педагогический проект "Подзорная труба"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

педагогический проект "Подзорная труба" направлен на развитие восприятия объектов и их частей на сюжетной картине, а также на активизацию словарного запаса детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podzornaya_truba.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 370» г.Перми

Проект с детьми 6-7 лет

«Подзорная труба»

Автор: Шачинова Г.В.,

учитель-логопед

2023-2024 уч.год

Название проекта: «Подзорная труба»

Сроки реализации проекта: октябрь,2023г.

Участники проекта: дети 6-7 лет, учитель-логопед

Продолжительность: 1 месяц

Цель проекта: восприятие объектов и их частей на сюжетной картине

Задачи проекта:

#1040;ктивизировать словарный запас детей в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей)

2. Учить обозначать объекты картины условными изображениями.

Материалы и оборудование: сюжетные картины осенней тематики, алгоритм определения состава картины, подзорные трубы из картона, бумага для рисования, карандаши простые

1 часть. Организационно- мотивационная.

Введение детей в проблему. Проблема: «Зачем нужны картины?»

Загадывание загадки

Была создана давно,

На холсте всего полно:

И дом, и звезды, и машина…

Называется -…(картина)

***

Красками сотворена,

Рамою обрамлена –

Не скульптура, не лепнина,

Труд художника - … (картина)

Беседа с детьми: «Зачем нужны картины? »

Показ картин осенней тематики

Учитель-логопед: нравится ли вам рассматривать картины? Кто рисует картины? Что рисуют? Чем рисуют?

Как вы считаете, нужны ли людям картины?

(ответы детей)

Задание детям: нарисовать картинку на осеннюю тему

2часть. Основная. Моделирование и решение проблемных ситуаций

Проблемная ситуация «Зачем нужны картины?»

  • Беседа «Когда люди начали рисовать?»
  • Рассматривание иллюстраций с изображением пещерных рисунков, что рисовали?

Древние люди рисовали животных, людей на охоте. Они высекали острыми камнями животных и людей на стенах пещеры. По этим рисункам мы можем узнать о жизни людей в далекие времена.

Много лет прошло с тех пор, люди научились делать краски и стали писать картины на холстах, досках, бумаге, камне. Написано много разных картин, они бережно хранятся, и мы с вами можем сходить в музей, на выставку и полюбоваться ими.

Что нужно художнику, отгадайте:

Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует…(карандаш)

Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираясь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (кисть)

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я…(художник)

Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как…(портрет)

Краски я на ней мешаю,
Получаю новый цвет.
Не всегда она большая,
Но удобна, спору нет.
С красками она дружна.
Ну, скажите, кто она? (палитра)

Совместная познавательно-исследовательская деятельность: -рассматривание репродукций художников, сюжетных и предметных картинок осенней тематики (альбом Нищевой Н.В., альбом Батяевой С.В.)

Совместная художественно-речевая деятельность: - отгадывание загадок, чтение стихов, чистоговорок, поговорок об осенних явлениях в природе.

Совместная игровая деятельность: - игры: « Собери картинку», «Кого, чего много?» «Кто это? Что это?»

Вывод: картины дают представления об окружающем мире. Картины рисуют художники. Для работы им нужны карандаши, кисти, краски, бумага.

На картинах мы видим живую и неживую природу.

Задание детям: вместе с родителями найти репродукции известных художников об осени.

Вторая неделя: Проблемная ситуация «Что такое живая природа?»

  • Беседа с детьми «Что такое живая природа?» с демонстрацией презентации

Учитель-логопед: живая природа это то, что умеет дышать, двигаться, питаться, давать потомство.

Назовите: человек, животные, растения, насекомые, рыбы.

Назовите каких людей можно изобразить на картине:

Детей, маму, папу, бабушку, дедушку, учителя, врача, полицейского….

Каких животных можно нарисовать? (Ответы детей)

Какие растения ? (Ответы детей)

  • Рассматривание сюжетных картин с живыми объектами.
  • Внесение репродукций картин в центр познавательно- речевой деятельности.
  • Совместная художественно-речевая деятельность:

Чтение стихов: И. Токмакова «Рябина»

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она — как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

И. Мазнин «Медведь»

Съел Медведь последний мёд,

Ходит-бродит взад-вперёд

И с досады то и дело

На Медведицу ревёт.

А его Медведица

В тёмном небе светится

И неспешно пьёт над ним

Молоко

ковшом

большим...

B. Орлов «Грустная киска»

— Почему ты плачешь, киска?

— У меня пустая миска!

Съела я кусочек сала,

И теперь мне грустно стало.

— Почему же стало грустно?

— Потому, что было вкусно!

В. Орлов "Паучок-рыбачок"

Под берёзкой, на рассвете,

Застелив свою кровать,

Паучок раскинул сети —

Хочет солнышко поймать!

В. Орлов «Непослушный лягушонок»

Мама гладит лягушонка —

Непослушного ребёнка:

— Спи, зелёная головушка,

Мой сыночек, мой соловушка!

Совместная игровая деятельность:

Дидактические игры: «Живое - неживое», «Четвертый лишний», «Назови малышей», «Один-много», «Скажи ласково», «Зоопарк», «Семья», «Поликлиника»

Вывод: живая природа на картинах – это люди, животные, растения, рыбы, насекомые.

Какая еще природа бывает на картинах?

Задание детям: назвать явления и предметы неживой природы?

Третья неделя: Проблемная ситуация «Какую неживую природу изображают на картинах?»

  • Беседа с детьми «Что такое неживая природа?»
  • Неживая природа это то, что не умеет дышать, двигаться, питаться, давать потомство.

Назовите предметы неживой природы?

  • Художественно-продуктивная деятельность: аппликация «Листопад», рисование мелками и цветными карандашами «Осень в городе, осень в деревне».
  • Совместная игровая деятельность: «Живое - неживое», «Четвертый лишний», «Один-много», «Скажи ласково»
  • Совместная художественно-речевая деятельность:

Чтение художественной и познавательной литературы:

И. Токмакова «Ручей»

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал...

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал...

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул...

Увидел речку — прыг туда

И сразу утонул!

энциклопедия, «Почемучка»

Вывод: Неживая природа это то, что не умеет дышать, двигаться, питаться, давать потомство.

Чтобы нарисовать рисунок и предметы были похожи на настоящие, их нужно хорошо рассмотреть. Представить форму, величину, цвет.

Задание: узнать, какие инструменты помогают людям увидеть и рассмотреть большие и мелкие детали предметов.

Четвертая неделя: Проблемная ситуация «Что такое подзорная труба?»

  • Беседа «Что такое подзорная труба?»

Учитель-логопед: подзорная труба- это прибор, который помогает лучше рассмотреть предмет и его части. Кому нужна подзорная труба? Военным, чтобы увидеть расположение противника и его технику, морякам - чтобы увидеть берег и другие корабли.

Подзорная труба пригодится и нам, чтобы лучше рассматривать картину и называть кто и что на ней нарисовано, где происходит действие, в какое время года.

Рассматривание подзорной трубы на картинке, детская игрушка, самодельная подзорная труба

Совместная игровая деятельность:

- игра «Посмотри и назови…».

- настольные игры на внимание «Найди отличия», «Что перепутал художник»;

- дидактические речевые игры: «Часовой», «Разведчик», «Пират»

Вывод: для рассматривания картины будем использовать подзорную трубу. Она поможет увидеть все, что нарисовано на картине.

Совместная художественно- продуктивная деятельность: рисование условных изображений предметов, людей, животных

Составление короткого описательного рассказа об отдельном объекте.

Оформление выставки рисунков и рассказов детей по теме «Осень».

Продукты проекта:

-Выставка рассказов детей « Наблюдения с подзорной трубой».

Литература:

1. «Почемучка». Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.

2. Граб Л.М. Обучение творческому рассказыванию.2013

3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду.М.;2008

4. Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П, Картинка без запинки 1997

5. Сидорчук Т.А. Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

волшебная труба

сценарий новогоднего праздника для подготовительной группы...

Поделка "Губка Боб" из бросового материала.Для работы использовали:пустую коробку,водоэмульсионка белая,колер желтый,гуашь красная и белая,остатки утеплителя,оракл черный,кусок пласмассовой трубы(рук),пенопласт,клей титан,картон красный,синий,белый. для

Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вам посмотреть на нашу поделку Губка Боба из бросового материала.А делали мы  Губка Боба с моими  сыновьми дома .Нам захотелось  в детски...

Проектная деятельность с дошкольниками "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."

Презентация результатов краткосрочного проекта с детьми раннего возраста "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

"Нестандартное физкультурное оборудование из пластиковых труб".

Консультация знакомит как изготовить мобильное, легко трансформируемое, самое главное безопасное для детей физкультурное оборудование из пластиковых труб....

Игра-соревнование для детей 6-7 лет «Огонь, вода и медные трубы».

Познакомить детей с основными правилами поведения при пожаре. В игровой форме показать детям роль огня в жизни человека....

Конспект занятия по оригами Тема "Пароход с двумя трубами"

Чтение рассказа или сказки о зайцах (Д.Н. Мамин- Сибиряк "Сказка про храброго зайца",Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" и др.)Ход занятия:Воспитатель напоминает детям о приходе весны, рассказывает ...