Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) на тему: «Осенние впечатления»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Лобарева Надежда Ивановна

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию рекомендована по лексической теме:"Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_vpechatleniya.docx735.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

Городского округа Саранск Республики Мордовия

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

(компенсирующей направленности)

на тему: «Осенние впечатления»

Подготовила: воспитатель

 Лобарёва Надежда Ивановна

г. Саранск 2016

Программное содержание:         

  1. Продолжать учить детей составлять рассказ на тему «Осень», решать противоречия с опорой на мнемотаблицы; закрепить знания о периодах осени, признаках ранней осени.
  2. Развивать связную речь, умение строить сложные по конструкции предложения; интонационную выразительность, общую моторику.
  3. Воспитывать отзывчивость, любовь к родной природе.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами-признаками, действиями, наречиями по теме «Осень».

Образовательные области:

  1. Речевое развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Социально-коммуникативное
  5. Физическое развитие

Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация
  2. Вопросы к детям
  3. Отгадывание загадки
  4. Рассматривание
  5. Решение противоречий
  6. Дидактические игры и упражнения
  7. Импровизация
  8. Составление рассказа-описания
  9. Стимулирование детей

Материалы и оборудование:

  1. Ноутбук и видео слайды с осенней тематикой
  2. Силуэты ручки, блокнота, микрофона
  3. Пиктограммы (картинки подсказки): телевизор, радио, журнал, газета Мнемотаблицы к загадке про осень, к игре «Хорошо-плохо»
  4. Шапки-маски «Осенние листья»
  5. Модель дерева без листьев и разные листья
  6. Фланели граф
  7. Запись «Вальс-фантазия» муз. Глинки
  8. Дидактический материал для составления рассказа и разучивания стихотворения (мнемотаблицы)
  9. Предметные картинки с признаками ранней осени.

Предварительная работа.

  1. Наблюдения на прогулке
  2. Беседа об осени
  3. Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами
  4. Дидактические игры и упражнения
  5. Разучивание стихотворений по теме.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Какое сегодня необычное чудесное утро, подарите друг другу улыбки и пожелайте крепкого здоровья.

Игра «Отгадайте по силуэту, кому нужны для работы эти предметы?» (Силуэты ручки, блокнота, микрофона).

- Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?

- Где работают журналисты? (Пиктограммы: телевизор, радио, журнал, газета)

II. Сообщение темы и целей.

- Сегодня давайте станем журналистами и создадим свой журнал. Темой нашего журнала будет ответ на загадку.

Создание проблемной ситуации «Загадочное письмо» (мнемотаблица – загадка про осень)

- Что за странное письмо, догадайтесь от кого? (Отгадывание загадки).

- Как вы думаете, что это может обозначать? (Перекодирование информации - расшифровывание каждого квадратика)

- Итак, о каком времени года говорится в этой загадке?

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

- Действительно в этой загадке говорится об осени.

- Какие периоды осени вы знаете?

- Какой сейчас период осени?  

- Наш журнал мы посвятим осени.

III. Первая страница журнала «Красивое название журнала».

- Наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту! Красоту и величие русской природы осенью воспевают художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.

Дидактическое упражнение «Скажи со словом осеннее (- ая, ий)».

- Перед вами первая страница нашего журнала. Подумайте, как мы назовем наш журнал? Слайд № 1.

Как вы думаете, какое название больше подойдет к этой сказочной красоте?

Почему?

IV. Вторая страница журнала. «Осень – это хорошо или плохо» 

(решение проблемы) Слайд № 2.

Игра «Хорошо – плохо». (с опорой на мнемотаблицы).

- Поиграем в игру «Хорошо - плохо» и выяснить: осень – это хорошее время года или плохое. C:\My Documents\FFOutput\_IMG_0002~1.jpg

Поэтапная работа по таблице.

- Что можно сказать по каждой картинке?

- Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Дети рассуждают).

 - Осень – это плохо, потому что ...

- Значит осень, какая пора?

- Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему? (Дети рассуждают).

Проводится аналогичная работа.

- Осень – это хорошо, потому что…

- Значит, осень, какая пора?

Воспитатель совместно с детьми делают вывод.

V. Третья страница журнала «Игралочка»

- Посмотрите какая она весёлая, как будто сама осень приглашает нас поиграть. Слайд № 3.

Дидактическая игра «С какого дерева лист?».

- Осень насыпала листьев во время листопада! Выберите себе понравившийся листок (шапка-маска).

 - Ты с какого дерева упал листок? Значит ты какой листок?

Дидактическая игра «Чудо-дерево».

- Осень приготовила для вас чудо-дерево (На фланели графе модель дерева без листьев)

- На нём могут расти листики от любого дерева, потому что оно сказочное!

- Нарядим дерево осенними листьями и скажем, какими бывают листья?

(дети подходят к чуду - дереву и, называя, прикрепляют к нему по одному листочку)

Дидактическое упражнение «Листья на ветру».

- Что делают листья на ветру?

- А как листья летят?

VI. Четвертая страница журнала «Музыкальная»

- Как вы думаете, как будет называться следующая страница журнала? (Скрипичный ключ) Слайд № 4.

Импровизация «Осенние листья» под музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. Глинки

- Представьте, что ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

VII. Пятая страница журнала «Словесный этюд» Слайд № 5.C:\My Documents\FFOutput\_IMG_0004~1.jpg

- Как в лесопарке красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.

- Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти?

- Нарисуем осень не карандашами, а словами.

- Наша следующая страница будет называться «Словесный этюд».

Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице.

- Как можно начать рассказ про «Осень»?

-Что можно рассказать по этой картинке?

- Как можно сказать об этом по-другому?

                                         ОсеньC:\My Documents\FFOutput\_IMG_0003~1.jpg

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

- Как можно закончить рассказ?

- Самые интересные рассказы напечатаем на этой странице журнала, послушаем их. (2-3 рассказа)

VIII. Шестая страница журнала «Поэтическая» Слайд № 6.

- Отгадайте, чьи это портреты?  (На слайде портреты поэтов Пушкина А.С. и Есенина С.А.).

- Следующая страница журнала «Поэтическая».

- Вспомните отрывки из стихотворений об осени этих поэтов.

- Прекрасные стихи об осени. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг.

- Вы видите новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение М. Ходяковой «Осень», а какое узнаете чуть позже.

Дидактическое упражнение «Будь внимательным»

- Послушайте стихотворение об осени, будьте очень внимательными, постарайтесь запомнить все перечисленные признаки осени, чтобы отобрать из предложенных картинок те, которые обозначают эти признаки.

Что такое осень?

У кого мы спросим?

Осень — это тучи, лужи и дожди,

Слякоть, непогода,

Ждет зимы природа,

И тепла от солнца

Ты уже не жди.

Осень — это листьев

Чудо-разноцветье

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень — это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С теплою одеждой,

Крышей из зонтов,

С вянущей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

Осень — это шубка

Теплая у зайца,

Нет уж насекомых,

Спрятались они.

Первый снег и стужа,

Первый лед на лужах,

Ночи всё длиннее

И короче дни


IX. Подведение итога. Стимулирование детей.

- Журнал наш готов. Вы славно потрудились. Как вы думаете, понравиться ли наш журнал читателям?

- Какая страница журнала понравилась вам и почему?

- Осень передала вам блокнотики, где вы можете делать заметки, зарисовки. Попробуйте самостоятельно собрать интересный материал про осень и рассказать о нем своим друзьям. Может в будущем кто-то из вас станет настоящим журналистом.

Список используемой литературы.

  1. Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» ч. 1, М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с.
  2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
  3. Полянская Т.Б., Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
  4. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – СПб, «Детство-Пресс», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые».

Конспект занятия по лексической теме "Насекомые" в подготовительной логопедической группе....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Осень».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнять, обобщать и систематизировать  представления детей об осени, осенних приметах;- уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Тема: «На окне моём, цветочки очень весело ж...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности « Салон – ателье для кукол «Модница»

Конспект итогового занятия разработан для работы с  детьми 6-7 лет. Игровая форма занятия позволяет детям  закрепить сложный  материал лексической темы "Одежда.Ателье". Работа...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)...