы определяем, сколько слогов в слове? (Сколько гласных звуков столько и слогов) Сколько слогов в этом слове?...(два) Молодцы!

Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово.» Какой слог ударный – первый или второй? Молодцы!

Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова. Лера, помоги, пожалуйста, выходи к доске. В нижнем ряду находятся квадраты красного, синего и зеленого цвета. Под каждым звуком нужно поставить квадрат нужного цвета. Первая буква в этом слове эМ . Какой звук обозначает буква эМ ?([м]) Это гласный или согласный?...(согласный) Твердый или мягкий?...(мягкий) Значит квадрат какого цвета нужно поставить?...(зеленый) Правильно. Вторая буква в слове И. Какой звук обозначает буква И...([и]) Это гласный или согласный?...(гласный) Значит какого цвета квадрат нужно поставить?...(красный) Третья буква в слове Ша. Какой звук обозначает буква Ша? ([ш]. Это согласный твердый звук, квадрат синего цвета) Четвертая буква в слове А. Какой звук обозначает буква А? ([а]. Это гласный звук, квадрат красного цвета) Затем делают звуковой анализ слова шишки с помощью квадратов красного, синего и зеленого цвета и делят их на слоги. «Ребята, скажите, правильно ли Надя определила, что в слове «шишка» первый звук [ш] твердый?» (Да, звук [ш] всегда твердый)

Дети садятся на свои места.

«А теперь попробуем составить предложение с данными словами и составим схему этого предложения.» (Миша сорвал шишку)

«Здорово! И это задание вы выполнили верно!»

 «Молодцы ребята, задание выполнили правильно! А теперь можно немного передохнуть во время физкультминутки»

Физкультминутка. (Выполняется детьми без воспитателя 2 раза)

«Вновь у нас физкультминутка».

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

«Садимся тихонько на свои места. Вы такие молодцы, справились с заданиями. В письме от Миши написано следующее задание»

4.Четвёртое задание: Набор картинок и две корзинки разного цвета.

Задача: В коричневую корзинку сложить картинки отвечающие на вопрос Кто?, а в желтую корзинку - на вопрос Что?

«Ребята, Миша не знает, какие предметы отвечают на вопрос Кто?, а какие - на вопрос Что? Давайте расскажем, какие предметы отвечают на вопрос Кто?... (Одушевленные) Правильно! На вопрос Что?... (Неодушевленные)

Ребята, у меня есть карточки, которые нужно разложить по корзинкам.

Если предмет на карточке отвечает на вопрос Кто?, то карточку нужно положить в коричневую корзинку. Если предмет на картинке отвечает на вопрос Что? – в желтую корзинку.

Шишка, карандаш, кошка, лошадь, шарик, лягушка.

5.Пятое задание: На доске написаны слоги: ша, шу, ши. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с этих слогов.

«Ребята, перед вами на доске написаны слоги. Давайте прочитаем первый слог…(ша) Нужно назвать как можно больше слов которые начинаются со слога ша.Например, шалаш.

Ша - …(шалаш, шарф, шкаф, шампунь, шар, шарик, шайба, шаг, шагать…)

Шу – (шум, шуруп, шустрый, шуба, шутка, шут, шумит, шумный…)

Ши – (шишка, ширма, шип, шипит, ширина, широкий…)

«Как много слов вы знаете! Молодцы!»

Давайте дадим вашим глазкам отдохнуть.

«Чтоб глаза твои зорче были»

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево по быстрей.

Удивимся что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну а дальше — БУДЬ ЗДОРОВ!

«Наши глазки отдохнули. А теперь давайте узнаем, что же дальше написано в Мишином письме? Он пишет, что знает очень мало слов.

6. Шестое задание. В письме написано следующее задание. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много».

Я называю предмет один, а вы - когда предметов много. Например, один мяч - много мячей

Один дом – много…(домов),

Одна шишка – много…(шишек),

один носок и много… (носков),

одно ухо и много …(ушей),

одно пальто и много …(пальто),

один шар – много…(шаров).

«А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» Например, я говорю - ночь, а вы говорите - день,

Холодный - …(горячий),

сухой - …(мокрый)

Тяжело - …(легко),

густая каша – (жидкая),

солнечная погода - …(пасмурная),

смелый ребенок - …(трусливый).

легкий- тяжелый.

Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили все задания.

7. Седьмое задание

В письме от Миши написано следующее задание. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой?»

Например, я говорю шкаф из дерева. Значит, шкаф какой? Деревянный.

Игрушка из пластмассы – …(пластмассовая игрушка),

Сорочка из хлопка – …(хлопковая сорочка),

Труба из металла – …(металлическая труба),

Ваза из стекла – …(стеклянная ваза),

Халат из шелка – …(шелковый халат),

Сок из груши - …(грушевый сок).

«Очень хорошо. Давайте посмотрим, что дальше написано в письме от Миши.

Ребята, Миша пишет, что он не сомневался, что вы сумеете выполнить все задания и приготовил для вас сюрприз, но его нужно найти. Первая подсказка находится в конверте на шкафу слева от доски, если стоять к ней лицом. Дети находят конверт. Воспитатель читает: "У стены, находящейся напротив окна стоит шкаф. На полке за зелеными дверцами шкафа лежит конверт с подсказкой». Дети находят конверт. Воспитатель читает: «Если стоять лицом к двери в спальню, справа от вас есть стойка с книгами. На верхней полке лежит коробка, а в ней для вас сюрприз».

Дети находят коробку – в ней шоколадки. Воспитатель интересуется, что дети нашли. (Шоколадки) Есть ли в названии звук [ш] и его местоположение в слове. После того как дети разобрали шоколадки в коробке осталась одна. Воспитатель: "Ой, а в коробке осталась одна шоколадка, что же мне с ней делать?" Дети высказывают свое мнение. На дне в коробке письмо от Миши, в котором он благодарит ребят и пишет, что теперь смело пойдет учиться в школу.

«Ребята, скажите, какой звук мы сегодня слышали чаще других? ([ш])

Назовите слова со звуком [ш]? Что вам больше всего запомнилось? Какое задание было самим легким? А какое самым трудным? Какое у вас, настроение?» (Ответы детей).

Спасибо. Вы молодцы!







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) на тему: «Осенние впечатления»

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию рекомендована по лексической теме:"Осень"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием дидактических игр по теме: «Поможем Незнайке»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием дидактических игр по теме: «Поможем Незнайке»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)...