Конспект ООД в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Ёж" А. Толстого
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель образовательной деятельности: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в старшей группе на тему «Обучение пересказу сказки «Ёж» А.Толстого
Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Задачи:
Образовательные задачи: научить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения; осмысливать значение образных выражений; закреплять представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ);
Развивающие задачи: развивать умение составлять рассказ; развивать умение составлять простые предложения самостоятельно, развивать связную речь; умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги;
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.
воспитывать умение оценивать поступки персонажей произведения.
- учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
- учить составлять простые предложения самостоятельно.
- формировать связную речь, память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: картинки животных, портрет писателя А.Н.Толстой, мяч, клубок, аудиосказка, маски для детей, рисунки - раскраски, мягкая игрушка ёж.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Игра «Назови сказку»
Ребята посмотрите, к нам из сказки прикатился волшебный клубочек, хотите с ним поиграть?
Клубочек передаем друг другу и говорим слова: «Раз, два, три сказку назови». У кого в руках окажется клубочек называет сказку.
Молодцы ребята, много сказок знаете.
1. Отличие сказки от рассказа.
- А что такое сказка?
- А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? Что есть в сказке такое, чего нет в рассказе? (в сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет)
- Молодцы!
Чтобы узнать какую сказку мы будем сегодня читать, вам придётся отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много
А ниток ни одной. (Ёжик)
-Молодцы ребята, это действительно ёжик. И наша сегодняшняя сказка так и называется «Ёж».
-На сегодняшнем занятий Ёжик будет смотреть, как вы занимаетесь и как отвечаете на вопросы.
Б) Чтение сказки
Рассказываю сказку:
- Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга …
- Ребята! Давайте немного пофантазируем:
- Как вы думаете, как произошла их встреча? Как вы ее себе представляете?
- Интересно, что подумал еж?
- С кем сравнил незнакомого ему зверя?
- А что подумал теленок, увидев ежика?
- Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
(выслушиваю 1-2 предположения).
- А теперь ребята послушайте сказку внимательно, и вы узнаете, как же все-таки встретились еж и теленок?
Воспитатель: Слушаем сказку «Ёж», которую написал детский писатель Алексей Николаевич Толстой .
Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга.
Теленок увидел ежа и говорит:
- Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
- Попробуй!
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется:
- Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву.
А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе:
- Я огромного зверя победил, должно быть льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:
- У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».
- Понравилась вам сказка (ответы детей)
3) Беседа по тексту:
- Как называется сказка?
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кого увидел теленок в сказке? (Теленок увидел ежа).
- Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем.)
- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)
- Кого испугался еж? И что сделал еж? (Еж испугался теленка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй».)
- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.
-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)
- Потому что-чего- то боятся, от испуга.
- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)
- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Задрав хвост» значит поднять кверху.
- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.
- Что значит «растопырил»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
- Что закричал теленок? (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).
- Что сказал он матери? (Еж меня за язык укусил.)
- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)
- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)
- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше ежа).
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)
- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)
- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»
- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
( Заключительную фразу «У нас еж- богатырь!» дети произносят шепотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчетливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)
Физкультминутка «Ёжик»:
Eжик шел, шел, шел,
(Ходьба)
И грибок нашел.
(Каждый ребенок берет грибок)
Сел, поел и дальше пошел.
(Присесть на корточки)
Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)
Шишку он нашел.
(Каждый ребенок берет шишку)
Сел, поел и дальше пошел.
(Присесть на корточки)
Ежик шел, шел, шел,
(Ходьба)
Листик он нашел.
(Каждый ребенок берет листик)
Сел, поел и дальше пошел.
(Присесть на корточки)
Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули и теперь продолжим работать.
Повторное чтение воспитателем.
Игра – пересказ: «Расскажи, что было дальше?» Педагог предлагает детям встать в круг и, передавая мяч пересказать сказку, дополняя друг друга. (в случае затруднения, педагог направляет детей вопросами или обращает внимание на иллюстрации к сказке). Педагог предлагает слушать внимательно предыдущего говорящего, не перебивать его.
Вхождение в образ героев
Игра «Покажи, как?»
Предлагает детям передать характер
героев:
- Как еж испугался, клубком свернулся
и фыркнул?
- Как теленок задрал хвост? Запрыгал?
Захотел боднуть? Растопырил передние ноги
и лизнул ежа?
- Как корова подняла голову на
теленка? Поглядела задумчиво? Рвала траву?
- Как еж покатился в темную нору?
- Как ежиха встретила ежонка?
В случае затруднения, стеснения или
отказа, просит более активных и уверенных
детей помочь своим друзьям по группе или
еще раз обратить внимание на иллюстрации.
6) Игра – драмматизация.
- Ребята, а хотите обыграть эту сказку.
- Я выберу телёнка
- а он выберет ежа,
- ёж выберет ежиху,
- а ежиха корову.
- Я буду читать слова автора, а вы должны играть свои роли и проговаривать текст.
-Концовку сказки произносим все. (Шёпотом, руки сложены рупором)
7) III. Рефлексия
- С какой сказкой мы с вами сегодня познакомились?
- Кто написал сказку?
- Понравилась вам сказка? Чем понравилась?
- И мне сказка понравилась, а больше всех понравилась ёжику. Ведь он всё время слушал и смотрел на вас и на то, как вы работали.
- Ёжик за занятие вам всем говорит спасибо и дарит вот такие портреты своей семьи. (рисунки-раскраски)
-Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на год в старшей группе на тему:"Обучение детей рассказу и пересказу с использованием опорных схем, картинок и мнемотаблиц"
Дополнительная работа по развитию речи....

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение пересказу»
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение переска...

Конспект НОД ЧХЛ в старшей группе на тему «Обучение пересказу сказки «Ёж» А.Толстого
учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по речевому развитию на тему:"Обучение рассказыванию"(Пересказ) в младшей, средней, старшей группе
Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя....

Конспект занятия по развитию речи по старшей группе на тему Обучению пересказу литературного произведения "Лиса и козел"
Конспект на правлен на обучение детей старшей группы ДОУ пересказу литературного произведения "Лиса и козел"...
