Проект "Развитие речевой активности у детей посредством дидактической игры"
проект по развитию речи (средняя группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРОЕКТ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Средняя группа
Разработала: воспитатель
Куц Анастасия Викторовна
Маслянино
2025
Информационная карта проекта
Развитие речевой активности у детей посредством дидактической игры
Раздел | Содержание |
Направленность проекта | практический, познавательно-исследовательский |
Тема | Развитие речи посредством дидактической игры |
Автор | Куц А.В. |
База проекта | МКДОУ «Детский сад «Рябинка» комбинированного вида» средняя группа, п. Маслянино |
Сроки | Долгосрочный: 5 месяцев |
Тип проекта | информационно-практико-ориентированный, коммуникационный. |
Аннотация | Организация и осуществление проектной деятельности с целью развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста. Проект включает в себя три этапа: организационный, основной, рефлексивный |
Ресурсы | Программное обеспечение: - Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида. - Рабочая программа воспитания на 2022-2026 у/г МКДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида. Нормативно-правовое обеспечение: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция о правах ребенка; - СанПин; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Устав МКДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида. - Локальные нормативные акты ОО. Материально-техническое обеспечение: - Наличие необходимых информационно-технических средств, методических пособий, игрового оборудования. |
Цель | Создать условия для развития речевой активности детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры. |
Задачи | 1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь. 2. Развивать познавательную активность, речевые способности. 3. Создать условия для развития речевой активности детей при помощи дидактических игр. |
Проблема | Не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение можно в результате системного использования дидактических игр, наполненных речевыми практиками и фольклорным материалом. |
Принципы реализации проекта: | Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Доступность предлагаемого материала. Последовательность – предусматривает постепенное усложнение заданий. |
Формы реализации проекта: | Развитие речевого дыхания: 1. Игра «Когда это бывает?» 2. Игра «Чей пароход лучше гудит?» 3. Игра «Пускание корабликов» 4. Игра «Чья птичка дальше улетит?» Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха: 1. Рассказ «Песня-песенка» 2. Игра «Кто внимательный?» 3. Сказка «Поспешили-насмешили» 4. Игра «Угадай, кто сказал» Дидактические игры: 1. «Назови одним словом» 2. «Четвёртый лишний» 3. «Отгадай предмет по названию его частей» 4. «Угадай игрушку» Дидактические игры: 1. «Кто больше увидит и назовёт» 2. «Олины помощники» 3. «Что изменилось?» Дидактические игры: 1. «Скажи какой?» 2. «Картинки-загадки» 3. «Прятки» 4. «Разбуди кота» Дидактические игры: 1. «Садовник и цветы» 2. «Кто больше действий назовёт» 3. «Назови три слова» 4. «Почтальон принёс открытку» март Дидактические игры: 1. «Закончи предложение» 2. «Буратино-путешественник» 3. «Сорока» 4. «Козлята и волк» Дидактические игры: 1. «Доскажи словечко» 2. «Угадай игрушку» |
Продукты проекта | 1. Речевой уголок «Речевичок» 2. Презентация «Развитие речевой активности посредством дидактической игры» |
Методы проекта: | наглядные; практические; исследовательские |
Предполагаемый результат | Для детей: 1. Повышение уровня развития речевой активности у детей. 2. Умение обратиться за помощью к взрослым. 3. Развитие познавательной активности, творческих способностей. Для родителей: 1. Сближение с детьми и педагогами. 2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду. |
Результаты взаимодействия с родителями в рамках проекта: | Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность ДОО с целью оптимизации педагогического процесса. Обучение родителей создавать дидактические игры своими руками и подбирать их в соответствии с уровнем развития их ребёнка. |
Пояснительная записка
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития речевой активности у детей дошкольного возраста очень актуальны, так как речь является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, чувства и переживания. Речевая активность можно развивать различными способами: в устной форме, путем развития мелкой моторики рук и в дидактических играх.
Дидактические игры – широко распространенный метод развития речевой активности. Игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия в речевой деятельности дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речевой активности детей дошкольного возраста.
План реализации проекта
Этапы | Содержание |
1 этап | Организационный Подготовка дидактических игр и материала для развития речи |
2 этап | Деятельностный Цель: проведение занятий с дидактическими играми, влияющими на повышение уровня развития речевой активности. |
3 этап | Контрольно-оценочный или рефлексивный этап Цель: определение результатов проекта. Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта, повторная диагностика определения уровня развития речи; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта. |
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание |
1 этап | Организационный Подготовка дидактических игр и материала для развития речи 1. Самостоятельная деятельность педагога. 2. Составить перспективный план работы по развитию речевой активности детей средней группы посредством дидактической игры. 3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр 4. Обновлять речевой уголок дидактическими играми в группе |
2 этап | Деятельностный 1. Проведение занятий по развитию речевой активности: «Кто живет рядом с нами», «Дикие животные зимой», «В гостях у сказки», «Наши любимые игрушки», «В мире звуков», «Путешествие в ИГРАЙ – ГОРОДОК». 2. Разработка дидактических игр. «Наоборот», «Так ли это звучит?», «Помоги ёжику собрать иголки», «Расскажи сказку», «Найди лепесток для бабочки», «Прикрепи гусенице ноги», «Волшебные пуговицы», «Развиваем речь», «Найди свой домик», «Умные кубики» и другие. 3. Повышать знания по развитию речевой активности у детей среднего возраста 4. Создание картотеки дидактических игр. 5. Изготовление атрибутов к дидактическим играм. Работа с детьми. 1. Рассматривание иллюстраций 2. Слушание потешек 3. Активное участие детей в занятиях по развитию речи 4. Игры с разработанными дидактическими пособиями. Работа с родителями. Консультации: 1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка». 2. «В какие игры играет ваш ребёнок?» 3. «Развитие речевой активности детей посредством дидактической игры» Игровые ситуации: 1. ИОС с игрушками-аналогами Цель использования такого рода игрушек – сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом случае помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения; различать сказочно-игровой и реалистический образы; осознать специфику живою: развить умение правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не могут живую, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для дошкольников. Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения. При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия между игрушкой и живым объектом. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и других) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Педагог должен учитывать определенные требования к качеству исполнения игрушки, а именно: – узнаваемость (ребенок с первого взгляда должен понять, какое животное или растение перед ним); – привлекательность (игрушка должна быть «доброй» и симпатичной, вызывать положительные эмоции); – эстетичность (форма или окраска игрушки может быть декоративной, но всегда высокохудожественной). Игрушка необходима, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний; когда с животным невозможны действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает, лает; ее можно погладить, взять за лапу. 2. ИОС с литературными персонажами Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Цель использования кукол сказочных персонажей – активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Буратино, Петрушки, Красной Шапочки и других героев сказок. Куклы из сказок – не просто симпатичные игрушки, развлекающие ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, зависящей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляют типичные черты характера. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят. Задача педагога в этом случае – создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют. На занятиях педагог спрашивает детей, что-то поясняет сам. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют его рассказ, уточняя и закрепляя при этом полученные знания. Тем самым активизируется умственная деятельность дошкольников. 3. ИОС-путешествия Цель использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю». В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя группы или опытного путешественника, и – это главное в подобном типе ИОС – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами. |
3 этап | Контрольно-оценочный или рефлексивный Подбор методик для диагностики уровня развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста. Показатели результативности: – повышение уровня развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста; – составлены рекомендации для дальнейшего развития речевой активности для родителей воспитанников; – составлен отчет о проделанной работе. |
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски | Минимизация |
Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. | Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы. |
Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. | Индивидуальная работа с детьми и родителями. |
Риск 3: недостаточная разработанность проекта | Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь. |
Уровни и показатели результативности
Критерии | Показатели |
1) умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»; 2) умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?»; 3) умение называть действия (глаголы), связанные с предметом, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?» | высокий уровень (36-30 баллов) – ребенок умеет называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это? Что это?»; умеет обозначать признаки и качества предмета, выраженным именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая, маленькая, большая и т. д.), отвечающие на вопросы: «Какой? Какая?»; умеет называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним сделать?»; средний уровень (29-23 баллов) – ребенок умеет называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»; не употребляет обобщающие слова (одежда, игрушки, посуда); не всегда пользуется словами, обозначающими качества и свойства предметов (величина, размер, цвет); низкий уровень (от 22 баллов и меньше) – сформировано только умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это? Что это?»; при этом не может назвать признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой? Какая?»; не дает точных ответов на вопросы взрослого. |
Продукт проекта
Презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речевой активности у детей группы.
Организация предметно-развивающей среды. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
Прогноз и перспектива
Проект «Развитие речевой активности посредством дидактической игры» может быть реализован в любых дошкольных образовательных организациях. Дидактические игры и методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.
Дидактическая игра является помощником для педагога во время усвоения любого материала и может проводиться на занятиях, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Специфическими структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и игровая задача, содержание игры, роль, правила, игровые действия и результат.
Литература
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2020. 120с.
2. Микляева Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2023. 230с.
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2024. 192 с.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПРОЕКТ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Средняя группа
Разработала: воспитатель
Куц Анастасия Викторовна
Маслянино
2025
Информационная карта проекта
Развитие речевой активности у детей посредством дидактической игры
Раздел | Содержание |
Направленность проекта | практический, познавательно-исследовательский |
Тема | Развитие речи посредством дидактической игры |
Автор | Куц А.В. |
База проекта | МКДОУ «Детский сад «Рябинка» комбинированного вида» средняя группа, п. Маслянино |
Сроки | Долгосрочный: 5 месяцев |
Тип проекта | информационно-практико-ориентированный, коммуникационный. |
Аннотация | Организация и осуществление проектной деятельности с целью развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста. Проект включает в себя три этапа: организационный, основной, рефлексивный |
Ресурсы | Программное обеспечение: - Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида. - Рабочая программа воспитания на 2022-2026 у/г МКДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида. Нормативно-правовое обеспечение: - Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция о правах ребенка; - СанПин; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Устав МКДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида. - Локальные нормативные акты ОО. Материально-техническое обеспечение: - Наличие необходимых информационно-технических средств, методических пособий, игрового оборудования. |
Цель | Создать условия для развития речевой активности детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры. |
Задачи | 1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь. 2. Развивать познавательную активность, речевые способности. 3. Создать условия для развития речевой активности детей при помощи дидактических игр. |
Проблема | Не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение можно в результате системного использования дидактических игр, наполненных речевыми практиками и фольклорным материалом. |
Принципы реализации проекта: | Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Доступность предлагаемого материала. Последовательность – предусматривает постепенное усложнение заданий. |
Формы реализации проекта: | Развитие речевого дыхания: 1. Игра «Когда это бывает?» 2. Игра «Чей пароход лучше гудит?» 3. Игра «Пускание корабликов» 4. Игра «Чья птичка дальше улетит?» Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха: 1. Рассказ «Песня-песенка» 2. Игра «Кто внимательный?» 3. Сказка «Поспешили-насмешили» 4. Игра «Угадай, кто сказал» Дидактические игры: 1. «Назови одним словом» 2. «Четвёртый лишний» 3. «Отгадай предмет по названию его частей» 4. «Угадай игрушку» Дидактические игры: 1. «Кто больше увидит и назовёт» 2. «Олины помощники» 3. «Что изменилось?» Дидактические игры: 1. «Скажи какой?» 2. «Картинки-загадки» 3. «Прятки» 4. «Разбуди кота» Дидактические игры: 1. «Садовник и цветы» 2. «Кто больше действий назовёт» 3. «Назови три слова» 4. «Почтальон принёс открытку» март Дидактические игры: 1. «Закончи предложение» 2. «Буратино-путешественник» 3. «Сорока» 4. «Козлята и волк» Дидактические игры: 1. «Доскажи словечко» 2. «Угадай игрушку» |
Продукты проекта | 1. Речевой уголок «Речевичок» 2. Презентация «Развитие речевой активности посредством дидактической игры» |
Методы проекта: | наглядные; практические; исследовательские |
Предполагаемый результат | Для детей: 1. Повышение уровня развития речевой активности у детей. 2. Умение обратиться за помощью к взрослым. 3. Развитие познавательной активности, творческих способностей. Для родителей: 1. Сближение с детьми и педагогами. 2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду. |
Результаты взаимодействия с родителями в рамках проекта: | Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность ДОО с целью оптимизации педагогического процесса. Обучение родителей создавать дидактические игры своими руками и подбирать их в соответствии с уровнем развития их ребёнка. |
Пояснительная записка
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития речевой активности у детей дошкольного возраста очень актуальны, так как речь является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, чувства и переживания. Речевая активность можно развивать различными способами: в устной форме, путем развития мелкой моторики рук и в дидактических играх.
Дидактические игры – широко распространенный метод развития речевой активности. Игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия в речевой деятельности дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речевой активности детей дошкольного возраста.
План реализации проекта
Этапы | Содержание |
1 этап | Организационный Подготовка дидактических игр и материала для развития речи |
2 этап | Деятельностный Цель: проведение занятий с дидактическими играми, влияющими на повышение уровня развития речевой активности. |
3 этап | Контрольно-оценочный или рефлексивный этап Цель: определение результатов проекта. Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта, повторная диагностика определения уровня развития речи; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта. |
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание |
1 этап | Организационный Подготовка дидактических игр и материала для развития речи 1. Самостоятельная деятельность педагога. 2. Составить перспективный план работы по развитию речевой активности детей средней группы посредством дидактической игры. 3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр 4. Обновлять речевой уголок дидактическими играми в группе |
2 этап | Деятельностный 1. Проведение занятий по развитию речевой активности: «Кто живет рядом с нами», «Дикие животные зимой», «В гостях у сказки», «Наши любимые игрушки», «В мире звуков», «Путешествие в ИГРАЙ – ГОРОДОК». 2. Разработка дидактических игр. «Наоборот», «Так ли это звучит?», «Помоги ёжику собрать иголки», «Расскажи сказку», «Найди лепесток для бабочки», «Прикрепи гусенице ноги», «Волшебные пуговицы», «Развиваем речь», «Найди свой домик», «Умные кубики» и другие. 3. Повышать знания по развитию речевой активности у детей среднего возраста 4. Создание картотеки дидактических игр. 5. Изготовление атрибутов к дидактическим играм. Работа с детьми. 1. Рассматривание иллюстраций 2. Слушание потешек 3. Активное участие детей в занятиях по развитию речи 4. Игры с разработанными дидактическими пособиями. Работа с родителями. Консультации: 1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка». 2. «В какие игры играет ваш ребёнок?» 3. «Развитие речевой активности детей посредством дидактической игры» Игровые ситуации: 1. ИОС с игрушками-аналогами Цель использования такого рода игрушек – сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом случае помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения; различать сказочно-игровой и реалистический образы; осознать специфику живою: развить умение правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не могут живую, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для дошкольников. Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения. При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия между игрушкой и живым объектом. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и других) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Педагог должен учитывать определенные требования к качеству исполнения игрушки, а именно: – узнаваемость (ребенок с первого взгляда должен понять, какое животное или растение перед ним); – привлекательность (игрушка должна быть «доброй» и симпатичной, вызывать положительные эмоции); – эстетичность (форма или окраска игрушки может быть декоративной, но всегда высокохудожественной). Игрушка необходима, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний; когда с животным невозможны действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает, лает; ее можно погладить, взять за лапу. 2. ИОС с литературными персонажами Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Цель использования кукол сказочных персонажей – активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Буратино, Петрушки, Красной Шапочки и других героев сказок. Куклы из сказок – не просто симпатичные игрушки, развлекающие ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, зависящей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляют типичные черты характера. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят. Задача педагога в этом случае – создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют. На занятиях педагог спрашивает детей, что-то поясняет сам. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют его рассказ, уточняя и закрепляя при этом полученные знания. Тем самым активизируется умственная деятельность дошкольников. 3. ИОС-путешествия Цель использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю». В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя группы или опытного путешественника, и – это главное в подобном типе ИОС – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами. |
3 этап | Контрольно-оценочный или рефлексивный Подбор методик для диагностики уровня развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста. Показатели результативности: – повышение уровня развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста; – составлены рекомендации для дальнейшего развития речевой активности для родителей воспитанников; – составлен отчет о проделанной работе. |
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски | Минимизация |
Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. | Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы. |
Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. | Индивидуальная работа с детьми и родителями. |
Риск 3: недостаточная разработанность проекта | Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь. |
Уровни и показатели результативности
Критерии | Показатели |
1) умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»; 2) умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?»; 3) умение называть действия (глаголы), связанные с предметом, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?» | высокий уровень (36-30 баллов) – ребенок умеет называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это? Что это?»; умеет обозначать признаки и качества предмета, выраженным именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая, маленькая, большая и т. д.), отвечающие на вопросы: «Какой? Какая?»; умеет называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним сделать?»; средний уровень (29-23 баллов) – ребенок умеет называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»; не употребляет обобщающие слова (одежда, игрушки, посуда); не всегда пользуется словами, обозначающими качества и свойства предметов (величина, размер, цвет); низкий уровень (от 22 баллов и меньше) – сформировано только умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это? Что это?»; при этом не может назвать признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой? Какая?»; не дает точных ответов на вопросы взрослого. |
Продукт проекта
Презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речевой активности у детей группы.
Организация предметно-развивающей среды. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
Прогноз и перспектива
Проект «Развитие речевой активности посредством дидактической игры» может быть реализован в любых дошкольных образовательных организациях. Дидактические игры и методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей.
Дидактическая игра является помощником для педагога во время усвоения любого материала и может проводиться на занятиях, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Специфическими структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и игровая задача, содержание игры, роль, правила, игровые действия и результат.
Литература
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2020. 120с.
2. Микляева Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2023. 230с.
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2024. 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"
Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей...

Сообщение "Развитие речевой активности у детей посредством пальчиковых игр"
Развитие речевой активности у детей через пальчиковые игры....
Проект по речевому развитию «Развитие речи посредством дидактической игры»
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развити...

Речевое развитие детей посредством дидактической игры
Речевое развитие детей посредством дидактической игры»...


