Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Нефедова Наталья Александровна

Для развития речевого творчества необходима ежедневная, качественная работа как индивидуально, так и со всей группой. Для этого необходимо учить детей сочинять сказки, загадки, составлять творческие рассказы. Только ежедневная и систематическая работа сделает их загадки необычными, а сказки удивительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nefedova_n.a._statya.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

 Развитие речи детей начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Оно одновременно способствует развитию интеллекта, творческих способностей и высших эмоций ребенка.  Речь детей становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.                              

Исследователи   Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, изучали характер творческих проявлений детей в литературе, а также пути формирования творческих способностей ребенка. А так же на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.

Эти исследования показали, что развитие речевых творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении  речевого творчества играет ознакомление детей с произведениями литературы, фольклорных жанров, искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

      Педагоги и психологи в современных исследованиях исходят из того, что словесное творчество определяется под влиянием произведений литературы и искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

       Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую зависит от его окружения речевой среды. Для этого, важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций.

      Отечественные ученые, а также педагоги Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.П. Саккулина, Е.А.Флерина и другие подчеркивали, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, становится произвольным внимание, память, формируется связная речь.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывание творческих рассказов.

Анализ деятельности педагогов ДОУ позволил выделить ряд недостатков.

Недостатки в результатах

Недостатки воспитателей в основном процессе

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

Ребенок не умеет применять в речи слова с противоположным значением, со сходным значением.

Не владеют речью в соответствии с нормами, что затрудняет их речевое творчество.

Не у всех детей хорошо развита речь, внимание, память, воображение, творческое мышление.

Недостаточно сформированы виды речи (монологическая, диалогическая, связная).

У многих детей не сформирован интерес к речевому творчеству.

 

Применение методов в работе по развитию речевого творчества без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Недостаточно внимания уделяется проблеме речевого творчества в образовательной деятельности.

 

Не планируется деятельность воспитателя, направленная на улучшение у детей видов речи (связной, монологической, диалогической), на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения

В образовательной деятельности практически не используются средства развития творческой фантазии ребенка (сочинение сказок, загадок, фантазирование, мультимедийные игры)

Нет системы в подборе дидактических игр.

Недостаточная квалификация воспитателей. Отсутствие социального партнерства с театрами, музеями, организациями дополнительного

Отсутствует взаимодействие с родителями воспитанников, со специалистами ДОУ по данной проблеме.

Не проводится педагогическое просвещение родителей и воспитателей по проблеме речевого творчества.образования.

Недостаточно хорошо создана предметная среда, способствующая развитию у детей речевого творчества. Имеется недостаток материально- технической оснащенности образовательной деятельности: мало книг со сказками, загадками; мало картин.

   Таким образом, на основе анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности возникает  противоречие, с одной стороны воспитатель ДОУ должен воспитать творческую личность, однако не активизируют творческое воображение и фантазию ребенка, а ориентированы на воспроизводящий характер образовательной деятельности.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

 Деятельность педагога по развитию речевого творчества дошкольников не направлена на активизацию творческого воображения и фантазию ребенка.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевой ориентир

Конкретизация с возрастом и с темой

Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действии и речи ребенка

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок владеет разными формами речевого творчества, через включение в различные виды деятельности (игра, общение, ОД).

Ребенок владеет речью, как средством общения и словотворчества, может передавать свой замысел в речи, через рассказ, сказку и т.д.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми в творческой деятельности.

Ребенок способен обращаться к взрослым и сверстникам за помощью, советом при составлении сказок, загадок, участвует в совместной творческой деятельности.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ребенок активен и верит в собственные возможности, учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам сверстников.

Ребенок выражает свои чувства и мысли в речевой творческой деятельности при составлении сюжетных, повествовательных рассказов.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок приобретает навыки речевого творчества и воображения через игры, рассматривание иллюстраций, через прослушивание художественных произведений, совместное посещение с родителями музеев, театров.

Ребенок способен составлять собственные творческие рассказы. У ребенка развита память, воображение, словесно- логическое мышление, которое он демонстрирует при составлении рассказов на выбранную тему.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ребенок активно пользуется собственным речевым словарем в грамматически правильной, диалогической и монологической речи.

Ребенок умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях через составление описательных рассказов.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

   Для развития речевого творчества необходима ежедневная, качественная работа как индивидуально, так и со всей группой. Для этого необходимо учить детей сочинять сказки, загадки, составлять творческие рассказы. Только ежедневная и систематическая работа сделает их загадки необычными, а сказки удивительными.

      Речевое творчество ребенка строится на грамматически правильной речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с детьми и взрослыми, отрегулировать свое поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Речевое творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Развитие речевого творчества дошкольников будет эффективно, если проводить с детьми специальную работу, направленную на развитие фантазирования, путем обучения детей придумыванию новых сказок, сюжетов игр и т.д.

      Для достижения этой цели поставлены направления по развитию речевого творчества

- способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно- речевой деятельности с элементами творчества;

- развивать воображение в художественно- речевой и игровой деятельности;

- комбинировать, сочленять целостные сюжетные ситуации, которые способствуют расширению содержания рассказа;

- воспитывать чувство удовлетворения и радости от реализации своих замыслов и желаний;

- развивать детскую самостоятельность и инициативу в речевом творчестве, стремление к активной деятельности в создании необычных историй.

   Для оптимизации системы деятельности педагога по развитию речевого творчества дошкольников необходимо внести изменения. Данная система рассчитана на 1 год.  

Средства обучения и воспитания:

      Большую ценность для расширения представлений о предметах, явлениях окружающей жизни играют загадки. Они развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов.

Загадки важны для формирования эмоциональной сферы ребенка, развития образного мышления, творческого воображения.

“Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир” Ю.Г.Илларионова

Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. “Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а также уровень творческого мышления ребенка” Илларионова Ю. Г. Таким образом, используя загадки, можно обогатить словарь детей, расширить представление детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

 Игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи:

Шишка. Какие бывают иголки? Кого можно гладить?

Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях, закреплять умения, различать значения слов.

Знакомить детей с многозначными словами, заменять на сходные слова.

Кто это ползет?

Цель: подбирать слова обозначающие признаки и действия, составлять описание.

Учить описывать животных, насекомых, отражая в речи существенные признаки отличающие друг от друга, похожих по свойствам (еж – елка и т.д.)

Закончи предложение.

Цель: подбирать глаголы обозначающие окончание действий.

Ребенок заканчивает предложение начатое воспитателем.

Чего нет? Кто у кого? Где спряталась игрушка?

Цель: учить правильно согласовать сущ. и прил. в роде, числе, падеже., употреблять предлоги пространственного значения, соотносить название животных и их детенышей.

Дети без наглядности обучаются образованию форм Р.п. ед. и мн. числа сущ. и прил.

Игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи:

Я назову признак, а вы перечислите его значения.

Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Воспитатель называет какой либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). назвать какое либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – цвет, холодным – температура вещества).

Что (кто) делает так же?

Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части), составлять загадки по моделям “как… но, не…”.

Ведущий называет объект дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названые действия ярко выражены.

    Разнообразие методов и приемов используемых при обучении дошкольников сочинению сказок, позволяет варьировать задания, обогащать содержания и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Учитывая при этом как индивидуальные, так и возрастные возможности дошкольников.

    Основная цель обучения детей сочинению сказок – сформулировать у них осознанное отношение к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развивать умение управлять им.

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания:

Игра Сказочные слова

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку

Предлагаем детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают в сказках (Сим-Сим открой дверь, Сивка бурка вещая каурка и т.д.), затем перечислить все слова с которых начинается сказка (однажды в некотором царстве в некотором государстве, в стародавние времена и т.д.)

Игра В какой сказке?

Цель: находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу

Воспитатель называет поговорку, пословицу или жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат (не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Игра Назови героя

Цель: объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой-либо образ, дети должны найти конкретных героев из других сказок (героем сказок может быть девочка, она должна быть особенной со своими конкретными свойствами и действиями)

Игра Действия героя

Цель: учить детей перечислять все возможные действия героя предложенного воспитателем, из какой либо сказки

Дети говорят только глаголы из сказки, далее им предлагается вспомнить героев, которые бы выполняли эти же действия в других сказках. При затруднении воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок

Интересен метод сказки из стишков, когда из множества коротких стихов составляется сказочное продолжение.

Для развития речевого творчества очень эффективны методы:

– составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово “девочка” – “Жила-была девочка, которая…” и т.д.

– составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы “Крокодиловы слезы” – “Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т.д.

– Случайные сказки – это рассказы о забавных случаях, из реальной жизни, которые я использую для развития фантазии у детей. Важно умело подобрать их учитывая возраст, настроения. На своих занятиях я использовала случаи из реальной жизни, такие: “Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг …”

Или воображаемой жизни, например:

“Мы стояли на перекресте трех дорог возле большого камня, а на нем надпись: “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь своему другу; направо пойдешь – с другом расстанешься навсегда; налево пойдешь – красивую игрушку найдешь.”

– Какую из дорог вы выберите?

– Почему?

– Какое доброе дело можем сделать для своего друга?

– составление сказки о бытовых предметах. Дети мало имеют дело с бытовой техникой, поэтому появилась мысль соединить начало рассказа о технике со сказочным продолжением. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.

– метод перевирания сказок”, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказок дети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.

– придумывание сказки с середины более чем удачный способ развития творческого воображения и логического мышления. В качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет.

– рассказывание старой сказки по – новому, помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка – трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. Например, за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

– сказки из шуточных вопросов могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же, но часто такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого. Например, детям задаётся вопрос “Что медведь ест зимой?”, смышлёный ребёнок отвечает, что медведь спит зимой. Вот тут – то и следует перейти к сказке “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил поесть ….”. Далее дети сочиняют сказку про необыкновенного медведя.

Также в своей работе можно использовать методы:

разыгрывание сценок из сказок;

  Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями

освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

  Для получения новых образовательных результатов необходимо внести изменения в деятельность педагога по развитию речевого творчества дошкольников.

Кадровые:

- курсы повышения квалификации;

- повышение самообразования;

- участие в районных, региональных мероприятиях;

- выступления на педсоветах по развитию речевого творчества у дошкольников;

- привлечение узких специалистов: педагог- психолог, учитель - логопед для оказания консультации.

Научно - методические:

- разработка тематических недель;

- совместный (дети, родители, педагоги) проект «Волшебное слово»;

- изучение литературы по теме речевого творчества;

- написание методических пособий и подбор наглядного материала по развитию у детей речевого творчества;

- изготовление папок передвижек для родителей по ознакомлению с  речевым творчеством детей;

- создание схем, мнемотаблиц по обучению детей рассказыванию;

- подбор книг в  книжный уголок;

- обеспечение ИКТ.

Для получения знаний по заданной теме.

Материально- технические:

- создание предметно - развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;

- оформление книжного уголка, уголка  для  творчества;

- применение интерактивной техники;

- подборка настольно- печатных и дидактических игр.

Нормативно- правовые:

- Положения о конкурсах;

- заключение договора о сотрудничестве с библиотекой школы№13, филармонией, краеведческим музеем.

Информационные:

- создание информационного банка данных по обозначенной проблеме;

- доступность интернет- ресурсов (www.maam.ru, www.sipkro.ru, pedsovet.ru);

- дистанционное общение с коллегами с целью обмена опытом и информацией о развитие речевого творчества;

-  дни открытых дверей в ДОУ.

Организационные:

- проведение «Конкурса чтецов» в ДОУ;

- организация экскурсий в библиотеку;

- беседы специалистов с родителями;

- итоговое мероприятие в конце года по развитию у детей речевого творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

На современном этапе большинство  детей старшего дошкольного возраста испытывают трудности при общении со сверстниками.  В результате у детей отсутствует мотив коммуникативного совершенствов...

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогических работников

В помощь специалистам по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогических работников...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ

Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...

Анализ и оценка условий профессиональной деятельности.

Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получат...

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей «Удовлетворенность родителей (законных представителей) профессиональной деятельностью воспитателя», 2022 г.

Цель анкетирования: выявить степень удовлетворенности родителей (законных представителей) профессиональной деятельностью воспитателя I подготовительной группы Макавеевой Ю.В....

Основные цели и задачи в профессиональной деятельности воспитателя.

В чем отличие целей и задач в профессиональной деятельности воспитателя...