Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мальцева Ольга Владимировна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sinkveyn.docx430.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)

Составила воспитатель подготовительной к школе группы  компенсирующей направленности Мальцева О. В.

Тема: «Поиск пропавшей книги»

Цель: Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей по загадкам.

 Задачи:

Обучающие:

- Познакомить с методом составления синквейна с опорой на модель.

     - Формировать  навыки связной речи и умения рассказывать в определённой последовательности.

- Формировать  умение использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.

Развивающие:

- Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.

- Развивать  навыки речевого общения:  умение  понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.

- Пополнять  словарный запас детей словами, обозначающими признак и действие предмета.

   - Развивать память, мышление, внимание.

   - Закреплять умение выкладывать из счетных палочек буквы.

- Развивать навыки  фонематического слуха.

Воспитывающие:

    -  Воспитывать интерес к художественной литературе.

  - Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.  

Оборудование: демонстрационный: книга, снеговик, записка, счетные палочки, картинки Айболит, Незнайка, книга, схема Синквейн, раздаточный: чистый лист, треугольники для схем,  предметные картинки.

Ход

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с нашими гостями.

Собрались мы с вами вместе

Чтобы было интереснее,

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

- Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то не обнаружила на книжной полке одну из наших книг. Но на её месте лежала записка, и знаете что в ней написано?

«Я, Лентяйка-Нечитайка, заколдовала вашу книгу и превратила её в молчаливого Снеговика. Чтобы расколдовать книгу, вы должны придумать СИНКВЕЙН про героев сказок»

- Ребята, как вы думаете, Лентяйка-Нечитайка – это добрая волшебница или злая?

- Что же нам делать? Надо спасать книгу, ведь мы только начали её читать.

 Но прежде, чем отправиться на помощь нашей книге, нам надо выполнить несколько заданий. Проходите, присаживайтесь за столы.

- Ребята у вас на столах лежат картинки. Посмотрите на них внимательно, и скажите, кто или что изображено на ней?

Поднимите картинку, у кого изображен предмет, который отвечает на вопрос Кто? (Живой предмет)

 А теперь поднимите картинку те, у кого изображен предмет, который отвечает на вопрос Что?

Почему  вы подняли эту картинку? (неживой предмет)

Назовите мне признак предмета, это значит, какой, какая или какое?

А слово-действие на какой вопрос отвечает? (что делает?)

(дети по очереди рассказывают про свои картинки)

- Ребята, вы помните, что в записке звучало слово СИНКВЕЙН? Но что же такое синквейн?

Синквейн - это маленькое стихотворение. Название  его произошло от французского  слова, которое обозначает «синк – пять строк». Поэтому и  состоит  из пяти строк, в котором нет рифмы.  Составлять его  могут  научиться все, для удобства  придумали схему.

Показ схемы синквейна.

C:\Users\Оля\Downloads\68235f9984fcd465205551e0bc51f566-800x.jpg

Давайте сейчас на чистом листе бумаги выложим схему СИНКВЕЙНА

вверху надо положить слово – название предмета – 1 фишку;

Во втором ряду – 2 фишки – это слова признаки; в третьем ряду – 3 фишки – слова действия; в четвертом – 4 фишки.  Здесь каждая фишка соответствует слову в предложении. Т.е. предложение из 4 слов -  ваше отношение к этому предмету. И последний 5 ряд снова одна фишка, это слово обобщение, или вывод.

А о чём будет наш синквейн, мы узнаем, когда отгадаем загадку. Дослушайте загадку до конца.

Лучший доктор для зверей

и любимец всех детей

лечит от всего-всего,

не боится ничего.

Нет для доктора преград,

всем помочь он только рад.

Кто же в Африку, друзья,

полетел совсем не зря?

И девчонки, и мальчишки

знают то названье книжки.

 (Айболит)

C:\Users\Оля\Downloads\айболит.jpg

Это будет первое слово в нашем синквейне.

- А теперь придумайте, какой он. Подберите два слова. (Добрый, ласковый)

- Что он делает? Подберите три слова. (Лечит, жалеет, любит)

- Составьте предложение со словом «Айболит» из четырёх слов. Вы можете использовать слова, которые подобрали раньше. (Айболит любит всех зверей).

- А теперь выскажите своё настроение или отношение к Айболиту одним словом. (Доброта)

- Давайте немного отдохнем.

Физминутка

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/1628575/k10ESrOMbwM523xGK84u2g5745/ocr

- Послушайте. О ком следующая загадка?

Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.

C:\Users\Оля\Downloads\незнай.jpg

-Давайте составим синквейн про Незнайку

1. Незнайка.

2. Веселый, смешной, (озорной, неунывающий, глупый)

3. Шалит, выдумывает, играет, веселится

4. Веселый Незнайка выдумывает небылицы.

5. Шалун

Послушайте ещё одну загадку

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.

Кто догадался, о чем эта загадка? (Книга)

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676610266_gas-kvas-com-p-maket-detskoi-knigi-risunok-36.png

Давайте составим синквейн к слову книга

1. Книга

2. Сказочная, увлекательная.(волшебная, интересная, любимая)…

3. Рассказывает, описывает, формирует, учит, развивает,  вдохновляет, помогает, объясняет…

4. Книга приносит много пользы. (Я люблю читать книгу)

5. Библиотека…

Сейчас возьмите счетные палочки. Задание будет из счетных палочек выложить первую букву каждого слова.

Колобок          - К

Незнайка        -  Н

Иванушка       - И

Гуси-лебеди    - Г

Айболит       -    А

Ребята, какое слово у вас получилось? (КНИГА)

Какие вы молодцы. Мы с вами справились со всеми заданиями, и как вы думаете, Лентяйка-Нечитайка вернула нам книгу? Давайте посмотрим на нашу полочку.  

Ребята, книга на месте, значит, мы с вами справились с заданиями. Вы молодцы!

Давайте вспомним, с чем мы сегодня с вами познакомились? Кто запомнил название технологии, по которой мы составляли стихи? Что нового узнали? Что понравилось? Что было самым трудным?

«Ребята, сегодня мы учились составлять синквейны. Вам понравилось? Но ведь один синквейн это еще не коллекция. Вы получите домашнее задание – составить синквейны  дома с родителями. Соберем их вместе  - получится коллекция».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые».

Конспект занятия по лексической теме "Насекомые" в подготовительной логопедической группе....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Осень».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнять, обобщать и систематизировать  представления детей об осени, осенних приметах;- уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Лесные обитатели весеннего леса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий:Тема:...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) на тему: «Осенние впечатления»

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию рекомендована по лексической теме:"Осень"....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности « Салон – ателье для кукол «Модница»

Конспект итогового занятия разработан для работы с  детьми 6-7 лет. Игровая форма занятия позволяет детям  закрепить сложный  материал лексической темы "Одежда.Ателье". Работа...