Конспект НОД ЧХЛ в старшей группе на тему «Обучение пересказу сказки «Ёж» А.Толстого
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Назарова Марина Александровна

учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_chhl_ezh_pereskaz_skazki.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ЧХЛ в старшей группе на тему «Обучение пересказу сказки «Ёж» А.Толстого

Назарова Марина Александровна

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма» (МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма»)

Воспитатель.

 Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачи:

  • учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
  • учить составлять простые предложения самостоятельно.
  • формировать связную речь, память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Игра «Назови сказку»

Ребята посмотрите, к нам из сказки прикатился волшебный клубочек, хотите с ним поиграть?

Клубочек передаем друг другу и говорим слова: «Раз, два, три сказку назови». У кого в руках окажется клубочек называет сказку.

Молодцы ребята, много сказок знаете.

2. Основная часть: (телефонный звонок)

Ребята мне сейчас позвонил ёжик и просил вас помочь ему. Как-то раз мама Ежиха читала ему очень интересную сказку «Ёж», а содержание он забыл.

- Хотите ему помочь? Как помочь? (рассказать, а как рассказать если мы не знаем сказку, что же делать если мы не знаем, что делать, то спрашиваем у воспитателя, надо прочитать сказку).

- Приглашаю вас сесть на стулья.

Наша сказка так и называется «Ёж».

Б) Чтение сказки

Рассказываю сказку:

- Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга …

- Ребята! Давайте немного пофантазируем:

  • Как вы думаете, как произошла их встреча? Как вы ее себе представляете?
  • Интересно, что подумал еж?
  • С кем сравнил незнакомого ему зверя?
  • А что подумал теленок, увидев ежика?
  • Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

(выслушиваю 1-2 предположения).

- А теперь ребята послушайте сказку внимательно, и вы узнаете, как же все-таки встретились еж и теленок? Слушаем.

Воспитатель: (называю автора и название сказки) Алексей Николаевич Толстой. Сказка «Еж».

«Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга.

Теленок увидел ежа и говорит:

- Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

- Попробуй!

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется:

- Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву.

А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе:

- Я огромного зверя победил, должно быть льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:

- У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».

- Понравилась вам сказка (ответы детей)

3) Беседа по тексту

 - Как называется сказка?

 - Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей) 

- Кого увидел теленок в сказке? (Теленок увидел ежа).

- Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем.)

- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

- Кого испугался еж? И что сделал еж? (Еж испугался теленка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй».)

- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.

-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

- Потому что-чего- то боятся, от испуга.

- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

«Задрав хвост» значит поднять кверху.

- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.

- Что значит «растопырил»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

- Что закричал теленок? (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).

- Что сказал он матери?  (Еж меня за язык укусил.)

- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)

- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше ежа).

- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)

- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

(Заключительную фразу «У нас еж-богатырь!»  дети произносят шепотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчетливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)

- А хотите мы с вами превратимся в ежей и поиграем.

4) Физкультминутка

-Подожди, колючий ёж (разводим руки в стороны затем перед грудью)

Ты скажи: куда идёшь? (ходьба с высоким подниманием колен)

-К рыжим белкам я иду, (прыжки на месте)

Им иголки я несу. (вращение руками, сцепленными в замок)

5 портних за 5 минут (поочерёдно загибаем пальцы правой руки в кулак)

Рукавицы мне сошьют. (загибают пальцы левой руки в кулак, встряхивают)

5) Повторное чтение сказки. Пересказ детей. (2-3 пересказа)

 Воспитатель: Я вам еще раз прочитаю сказку, вы слушаете внимательно, потом вы будете рассказывать. А читать сказку я буду с помощью картинок

6) Игра – драмматизация.

- Ребята, а хотите обыграть эту сказку.

  • Я выберу телёнка
  • а он выберет ежа,
  • ёж выберет ежиху,
  • а ежиха корову.

- Я буду читать слова автора, а вы должны играть свои роли и проговаривать текст.

-Концовку сказки произносим все. (Шёпотом, руки сложены рупором)

7) Итог занятия

-Какую сказку мы с вами сегодня читали?

- Какой еж в этой сказке?

- Хорошо или плохо быть хвастливым?

Как вы думаете, ребята, помогли мы ежику вспомнить сказку?

-Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Русская народная сказка «Как аукнется так и откликнется». Пересказ.

Методика проведения НОД по обучению пересказу русской народной сказки "Как аукнется так и откликнется" в старшей группе....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Обучение грамоте через дидактическую игру».

Познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия; направленными на нахождение слов с заданным звуком, определение ...

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему «Путешествие в сказку»

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций; заучивание потешек, используя опорные картинки; знакомство с рисованием по образцу....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение пересказу»

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17   Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение переска...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Тема занятия: «Путешествие по сказке»Образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей:  «Социально – коммуникативное разви...