"Речевая ромашка" Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников
Задачи:
- Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
- Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития.
- Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.
- Актуализировать опыт работы педагогов;
- Приобрести практический опыт в коллективной работе;
- Сформировать профессиональную мотивацию педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.8 МБ | |
| 142.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников. Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения . Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития. Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ. Актуализировать опыт работы педагогов; Приобрести практический опыт в коллективной работе; Сформировать профессиональную мотивацию педагогов. Цель семинара-практикума: Задачи: 3. 2. 4. 5 . 1. 6.
Давайте поприветствуем друг друга Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника . (например, красивая Катя, светлая Светлана)
Речь Мелкая моторика Активный словарь Связная речь Артикуляционная моторика Фонематический слух Психические процессы Речевое дыхание Речь- самая сложноорганизованная и самая хрупкая функция человеческого мозга. Её можно сравнить с цветком ромашки, где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии.
1 лепесток: Развитие мелкой моторики рук. «Ум человека находится на кончиках пальцев». Тонкая моторика – это основа всего речевого развития. Пальчиковые игры под весёлую музыку, в стихотворной форме; Примеры игр на развитие мелкой моторики: 2. Игры с массажными мячиками; 3. Игры с мячиком Су-Джок и массажными колечками; 4.Игры с прищепками.
2 лепесток: Развитие активного словаря. «Слово — основная единица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса у ребенка». Речь На данном возрастном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать: существительными – названиями предметов: игрушек, одежды, посуды, мебели, обуви, транспортом. Также знакомим детей с овощами, фруктами, домашними и дикими животными, их детенышами. глаголами - стирать, варить, мыть, резать, гладить, лечить, сажать и др. прилагательными (большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый и др); Игра «Волшебный мешочек»
3 лепесток: Развитие связной речи. Важнейшим, завершающим звеном в целостной системе обучения дошкольников родному языку является развитие связной продуктивной речи, т.е. речи как средства общения ребенка со взрослыми и другими детьми. Речь Мелкая моторика Активный словарь С вязная речь Основной характеристикой связной речи является ее содержательность, логичность, последовательность, понятность для собеседника. Игра «Сочиняем истории»
4 лепесток: Развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе Мелкая моторика Активный словарь Связная речь Артикуляционная моторика Речь Речевое дыхание Логопед демонстрирует упражнения для развития артикуляционного аппарата.
5 лепесток: Развитие фонематического слуха. На базе фонематического слуха у ребенка формируется способность слежения за непрерывным потоком слогов, то есть фонетический слух. Мелкая моторика Активный словарь Связная речь Артикуляционная моторика Фонематический слух Речь Речевое дыхание Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих. Игра «Где находится звук?»
6 лепесток: Развитие психических процессов. Речь связана со всеми психическими процессами. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи. Мелкая моторика Активный словарь Связная речь Артикуляционная моторика Фонематический слух Психические процессы Речь Дидактическая игра «Четвёртый-лишний»
5 лепесток: Развитие речевого дыхания. Речь Мелкая моторика Активный словарь Связная речь Артикуляционная моторика Фонематический слух Психические процессы Речевое дыхание Основа звучащей речи. Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчкообразном или в неправильном направлении воздушной струи. Логопед демонстрирует упражнения для речевого дыхания.
Мелкая моторика Активный словарь Связная речь Артикуляционная моторика Фонематический слух Психические процессы Речь Речевое дыхание Е сли соблюдались все направления, то речь будет: «Чистая», красивая, богатая, отличная, грамотная, правильная, безошибочная!
Рефлексия «Закончи фразу» Участникам семинара предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.
Предварительный просмотр:
Логопедический семинар – практикум для воспитателей ДОУ
«Речевая ромашка»
Тема: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста»
Цель: Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
Задачи:
- Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
- Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития.
- Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.
- Актуализировать опыт работы педагогов;
- Приобрести практический опыт в коллективной работе;
- Сформировать профессиональную мотивацию педагогов.
Оборудование: цветок ромашки; лепестки на которых написаны направления логопедического воздействия; магнитная доска с магнитами, экран, компьютер, презентация логопедического практикума «Речевая ромашка». USB колонка с записью песен для артикуляционной гимнастики и мелкой моторики.
Дидактические игры: «волшебный мешочек», «кубики историй», «4-лишний», «волшебные прищепки», «воздушный футбол». Массажные мячики, мячик Су-Джок с колечками. Салфетки, ватные шарики, пёрышки.
Ход семинара:
Организационная часть
Учитель - логопед встречает педагогов в зале.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные»
Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, красивая Катя, светлая Светлана). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.
Речь самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнить ее с цветком ромашки, где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии (показываю ромашку), это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Следовательно, и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям. (Об этом необходимо знать всем педагогам ДОУ.)
1 лепесток: Развитие мелкой моторики рук.
(Показываю и прикрепляю к белому цветку цветной лепесток с надписью: «Развитие мелкой моторики рук».)
Еще в древности возникло такое иносказательное выражение: «Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействуем и на другой. Иными словами, на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику рук.
Тонкая моторика – это основа всего речевого развития.
1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1) Пальчиковая гимнастика (чтобы она была еще интереснее, ее можно проводить под музыку).
Пальчиковая игра «Семья» (Включается музыка со словами, логопед показывает, все педагоги повторяют.)
2.Упражнения с прищепками.
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок.
Игровое упражнение «Волшебные прищепки».
- Посмотрите, какая замечательная весенняя картинка! Но что это? Солнышко без лучей…Цветы без лепестков… Даже ежик без колючек! Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один из вас держит картинку за нить и немного покачивает, а другой в это время пытается нацепить на силуэт прищепки (раздает картонные изображения).
2 лепесток: Развитие активного словаря.
Слово — основная единица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса у ребенка. Необходимо показать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого необходимо научить ребенка правильно называть предметы, различать предметы по существенным признакам, выделять характерные признаки и качества, а также действия. Такое обучение проводится взрослым через игровую деятельность. Игры способствуют накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только имен существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.
На данном возрастном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать:
- существительными – названиями предметов: игрушек, одежды, посуды, мебели, обуви, транспортом. Также знакомим детей с овощами, фруктами, домашними и дикими животными, их детенышами.
- глаголами - стирать, варить, мыть, резать, гладить, лечить, сажать и др.
- прилагательными (большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый и др);
- наречиями (там, здесь, тут, низко, высоко и др).
Следующие игры направлены на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Игра «Волшебный мешочек» (Достань не глядя, назови и опиши)
3 лепесток: Развития связной речи.
Развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте
Важнейшим, завершающим звеном в целостной системе обучения дошкольников родному языку является развитие связной продуктивной речи, т.е. речи как средства общения ребенка со взрослыми и другими детьми. Основной характеристикой связной речи является ее содержательность, логичность, последовательность, понятность для собеседника.
Игра «Кубики историй» (Бросаем кубики и составляем историю)
4 лепесток: Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.
Перед педагогами стоят индивидуальные зеркала. Включается музыка со словами, логопед показывает, все педагоги повторяют.)
5 лепесток: Развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это способность различать звуки речи.
На базе фонематического слуха у ребенка формируется способность слежения за непрерывным потоком слогов, то есть фонетический слух.
Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих. Звуко-слоговой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.
Дидактическая игра «Где находится звук?»
6 лепесток: Развитие психических процессов.
Речь связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием (психическое состояние), мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными.
Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
В психическом развитии ребенка речь выполняет три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую. Недостатки речевого развития отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.
Дидактическая игра «4 лишний»
7 лепесток: «Развитие речевого дыхания»
Основа звучащей речи. Источником образования звуков голоса является речевое дыхание. (Показываю цветной лепесток. На котором написано: «Развитие речевого дыхания», прикрепляю его к цветку.) Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчкообразном или в неправильном направлении воздушной струи.
Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи.
- Сдуем с ладошки салфетку, ватку, пёрышко;
- Сдуем с носа салфетку, ватку, пёрышко;
- Поиграем в футбол со зверятами. (мягкий, лёгкий мячик)
Логопед. Мы с вами познакомились с теми направлениями, по которым необходимо проводить развитие и коррекционное воздействие на речь детей: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Данные и подобные игры и упражнения можно выполнять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов всем педагогам детских образовательных учреждений. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.
Обратим внимание на речевую ромашку если соблюдались все направления, то речь будет: «Чистая», красивая, богатая, отличная, грамотная, правильная, безошибочная и т.д.
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам семинара предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как музыка помогает ребенку развить речевые навыки?(консультация для воспитателей)
.Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей и особенно важно для детей.Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словам...

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР
Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...

Обучение монологической речи в свободном речевом общении. Пересказывание сообщений воспитателя.
Презентация...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей
Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...

Групповая диагностическая карта речевого развития детей для (воспитателей)
Групповая диагностическая карта речевого развития детей...



