Статья "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ИЗ ОПЫТА"
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ИЗ ОПЫТА
Салагаева И.А.
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребёнком и сохранённый его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.
Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Жизненные впечатления детей сложны и многообразны, и поэтому часто ребёнок, говоря о происшедшим с ним событии, воспроизводит его довольно специфично. Например, рассказы о новогодней ёлке начинаются с описания появления Деда Мороза или сюрпризного момента.
Рассказывание из опыта отличается тем, что ребёнок хорошо знает то, о чём он говорит.
Они имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребёнка, для проявления его индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребёнка с окружающими, но главным образом в процессе обучения, т.е. на занятиях. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события.
В детском саду в средней группе детей учат, рассказывать по вопросам и образцу показанному воспитателем, а в старших группах детей учат – самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило.
Тематика рассказов педагогами подбирается в соответствии с интересами, которыми живут дети в детском саду и дома, какие события произошли в их жизни. Нами педагогами проводятся беседы с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни их детей дома. Также мы педагоги можем посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, предложив им сводить своего ребенка, например в зоопарк, музей, цирк, а также почитать ему его любимые книги.
Родителям в детском саду мы педагоги рекомендуем следующие темы:
1. Для детей средней группы – как провели праздник новогодней ёлки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне;
2. Для детей старшей и подготовительной к школе групп – о том, как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме.
Тема занятия с детьми нами педагогами подбирается конкретно и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чём надо рассказывать. Одни темы ориентируются на конкретный случай, например: («Как мы лепили снежную бабу»). А другие предлагают ребёнку самому отобрать факты и рассказать о них, например: («Наши зимние забавы» и др.). Рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту). Рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провёл выходной день»; «Расскажи о своём доме»).
В старшей группе это - ознакомление с окружающим миром, с трудом взрослых, с трудом самих детей, например («Что мы видели в библиотеке», «Что мы узнали о работе почтальона», «Как повар готовит обед»). Нами педагогами с детьми седьмого года жизни организовывается рассказывание из опыта на морально-этнические темы («Рассказ о моём друге», «Как мы заботимся о малышах», «За что я люблю свою маму»). Такие занятия способствуют воспитанию чуткого отношения к близким людям, доброты, заботливости, внимания к окружающим.
В работе с детьми нами педагогами используется такой приём, как рисование совместно с детьми своей любимой игрушки, кошки или собаки, собственного дома с последующим рассказыванием о нарисованном. Рисунки ребёнка при помощи наводящих вопросов педагога постепенно начинают воплощаться в точное словесное оформление, которое опирается на прочувствованное и усвоенное им содержание.
Одним из ценных приёмов развития речи у детей дошкольного возраста является составление письма. Письменная речь – высшая форма связной речи. Своим детям предлагаем написать, письмо коллективно помогаем им в написании письма и продумывании текста, темы, например, заболевшему товарищу, каждый ребёнок даёт свой текст. Составление письма – своеобразный коллективный рассказ детей, имеющий особое содержание и структуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Мнемотехника, как инновационный метод обучения связной речи детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Приемы развития связной речи детей с ОНР....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию
Презеньация из опыта работы...

Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию.
Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию....

"Обучение связной речи детей дошкольного возраста методом каталога (ТРИЗ).
quot;Обучение связной речи детей дошкольного возраста методом каталога (ТРИЗ)....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию по картинам.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
