Конспект ООД в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Ёж" А. Толстого
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Пономарева Светлана Алексеевна

Цель образовательной деятельности: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_ponomareva_s.a.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе на тему «Обучение пересказу сказки «Ёж» А.Толстого

Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачи:

Образовательные задачи: научить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения; осмысливать значение образных выражений; закреплять представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ);

Развивающие задачи: развивать умение составлять рассказ; развивать умение составлять простые предложения самостоятельно, развивать связную речь; умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги;

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.

воспитывать умение оценивать поступки персонажей произведения.

  • учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
  • учить составлять простые предложения самостоятельно.
  • формировать связную речь, память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: картинки животных, портрет писателя А.Н.Толстой, мяч, клубок, аудиосказка, маски для детей, рисунки - раскраски, мягкая игрушка ёж.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Игра «Назови сказку»

Ребята посмотрите, к нам из сказки прикатился волшебный клубочек, хотите с ним поиграть?

Клубочек передаем друг другу и говорим слова: «Раз, два, три сказку назови». У кого в руках окажется клубочек называет сказку.

Молодцы ребята, много сказок знаете.

1. Отличие сказки от рассказа.

- А что такое сказка?

- А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? Что есть в сказке такое, чего нет в рассказе? (в сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет)

- Молодцы!

Чтобы узнать какую сказку мы будем сегодня читать, вам придётся отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной. (Ёжик)

-Молодцы ребята, это действительно ёжик. И наша сегодняшняя сказка так и называется «Ёж».

-На сегодняшнем занятий Ёжик будет смотреть, как вы занимаетесь и как отвечаете на вопросы.

Б) Чтение сказки

Рассказываю сказку:

- Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга …

- Ребята! Давайте немного пофантазируем:

  • Как вы думаете, как произошла их встреча? Как вы ее себе представляете?
  • Интересно, что подумал еж?
  • С кем сравнил незнакомого ему зверя?
  • А что подумал теленок, увидев ежика?
  • Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

(выслушиваю 1-2 предположения).

- А теперь ребята послушайте сказку внимательно, и вы узнаете, как же все-таки встретились еж и теленок?

Воспитатель: Слушаем сказку «Ёж», которую написал детский писатель Алексей Николаевич Толстой .

Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга.

Теленок увидел ежа и говорит:

- Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

- Попробуй!

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется:

- Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву.

А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе:

- Я огромного зверя победил, должно быть льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:

- У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».

- Понравилась вам сказка (ответы детей)

3) Беседа по тексту:

- Как называется сказка?

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

- Кого увидел теленок в сказке? (Теленок увидел ежа).

- Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем.)

- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

- Кого испугался еж? И что сделал еж? (Еж испугался теленка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй».)

- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.

-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

- Потому что-чего- то боятся, от испуга.

- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)

- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Задрав хвост» значит поднять кверху.

- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.

- Что значит «растопырил»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

- Что закричал теленок? (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).

- Что сказал он матери? (Еж меня за язык укусил.)

- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)

- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше ежа).

- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)

- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

( Заключительную фразу «У нас еж- богатырь!» дети произносят шепотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчетливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)

Физкультминутка «Ёжик»:

Eжик шел, шел, шел,

(Ходьба)

И грибок нашел.

(Каждый ребенок берет грибок)

Сел, поел и дальше пошел.

(Присесть на корточки)

Ежик шел, шел, шел,

(Ходьба)

Шишку он нашел.

(Каждый ребенок берет шишку)

Сел, поел и дальше пошел.

(Присесть на корточки)

Ежик шел, шел, шел,

(Ходьба)

Листик он нашел.

(Каждый ребенок берет листик)

Сел, поел и дальше пошел.

(Присесть на корточки)

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули и теперь продолжим работать.

Повторное чтение воспитателем.

Игра – пересказ: «Расскажи, что было дальше?» Педагог предлагает детям встать в круг и, передавая мяч пересказать сказку, дополняя друг друга. (в случае затруднения, педагог направляет детей вопросами или обращает внимание на иллюстрации к сказке). Педагог предлагает слушать внимательно предыдущего говорящего, не перебивать его.

Вхождение в образ героев

Игра «Покажи, как?»

Предлагает детям передать характер

героев:

  • Как еж испугался, клубком свернулся

и фыркнул?

  • Как теленок задрал хвост? Запрыгал?

Захотел боднуть? Растопырил передние ноги

и лизнул ежа?

  • Как корова подняла голову на

теленка? Поглядела задумчиво? Рвала траву?

  • Как еж покатился в темную нору?
  • Как ежиха встретила ежонка?

В случае затруднения, стеснения или

отказа, просит более активных и уверенных

детей помочь своим друзьям по группе или

еще раз обратить внимание на иллюстрации.

6) Игра – драмматизация.

- Ребята, а хотите обыграть эту сказку.

  • Я выберу телёнка
  • а он выберет ежа,
  • ёж выберет ежиху,
  • а ежиха корову.

- Я буду читать слова автора, а вы должны играть свои роли и проговаривать текст.

-Концовку сказки произносим все. (Шёпотом, руки сложены рупором)

7) III. Рефлексия

- С какой сказкой мы с вами сегодня познакомились?

- Кто написал сказку?

- Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

- И мне сказка понравилась, а больше всех понравилась ёжику. Ведь он всё время слушал и смотрел на вас и на то, как вы работали.

- Ёжик за занятие вам всем говорит спасибо и дарит вот такие портреты своей семьи. (рисунки-раскраски)

-Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение пересказу»

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17   Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение переска...

Конспект НОД ЧХЛ в старшей группе на тему «Обучение пересказу сказки «Ёж» А.Толстого

учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по речевому развитию на тему:"Обучение рассказыванию"(Пересказ) в младшей, средней, старшей группе

Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя....

Конспект занятия по развитию речи по старшей группе на тему Обучению пересказу литературного произведения "Лиса и козел"

Конспект на правлен на обучение детей старшей группы ДОУ пересказу литературного произведения "Лиса и козел"...