Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Аннотация к занятию по речевому развитию

Тема:  «Путешествие в осенний лес. Деревья нашего края»

Возрастная группа: Средняя (4-5 лет)

Форма проведения: Игровая ситуация, беседа-путешествие.

 

Краткое описание идеи занятия:

Занятие построено в форме увлекательного воображаемого путешествия в осенний лес. Дети становятся «юными исследователями природы», которые помогают Леснику разгадать загадки и навести порядок в его владениях. Через серию игровых заданий дошкольники активизируют и обогащают словарь по теме, развивают связную речь и грамматический строй, учатся наблюдать и делать простейшие выводы.

 

Цель:

Обогащение и активизация словаря детей по теме «Деревья», развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

 

Задачи:

Образовательные (Речевые):

    Словарь: Закреплять и расширять словарь существительными (дерево, ствол, ветки, листья, кора, корни, плоды: жёлудь, шишка, серёжка; названия деревьев: берёза, дуб, клён, ель, рябина). Активизировать использование в речи прилагательных (осенний, жёлтый, красный, зелёный, разноцветный, тонкий, толстый, высокий, низкий, стройная берёза, кудрявый клён, могучий дуб).

    Грамматика: Упражнять в правильном употреблении существительных в родительном падеже единственного и множественного числа («с берёзы лист – березовый», «с дуба лист – дубовый»). Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красный лист, жёлтые листья, зелёная хвоя).

    Связная речь: Развивать умение составлять описательный рассказ о дереве с помощью воспитателя (по схеме-опоре); участвовать в диалоге, отвечать на вопросы полным ответом.

 

Развивающие:

    Развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.

    Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику и работу с раздаточным материалом.

 

Воспитательные:

   Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть её красоту.

    Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

 

Планируемые результаты:

В ходе занятия ребенок:

Проявит интерес к теме, будет активно участвовать в играх и беседе.

Сможет назвать 3-4 знакомых дерева (берёза, дуб, клён, ель) и их части.

Будет использовать в речи прилагательные для описания деревьев и листьев.

Попытается составить короткий описательный рассказ о дереве (из 2-3 предложений) с помощью воспитателя.

Покажет умение правильно употреблять слова в родительном падеже («лист клена – кленовый лист»).

 

Методы и приемы:

Наглядные: Показ иллюстраций и муляжей деревьев, демонстрация листьев, использование мнемотаблицы для составления рассказа.

Словесные: Беседа, речевые образцы воспитателя, загадки, художественное слово (стихотворение об осени).

Практические/Игровые:

Дидактические игры («С какого дерева листок?», «Четвертый лишний»), пальчиковая гимнастика «Осенние листья», имитационное упражнение «Мы деревья».

 

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Картина «Осенний лес», картинки с изображением деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина), мнемотаблица для описания дерева, корзинка.

Раздаточный: Наборы настоящих осенних листьев или их качественных муляжей (берёзовый, дубовый, кленовый), поднос для каждого ребенка.

Технические: Ноутбук/музыкальный центр для фонового воспроизведения звуков леса («Звуки природы»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе

«Путешествие в осенний лес»

 

Цель: Обогащение и активизация словаря детей по теме «Деревья».

Задачи:

Речевые: Закреплять названия деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина) и частей дерева (ствол, ветки, листья, кора, корни). Упражнять в образовании прилагательных от существительных (с берёзы – березовый). Учить составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.

Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, связную речь.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.

 

Материалы и оборудование:

Ноутбук с записью звуков леса.

Картина «Осенний лес».

Картинки деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).

Мнемотаблица для описания дерева.

Корзинка с настоящими осенними листьями (кленовый, дубовый, березовый, рябиновый).

Письмо от Лесника.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент. Создание игровой мотивации.

 

(Дети заходят в группу. Звучит спокойная музыка «Звуки осеннего леса»).

 

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу прилетел почтовый голубь и принес это письмо. Давайте его прочитаем! (Открывает конверт).

 

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам старый Лесник. В моем лесу случилась беда: подул сильный ветер и перепутал все деревья. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок и разобраться, где какое дерево растет. Я оставил для вас подсказки. Ваш Лесник».

 

Воспитатель: Ну что, поможем Леснику? Тогда отправляемся в путешествие в осенний лес!

 

2. Вводная часть. «Мы в лесу».

 

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами в лесу. (Обращается к картине «Осенний лес»).

Посмотрите, как здесь красиво! Что вы видите? (Деревья, листья, землю усыпана листьями).

Какое время года сейчас в лесу? (Осень). Почему вы так решили? (Листья разноцветные: желтые, красные, оранжевые).

 

3. Основная часть.

 

а) Дидактическая игра «Угадай дерево».

 

Воспитатель: Лесник сказал, что оставил подсказки. Давайте посмотрим вокруг. Ой, смотрите, это же листья! (Достает корзинку с листьями).

Ребята, листья с каких деревьев вы здесь видите? (Дети называют: березовый, кленовый, дубовый, рябиновый).

 

Воспитатель берет березовый листок:

    — Этот листочек с какой деревушки? (С берёзы). Значит, он какой? (Берёзовый). Как мы узнали берёзу? (У нее белый ствол с черными черточками).

Берет кленовый лист:

    — А этот лист резной, красивый. С какого дерева? (С клёна). Значит, он какой? (Кленовый). Правильно, он похож на ладошку.

Берет дубовый лист:

    — Этот листик с могучего дерева – дуба. Значит, он какой? (Дубовый). А плоды дуба называются жёлуди.

Берет рябиновый лист:

    — А это листочки с рябины. Они какие? (Рябиновые). А что растет на рябине? (Красные ягоды-гроздья).

 

б) Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

 

Воспитатель: Давайте представим, что наши пальчики – это осенние листочки.

 

- Раз, два, три, четыре, пять,

- (Загибают пальчики, начиная с большого)

- Будем листья собирать.

- (Сжимают и разжимают кулачки)

- Листья березы, листья клена,

- (Загибают пальчики, начиная с большого)

- Листья дуба, листья рябины,

- Листья тополя мы собрали,

-  Маме осенний букет отдали.

- (Протягивают ладошки вперед)

 

в) Упражнение «Назови части дерева» (по картинке).

 

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте рассмотрим дерево поближе. (Показывает картинку дуба).

Из каких частей состоит дерево?

— Это что? (Ствол). Он какой? (Толстый, мощный).

— А это что? (Ветки). Они держат... (листья).

— Что это? (Листья). Осенью они становятся... (желтыми, сухими).

— А что находится внизу, под землей? (Корни). Они питают дерево и держат его крепко в земле.

 

Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы.

 

Воспитатель: Чтобы Лесник лучше все запомнил, давайте расскажем ему о деревьях. А поможет нам вот такая волшебная табличка-подсказка. (Вывешивает мнемотаблицу).

 

Первый символ (дерево): Какое это дерево? (Это берёза).

Второй символ (ствол): Какой у берёзы ствол? (Белый, в черных черточках).

Третий символ (лист): Какие у берёзы листья? (Маленькие, зелёные летом, жёлтые осенью, треугольной формы).

Четвертый символ (плод): Что особенного есть у берёзы? (Серёжки).

 

Пример рассказа по мнемотаблице (с помощью воспитателя):

«Это берёза. У берёзы ствол белый с чёрными полосками. Листья у неё маленькие, осенью жёлтые. Весной на берёзе появляются серёжки».

 

Аналогично составляется рассказ про другое дерево (например, клён) с активным участием детей.

 

4. Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги!»

 

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем. Когда я скажу: «Раз, два, три – к березе беги!», вы должны найти на картинке березу и подбежать ко мне. (Воспитатель показывает картинки деревьев, дети выполняют задание. Повторяют 2-3 раза с разными деревьями).

 

5. Заключительная часть. Рефлексия.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, мы помогли Леснику? Что мы для него сделали? (Назвали деревья, собрали листья, рассказали о березе и клёне).

 

Вы сегодня были настоящими знатоками леса! Лесник вам очень благодарен и передал вот этот волшебный сундучок с сюрпризом. (Воспитатель показывает детям красивую коробочку, внутри которой могут быть, например, раскраски с деревьями или медальки «Юный защитник природы»).

 

Наше путешествие закончилось. Давайте поблагодарим Лесника и пообещаем всегда беречь природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского" с использованием интерактивной доски.

Сказки  Корнея Чуковского просто созданы для маленьких детей. Яркие, добрые, харизматичные персонажи этих сказок очень нравятся детям. А стихи понятны, просты и легко запоминаются. [[{"type"...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Путешествие в волшебный мир театра»

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»Цель: развитие речи детей посредством использования элементов театрализации.Задачи:Обучающие:- продолжать совершенствовать диалогическую...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского с использованием интерактивной доски....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему «В гостях у Осени»

Данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей л...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в осенний лес».

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о лесе и его представителей животного мира.Задачи:Образовательная:- Формировать у детей умение называть предметы осени;- Закреплять знания о диких жи...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие в Африку"

Вовлекать в общий разговор, внеситуативное общение на темы из личного опыта....