Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Поможем цветику-семицветику"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Вячеславовна Потапова

Конспект занятия содержит различные дидактические игры,направленные на развитие речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №114»
г. Ярославль

Конспект открытого занятия

 в старшей группе на тему:

 «Поможем цветику-семицветику»

        

Подготовила:

Потапова Н.В.,

воспитатель МДОУ № 114

        

2020-2021

Конспект занятия по развитию речи «Поможем цветику-семицветику»

Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.

Образовательные задачи:

- учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

-развивать мышление путём формирования умений обобщать, классифицировать, выделять лишнее;

-упражнять в подборе  существительных в уменьшительно-ласкательной форме;

-расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх.

Развивающие задачи:

-развивать связную речь;

-развивать логическое мышление, внимание, память;

-упражнять в координации речи с движениями.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к образовательной деятельности;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;

-воспитывать нравственные качества: ответственность, дружбу, смелость, сочувствие.

Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева «Цветик- семицветик», пересказ, рассматривание иллюстраций к произведению.

Материалы и оборудование: изображение «цветик- семицветик», семь конвертов с заданиями, мольберт, предметные картинки, «волшебный мешочек» с игрушками, «зашумленные картинки», мячики массажные, магнитофон с нарезкой детских песенок, картинки для игры «четвёртый –лишний», письмо.

Форма проведения: игра.

 I. Организационный момент.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день!

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите отгадывать загадки?  (Да)

Тогда отгадай те мою загадку:

 Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвёшь лепесток,

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернётся к нам он в круг.

Ты желанья загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

 Дети: Цветик -семицветик.

Воспитатель: Как у Жени оказался цветик -семицветик?

Дети: Жене цветок дала бабушка.

Воспитатель: Где бабушка взяла цветок, как вы думаете?

 Воспитатель: В волшебной стране есть фея. Она выращивает волшебные цветы, которые исполняют желания. и она нам подарила один такой цветок.

(Воспитатель открывает мольберт. На нём цветик-семицветик с белыми лепестками.)

Воспитатель: Ой что-то с ним случилось. Ребята, посмотрите письмо, давайте прочитаем его.

 «Здравствуйте дети, пишет вам фея цветов, из сказочной страны. Я хотела вам подарить цветик - семицветик, но злая колдунья заколдовала его, забрав у него все цвета на его прекрасных лепесточках. Поэтому он не может исполнять желания. Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий колдуньи. Она спрятала задания в конверты и разбросала их по группе».

 Воспитатель: Что же делать?

Дети: Найти конверты.

Воспитатель: А потом что надо сделать?

Дети: Выполнить задания.

Воспитатель: Зачем мы будем выполнять задания?

Дети: Чтобы расколдовать цветок.

 (Дети в группе ищут конверты и приносят их на стол.)

Воспитатель: Посмотрим, все ли мы конверты нашли. Сколько должно быть конвертов? (7)

Считаем конверты и складываем их по порядку.

II. Основная часть.

Конверт № 1. Игра «Ласковое слово».

Воспитатель: Для того, чтобы расколдовать первый лепесток ,нам нужно назвать ласковым словом игрушки, которые колдунья спрятала в "волшебный мешок".

Птица - птичка

Кошка – кошечка………

Дети берут по одной игрушке из «волшебного мешочка» и называют каждый свою игрушку ласково.

Воспитатель: Молодцы, игрушкам очень понравилось, как вы их назвали ласково, и они хотят остаться у нас в группе. Давайте проверим, смогли ли мы расколдовать первый лепесток. (Дети переворачивают первый лепесток)

Конверт №2. Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель: Чтобы расколдовать второй лепесток, злая колдунья приготовила задания для каждого из вас. Выберите удобное для себя место. А теперь внимание. Фея разложила картинки, а злая колдунья положила к ним четвёртую лишнюю. Давайте постараемся её найти.

 На стол, каждый ребёнок, из конвертов выкладывает по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой.

Ряд картинок для игры:

1.Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

2.Банан, крыжовник, смородина, малина……..

Воспитатель: Посмотрим, второй лепесток стал цветным? Молодцы! Мы ещё один лепесток расколдовали. (дети переворачивают лепесток).

 Конверт №3. Игра «Незаконченные предложения».

Воспитатель: Ребята, в этом конверте были предложения, но их окончание  злая колдунья стёрла. Нам нужно придумать окончания предложений самим.

Маша взяла утюг, она будет… (гладить белье).

Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет… (кататься на велосипеде).

Сегодня нужно надеть резиновые сапоги, потому что… (на дворе лужи).

Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).

Максим не достает до звонка, потому что он… (маленький).

Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя).

Цветы засохнут, если... (их не поливать).

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)

Воспитатель : Молодцы, вы отлично справились и с этим заданием. Вам удалось расколдовать ещё один лепесток.

Воспитатель: Давайте откроем следующий конверт и узнаем новое задание.

Конверт № 4.Гимнастика су-джок.

Воспитатель : Чтобы расколдовать четвертый лепесток, нам нужно показать  необычную сказку при помощи предметов, лежащих в ещё одном мешочке. Ой, ребята, смотрите, это же массажные мячики, наши верные друзья по развитию мелкой моторики рук. Какую сказку мы можем показать с ними?

Дети: Про ёжика.

Воспитатель : Конечно , давайте покажем эту сказку.

 В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони.)

 Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок. )

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. (Катать шарик по ладони вперед- назад.)

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.( Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

А там поляна — большая, круглая, красивая! (Круговые движения шариком по ладони.)

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.)

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика! (Катать шарик по ладони вперед- назад.)

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке)

Воспитатель: Молодцы, давайте проверим, помогли ли наши шарики расколдовать нам наш следующий лепесток. (Дети переворачивают четвёртый лепесток.)

Воспитатель : Ребята, прежде чем отправиться выполнять следующие задания колдуньи, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Здравствуй, друг!- вытягивают правую руку в сторону

Здравствуй, друг!- вытягивают левую руку в сторону

Становись скорее в круг,- берутся за руки

Мы по кругу пойдём и друзей себе найдём- идут по кругу

Здравствуй, зайка!- машут над головой правой рукой

Здравствуй, ёж!- машут над головой левой рукой

До чего же день хорош!- поднимают обе

Конверт №5 Игра  «Зашумленные картинки»

Воспитатель: Для следующего задания колдунья приготовила для нас картинки, на которых изображено множество животных. Вам нужно будет разгадать загадку и раскрасить на картинке слово-отгадку.

Загадка для девочек:                                    Загадка для мальчиков:

Шевелились у цветка                Проживает во дворе

Все четыре лепестка.               В личном доме-конуре.

 Я сорвать его хотел —                И на всех, кого не знает

Он вспорхнул и улетел… (Бабочка)               То рычит она, то лает (Собака)

Воспитатель : Скорее смотрите, расколдовали ли мы следующий лепесток? Стал ли он цветным? (Дети переворачивают 5 лепесток.)

Конверт №6. Игра «Цепочка слов»

Воспитатель :  Внимательно послушайте следующее задание колдуньи: Вам нужно будет выложить цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком –ш -, прикладывает к моей картинке. (Когда будет выложена вся цепочка слов, дети хором называют все предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились ,переворачивайте следующий лепесток. (Дети переворачивают лепесток.)

Конверт №7. Игра «Необычная песенка».

Воспитатель:  Чтобы расколдовать последний лепесток, нам нужно спеть песенку  при помощи звуков.

Напомните, на какие две группы делятся звуки ? (на гласные и согласные) А какие из них мы сможем пропеть? (гласные) Назовите гласные звуки, которые вы знаете (А,О,И,У)

Чтобы нам было петь повеселее, я включу знакомую всем мелодию, под неё мы  и будем пропевать наши звуки.

(Включает магнитофон с  аудиозаписью минусовок «В лесу родилась ёлочка», «Антошка», «Улыбка») Дети поочерёдно пропевают их звуками.

Воспитатель : Молодцы! Давайте проверим, расколдовали ли мы последний лепесток?

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и расколдовали мы с вами цветик- семицветик. Молодцы ребята, вы самые умные, внимательные, сообразительные.

-Чьи задания мы выполняли?

Дети: Злой колдуньи.

Воспитатель: Зачем мы их выполняли?

Дети: Чтобы расколдовать цветок.

Воспитатель: Какое задание было самым сложным? Какое интересным?

 Воспитатель : Теперь цветик- семицветик сможет исполнить любое ваше желание. Прежде чем загадать желание, надо хорошо подумать. Чтобы все желания были полезными, а не получилось так, как у Жени, только одно желание из семи оказалось полезное.

А моё желание  -  чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, самыми честными, самым заботливыми и самыми дружными!

Воспитатель : А что мы можем пожелать нашим гостям?

         Дети произносят пожелания гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе "Цветик-семицветик"

Познакомить с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик - семицветик»; продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; расширить словарный запас. Продолжать учи...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Цветик-семицветик».

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Цветик-семицветик»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Знакомство детей со сказкой «Цветик - семицветик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:Знакомство детей со сказкой«Цветик - семицветик»Цель: познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик».З...

Конспект- занятия по развитию речи в старшей группе "Цветик-семицветик"

Цель проекта: Способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников через стимулирование наглядно-образного, логического мышления, памяти и воображения. Основной акцент делается на активизации ...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Цветик-семицветик" В. Катаев

Технологическая карта занятияОбразовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»Тема занятия: В. Катаев «Цветик-семицветик»Возрастная...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»

Выполнила:  Батина   Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород. Задачи:          ...