"Русская народная сказка - один из видов устного творчества"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Антонов Максим Андреевич

Цель занятия: расширение представлений детей о русской народной сказке, как об одном из видов устного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_zanyatie.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 2»

( МАОУ «Бутовская СОШ №2»)

Занятие по развитию речи

«Русская народная сказка - один из видов устного творчества»

(Технологическая карта)

Возраст детей – 6-7 лет

воспитатель первой квалификационной категории

Антонов Максим Андреевич

рп Дрожжино, 2024

Тема: «Русская народная сказка – один из видов устного творчества».

Возраст: 6-7л.

Образовательная область: речевое развитие

Цель: расширение представлений детей о русской народной сказке, как об одном из видов устного творчества.

Образовательные задачи:

активизировать словарный запас по теме; познакомить с понятием «устное творчество»; развивать связную речь через составление сказки по картинкам

Развивающие: развивать речевую активность; опосредованное осмысленное запоминание; наглядно-образное мышление, гибкость и быстроту мыслительных операций.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным сказкам, закреплять навыки самоконтроля и умения действовать в соответствии поставленной задачи.

Технологии: личностно-ориентированная, игровая.

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядные (рассматривание иллюстраций), словесные (беседа, художественное слово), практические (игра – дидактическая)

Материалы и оборудование: сюрпризная коробочка, клубок ниток, мольберт, сюжетные картинки по сказкам и для её составления.

Структура ООД

Этапы ООД

Формы

организации

деятельности

воспитанников

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Мотивационно-

целевой

этап

фронтально

индивидуально

Воспитатель сообщает детям, что в группе появился новый предмет.

Предлагает на слух определить, что может находиться в коробке.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

- где мы чаще всего слышим про клубок ниток?

- для чего он нужен в сказках?

Воспитатель предлагает детям проверить, сможет ли он помочь и им? По какой причине он появился в группе?

Дети начинают поиски и находят подарочную коробку.

Дети делают свои предположения, что внутри коробки. Вместе с воспитателем открывают коробку, достают клубок ниток.

Ответы детей.

Ориентировочный

этап

фронтально

индивидуально

Воспитатель предлагает передать друг другу клубок в кругу, оставляя ниточку у себя, и рассказать про сказку, какая она? (волшебная, зимняя, короткая, весёлая и т.д.).

Воспитатель объясняет детям, что в старину люди передавали новости друг другу, так же как дети сейчас передавали клубок. Спрашивает, что нам помогает произносить слова?

Поясняет, откуда появилось название народное устное творчество.

Педагог объясняет, что к народному устному творчеству относятся не только сказки, но и потешки, загадки, небылицы, поговорки и пословицы и т.д.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

- какие русские народные сказки они знают?

- смогут ли они отгадать сказку по картинке?

Дети передают клубок друг другу, называя какая сказка.

Ответы детей на поставленные вопросы.

Поисково-

исследовательский

этап

фронтально

индивидуально

Воспитатель предлагает поиграть, но перед этим загадывает детям загадку, чтоб узнать, как будет называться игра.

Дидактическая игра на координацию речи с движением «В тёмном лесе…» (с картинками «Сказки»)

Дети отгадывают загадку.

Дети называют сказку по поднятой картинке. Игра продолжается до того момента - пока все дети поднимут и узнаю сказку по своей картинке.

Практический

этап

фронтально

индивидуально

Воспитатель предлагает послушать сказку «Про мальчика Быль и Небыль». Рассказывает её по картинкам. Подводит детей к мысли, что каждый человек видит мир по-своему и все рассказывают по-разному.

Дидактическая игра «Быль и Небылица».

Воспитатель предлагает детям придумать свою сказку по предложенным картинкам с нарастанием сюжетной линии.

Педагог уточняет у детей, что еще кроме сказок придумывали и пересказывали люди друг другу и детям?

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы.

Заучивание скороговорки «Старушки-болтушки»

Воспитатель читает:

- сначала медленно;

- повторно читает; дети, кто запомнил, приговаривают вместе с воспитателем;

- ещё раз вместе со всеми детьми;

- повторяем тихо:

- повторяем громко;

- спокойным темпом;

- быстрым темпом.

Дети слушают сказку, которая является примером по составлению сказки.

Дети играют стоя.

Хлопают в ладоши – прозвучала «Быль» (как бывает).

Топают ногами – прозвучала «Небылица» (как не бывает)

Дети рассказывают сказку по картинкам, каждый ребёнок предлагает своё название сказки.

Ответы детей по заданным вопросам.

Дети называют пословицы.

Заучивают скороговорку совместно с воспитателем.

Рефлексивно-

оценочный этап

фронтально

индивидуально

Воспитатель спрашивает ребят, какой сказочный предмет помог нам узнать, как раньше люди передавали свои новости, обменивались информацией.

Уточняет, почему народное творчество называется устным?

Педагог даёт оценку деятельности детей и сообщает, что, так как ребята успешно справились со всеми заданиями, после всех занятий их ждёт просмотр мультфильма «Почтарская сказка»

Ответы детей на поставленные вопросы.

Приложение:

Скороговорка

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Пословицы

Кот из дома – мыши в пляс.

Когда я ем – я глух и нем.

Без труда –не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время, а потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Поспешишь – людей насмешишь.

Слово - не воробей, вылетит не поймаешь.

Загадка

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живёт непростая старушка-

Берёт помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

(Баба Яга)

«Быль и Небылицы»

  1. Между небом и землёй

Поросёнок рылся.

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

  1. Уронила белка шишку.

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк,

Чуть не сбил медведя с ног.

  1. На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

  1. На лугу поспела травка.

Травку ест коровка Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

  1. Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Рукавичка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке"Рукавичка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русскимнародным устным творчеством на примере русской народ...

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Снегурочка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке "Снегурочка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской на...