Художествкенно-эстетическое развитие детей посредствам дидактической игры
методическая разработка на тему

Куманейкина Ирина Сергеевна

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_no3.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Педагогический совет №3

Педагогический совет

«Художественно-эстетическое развитие ребенка по средствам дидактической игры»

2014 год

Цель педсовета:

Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.

Повестка дня:

1.  Итоги тематической проверки «Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольных  группах»

2. Анализ посещения СОД по ИЗО, музыкальных занятий

3. Теоретическая часть

  • Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей?
  • Как решаются задачи эстетического воспитания в изобразительной деятельности детей?
  • Значение дидактической игры в развитии ребенка
  • Презентация дидактических игр  по изодеятельности и музыке.

4. Практическая часть

  • Деловая  игра  «Педагогический пробег»
  • Изготовление приглашения

5. Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета.

Справка

по результатам тематического контроля

«Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»

I. Оценка уровня знаний, умений и навыков детей.

В ходе тематической проверки проводилось наблюдение за  детьми дошкольного возраста по разделам изобразительное искусство и музыкальное развитие.

Проанализировав детские работы и знания, умения, навыки детей старших групп можно сделать следующие выводы.

Практически все дети (92%) проявляют интерес  к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность СОД по рисованию и лепке наблюдается у детей подготовительной группы. Основная масса детей (78%) выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые  навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом  плане).

Анализ знаний, умений и навыков детей по музыкальному развитию позволяет сделать следующие выводы.

Дети умеют вслушиваться в музыку, понимают ее образное содержание, почти все дети (93%) умеют определять жанр произведения (марш,  песня, танец). В основном все дети старшего возраста (83%) умеют связывать движения с музыкой, выполнять совместные движения, 66% детей имеют высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, 34% - средний уровень.

II. Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ СОД, а также в ходе самоанализа). Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно руководить детским творчеством. Профессиональные педагоги строят каждую СОД с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений.

У многих педагогов формальный, нетворческий подход к организации СОД: используются одни и те же  методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий. Мало внимания уделяют анализу детских работ.

III. Планирование работы с детьми.

В календарных планах воспитателей планируются занятия по музыке, изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с художественной литературой. Планируется индивидуальная работа с детьми,  беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.  Очень мало педагоги планируют и проводят досуги и развлечения, работу с родителями.

IV. Создание условий.

В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для развития художественно-творческих способностей детей.

В музыкальном зале имеются музыкальные инструменты, пособия, атрибуты, комплекты аудиозаписей песен, музыкальных произведений, куклы би-ба-бо и другие виды театров.

   В группах оборудованы  музыкальные уголки, театрализованные зоны, уголки по художественно-продуктивной деятельности.  Наличие материалов в уголках  не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.

V. Работа с родителями.

Анализ документации и наглядного материала на группах показал, что работе с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели очень мало уделяют внимания

Привлекают родителей к оформлению групп к праздникам воспитатели группы «Солнышко».

Рекомендации:

  1. Более творчески подходить к организации СОД по художественно-эстетическому развитию детей , использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях.  (Постоянно)

     Ответственные: воспитатели.

  1. При планировании СОД (изодеятельность,  музыка, конструирование, аппликация) указывать программные задачи и источник.

(Постоянно).

Ответственные: воспитатели.

  1. Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в    

соответствии с возрастом детей.

Срок: апрель 2014г.

Ответственные: воспитатели.

  1. Использовать разнообразные формы работы с родителями, подготовить  

наглядный материал для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей.

Срок: май 2014г.

Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В. А. Сухомлинский/

Музыка является источником различных эмоций. Ей дана волшебная сила заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда «реально» с нами не происходит ничего печального или радостного. Музыка способна нас завораживать, уводит нас в иной прекрасный мир, только настоящая музыка способна сделать нас чище, мудрее, красивее.

 Но насколько был бы беднее мир, если бы не было произведений живописи, которая считается одним из главных видов изобразительного искусства. По своему содержанию произведения живописи могут быть различны, но каждое из них способно вызвать эмоциональный отклик в сердце каждого.

 Рядом с нами дети, как важно научить их видеть и слышать красоту вокруг себя, как важно чтоб уже у маленького человека оказался в руках ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК в волшебный мир красоты, несущий душе светлые, благородные, животворные чувства.

Вот почему мы сами должны не только много знать разных видов искусства, но и понимать их, чувствовать, уметь донести до наших малышей эти чувства

Как решаются задачи эстетического воспитания

в музыкальной деятельности.

Всегда вызывает восхищение человек интеллектуально развитый, умеющий логически мыслить, концентрировать внимание, обладающий хорошей памятью, физически крепкий. Но достаточно ли этих качеств, чтобы считаться всесторонне развитым?

         По настоящему  гармоничный человек эмоционально чуток, восприимчив, он способен чувствовать прекрасное и наслаждаться удивительным миром искусства. Огромную роль в эмоциональном развитии играет музыка, как «язык чувств».

           Основная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста: развитие эмоционального отношения к музыке, формирование хорошего музыкального вкуса. Эту работу нужно начинать с раннего детства. Не случайно с древних времен любая педагогическая система не мыслилась без изучения музыки, рисования, танцев, иностранных языков, а зачастую эти дисциплины считались ведущими. Американские ученые считают и сегодня, что музыка развивает интеллект и познавательные способности.

 Культура – это наследство предыдущих поколений (все художественные ценности, в том числе и музыка). Задача музыкального руководителя состоит в том, что чтобы сформировать у детей эмоционально-оценочное (положительное) отношение  к музыке, чтобы каждый ребенок присвоил эти культурные ценности  (это моя музыка, я ее люблю). Если с раннего детства музыка запала в душу – то это ребенок присваивает на всю жизнь.

         В старшей группе дети уже дают обоснованную, аргументированную оценку музыке. Оценка – это желание ребенка повторно слушать музыкальное произведение. Из числа любимых можно назвать следующие произведения, которые слушают дети: «Тройка» Свиридова,  «Испанское болеро» Чайковского из балета «Лебединое озеро», «Мелодия» Глюка, «Шутка» Баха и др.

         Как решаются задачи эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности? Прежде всего через слушание и восприятие  классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика), это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т.д.)

Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, произведений живописи педагог формирует у детей  представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.

На музыкальных занятиях активизируется  познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы.    При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

 Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека.

 Музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволяет детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух,  чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

Чтобы полностью выполнить программные требования, надо хорошо продумать методы и приемы, которые строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Ведущая роль принадлежит педагогу, который должен строить свою работу, прежде всего  с учетом интересов и потребностей каждого ребенка. Музыкально-эстетическое воспитание направленно не только на развитие каких-либо способностей, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, методы должны быть едины  по своей направленности и обеспечить в конечном счете воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.

Как решаются задачи эстетического воспитания в изобразительной деятельности детей?

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартами дошкольного образования».

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Реализация цели осуществляется через решение задач:

организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;

развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

приобщение к традициям родного края;

привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

работа с педагогическими кадрами;

работа с детьми;

взаимодействие с семьёй.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

создание обстановки эмоционального благополучия;

создание и обновление предметно-развивающей среды;

творческий подход к содержанию образования;

вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

взаимодействие с семьями воспитанников;

Презентация дидактических игр

Деловая игра  «Педагогический пробег»

Ведущий предлагает считать педсовет  своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к изобразительной деятельности, формирования культуры.

Участники педсовета делятся на две команды с помощью лотереи. Ведущий игры дает целевую установку:  «Командам двигаться каждой по своему маршруту. При  правильном ответе на вопросы получать разрешение на переход к последующим этапам пробега. Победителем будет считаться та команда, которая, несмотря на лишения и трудности дистанции, проходит к финишу».  Членам команды дается 1 мин. для  придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме педсовета.

Первая остановка  «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).

                                     Первая команда

  • Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы,  изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т.д.; дети старшей группы, изучали  белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
  • Между мамами состоялся следующий разговор.  «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?

Вторая  команда

  • Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать.  Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие отца с точки зрения теории Л.С.Выготского  о «зоне ближайшего развития».
  • Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

Вторая остановка  «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Кроссворд

               «Народно-прикладное  искусство в работе с детьми»

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

     

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья.

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести?

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.

Третья остановка  «Калейдоскоп изобразительного искусства»

                              Первая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
  • Материал с примесью белил для рисования, дающий плотный и непрозрачный слой. /гуашь/
  • Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.
  • Выскажите предположения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе  воспитательно-образовательной работы.

                           Вторая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
  • Небольшая тонкая доска четырехугольной или овальной формы для разведения или смешивания красок /палитра/
  • Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  • Выскажите предположения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе  воспитательно-образовательной работы.

Четвертая остановка   «Умелец»

Задание на изготовление из имеющегося изобразительного материала образца приглашения на праздник «Выпуск в школу» (по содержанию и технике выполнения изготовление пригласительного билета должно быть доступно для детей старшего дошкольного возраста)

  Решение педсовета:          

1.     Планировать досуги с родителями с использованием изодеятельности.

Ответственные: воспитатели

2.     Оформить папки – передвижки «Художественно-эстетическое развитие ребенка»        

  Ответственные: воспитатели

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

«Развитие речи детей посредством дидактической игры».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у дет...

"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для...

Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, ...

Развитие речи посредством дидактической игры детей старшего дошкольного возраста

В материале представлены речевые дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы логопедами, воспитателями и родителями...