Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Аннотация к занятию по речевому развитию
Тема: «Путешествие в осенний лес. Деревья нашего края»
Возрастная группа: Средняя (4-5 лет)
Форма проведения: Игровая ситуация, беседа-путешествие.
Краткое описание идеи занятия:
Занятие построено в форме увлекательного воображаемого путешествия в осенний лес. Дети становятся «юными исследователями природы», которые помогают Леснику разгадать загадки и навести порядок в его владениях. Через серию игровых заданий дошкольники активизируют и обогащают словарь по теме, развивают связную речь и грамматический строй, учатся наблюдать и делать простейшие выводы.
Цель:
Обогащение и активизация словаря детей по теме «Деревья», развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
Образовательные (Речевые):
Словарь: Закреплять и расширять словарь существительными (дерево, ствол, ветки, листья, кора, корни, плоды: жёлудь, шишка, серёжка; названия деревьев: берёза, дуб, клён, ель, рябина). Активизировать использование в речи прилагательных (осенний, жёлтый, красный, зелёный, разноцветный, тонкий, толстый, высокий, низкий, стройная берёза, кудрявый клён, могучий дуб).
Грамматика: Упражнять в правильном употреблении существительных в родительном падеже единственного и множественного числа («с берёзы лист – березовый», «с дуба лист – дубовый»). Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красный лист, жёлтые листья, зелёная хвоя).
Связная речь: Развивать умение составлять описательный рассказ о дереве с помощью воспитателя (по схеме-опоре); участвовать в диалоге, отвечать на вопросы полным ответом.
Развивающие:
Развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.
Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику и работу с раздаточным материалом.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть её красоту.
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Планируемые результаты:
В ходе занятия ребенок:
Проявит интерес к теме, будет активно участвовать в играх и беседе.
Сможет назвать 3-4 знакомых дерева (берёза, дуб, клён, ель) и их части.
Будет использовать в речи прилагательные для описания деревьев и листьев.
Попытается составить короткий описательный рассказ о дереве (из 2-3 предложений) с помощью воспитателя.
Покажет умение правильно употреблять слова в родительном падеже («лист клена – кленовый лист»).
Методы и приемы:
Наглядные: Показ иллюстраций и муляжей деревьев, демонстрация листьев, использование мнемотаблицы для составления рассказа.
Словесные: Беседа, речевые образцы воспитателя, загадки, художественное слово (стихотворение об осени).
Практические/Игровые:
Дидактические игры («С какого дерева листок?», «Четвертый лишний»), пальчиковая гимнастика «Осенние листья», имитационное упражнение «Мы деревья».
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Картина «Осенний лес», картинки с изображением деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина), мнемотаблица для описания дерева, корзинка.
Раздаточный: Наборы настоящих осенних листьев или их качественных муляжей (берёзовый, дубовый, кленовый), поднос для каждого ребенка.
Технические: Ноутбук/музыкальный центр для фонового воспроизведения звуков леса («Звуки природы»).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
«Путешествие в осенний лес»
Цель: Обогащение и активизация словаря детей по теме «Деревья».
Задачи:
Речевые: Закреплять названия деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина) и частей дерева (ствол, ветки, листья, кора, корни). Упражнять в образовании прилагательных от существительных (с берёзы – березовый). Учить составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.
Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Ноутбук с записью звуков леса.
Картина «Осенний лес».
Картинки деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).
Мнемотаблица для описания дерева.
Корзинка с настоящими осенними листьями (кленовый, дубовый, березовый, рябиновый).
Письмо от Лесника.
Ход занятия
1. Организационный момент. Создание игровой мотивации.
(Дети заходят в группу. Звучит спокойная музыка «Звуки осеннего леса»).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу прилетел почтовый голубь и принес это письмо. Давайте его прочитаем! (Открывает конверт).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам старый Лесник. В моем лесу случилась беда: подул сильный ветер и перепутал все деревья. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок и разобраться, где какое дерево растет. Я оставил для вас подсказки. Ваш Лесник».
Воспитатель: Ну что, поможем Леснику? Тогда отправляемся в путешествие в осенний лес!
2. Вводная часть. «Мы в лесу».
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами в лесу. (Обращается к картине «Осенний лес»).
Посмотрите, как здесь красиво! Что вы видите? (Деревья, листья, землю усыпана листьями).
Какое время года сейчас в лесу? (Осень). Почему вы так решили? (Листья разноцветные: желтые, красные, оранжевые).
3. Основная часть.
а) Дидактическая игра «Угадай дерево».
Воспитатель: Лесник сказал, что оставил подсказки. Давайте посмотрим вокруг. Ой, смотрите, это же листья! (Достает корзинку с листьями).
Ребята, листья с каких деревьев вы здесь видите? (Дети называют: березовый, кленовый, дубовый, рябиновый).
Воспитатель берет березовый листок:
— Этот листочек с какой деревушки? (С берёзы). Значит, он какой? (Берёзовый). Как мы узнали берёзу? (У нее белый ствол с черными черточками).
Берет кленовый лист:
— А этот лист резной, красивый. С какого дерева? (С клёна). Значит, он какой? (Кленовый). Правильно, он похож на ладошку.
Берет дубовый лист:
— Этот листик с могучего дерева – дуба. Значит, он какой? (Дубовый). А плоды дуба называются жёлуди.
Берет рябиновый лист:
— А это листочки с рябины. Они какие? (Рябиновые). А что растет на рябине? (Красные ягоды-гроздья).
б) Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Воспитатель: Давайте представим, что наши пальчики – это осенние листочки.
- Раз, два, три, четыре, пять,
- (Загибают пальчики, начиная с большого)
- Будем листья собирать.
- (Сжимают и разжимают кулачки)
- Листья березы, листья клена,
- (Загибают пальчики, начиная с большого)
- Листья дуба, листья рябины,
- Листья тополя мы собрали,
- Маме осенний букет отдали.
- (Протягивают ладошки вперед)
в) Упражнение «Назови части дерева» (по картинке).
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте рассмотрим дерево поближе. (Показывает картинку дуба).
Из каких частей состоит дерево?
— Это что? (Ствол). Он какой? (Толстый, мощный).
— А это что? (Ветки). Они держат... (листья).
— Что это? (Листья). Осенью они становятся... (желтыми, сухими).
— А что находится внизу, под землей? (Корни). Они питают дерево и держат его крепко в земле.
Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Чтобы Лесник лучше все запомнил, давайте расскажем ему о деревьях. А поможет нам вот такая волшебная табличка-подсказка. (Вывешивает мнемотаблицу).
Первый символ (дерево): Какое это дерево? (Это берёза).
Второй символ (ствол): Какой у берёзы ствол? (Белый, в черных черточках).
Третий символ (лист): Какие у берёзы листья? (Маленькие, зелёные летом, жёлтые осенью, треугольной формы).
Четвертый символ (плод): Что особенного есть у берёзы? (Серёжки).
Пример рассказа по мнемотаблице (с помощью воспитателя):
«Это берёза. У берёзы ствол белый с чёрными полосками. Листья у неё маленькие, осенью жёлтые. Весной на берёзе появляются серёжки».
Аналогично составляется рассказ про другое дерево (например, клён) с активным участием детей.
4. Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги!»
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем. Когда я скажу: «Раз, два, три – к березе беги!», вы должны найти на картинке березу и подбежать ко мне. (Воспитатель показывает картинки деревьев, дети выполняют задание. Повторяют 2-3 раза с разными деревьями).
5. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, мы помогли Леснику? Что мы для него сделали? (Назвали деревья, собрали листья, рассказали о березе и клёне).
Вы сегодня были настоящими знатоками леса! Лесник вам очень благодарен и передал вот этот волшебный сундучок с сюрпризом. (Воспитатель показывает детям красивую коробочку, внутри которой могут быть, например, раскраски с деревьями или медальки «Юный защитник природы»).
Наше путешествие закончилось. Давайте поблагодарим Лесника и пообещаем всегда беречь природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского" с использованием интерактивной доски.
Сказки Корнея Чуковского просто созданы для маленьких детей. Яркие, добрые, харизматичные персонажи этих сказок очень нравятся детям. А стихи понятны, просты и легко запоминаются. [[{"type"...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Путешествие в волшебный мир театра»
Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»Цель: развитие речи детей посредством использования элементов театрализации.Задачи:Обучающие:- продолжать совершенствовать диалогическую...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского с использованием интерактивной доски....
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему «В гостях у Осени»
Данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей л...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие в Фиолетовый лес"
Конспект нод по развитию речи в средней группе...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в осенний лес».
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о лесе и его представителей животного мира.Задачи:Образовательная:- Формировать у детей умение называть предметы осени;- Закреплять знания о диких жи...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие в Африку"
Вовлекать в общий разговор, внеситуативное общение на темы из личного опыта....